Незабываемый день рождения

1
  Кажется, что я только вчера вышел на пенсию, а с тех пор уже прошло целых десять лет. Мне трудно понять смысл времени, да и не мне одному. Как-то я попросил знакомого физика-академика объяснить мне этот физический параметр. Академик стал что-то муторное говорить насчет неразрывности пространства и времени, но, не закончив свои рассуждения, замолчал. Я ему говорю:
- Аркадий, а ты по-простому можешь сказать?
- По-простому можно сказать, что год есть один оборот Земли вокруг Солнца, наверное, это самое доступное объяснение понятие времени, – сказал академик и с улыбкой посмотрел на меня.
- Это получается, что я за всю свою жизнь сделал 68 оборотов вокруг Солнца? Если бы ты мне это сказал раньше, я бы сохранил свою молодость.
- Это, каким же образом? – поинтересовался Аркадий.
- Все очень просто, Аркаша. Допустим, мы вращаемся вокруг Солнца по часовой стрелке. Тогда можно передвигаться по Земле в обратном направлении и сделать меньше оборотов, чем обычные обыватели.
- Не думаю, что это выполнимо, но с физической точки зрения надо подумать, - сказал академик.
Я не стал с ним спорить. Академики  народ думающий. Над одной проблемой они могут думать всю жизнь, за это их уважают. Мы с Аркадием когда-то учились на физфаке ТашГУ (Ташкентский Госуниверситет) , затем он перманентно "грыз" физическую науку, а я переквалифицировался в геофизики.
Незаметно наступил вечер. Целый день прошел, а я ничего путного не сделал. И вроде бы шевелюсь, но производительность низкая. В молодые годы за день можно было столько перепахать, а сейчас … . А может, прав сосед из дома напротив моего, который часто повторяет:
- Дожил я до 70 лет, жив - здоров, ноги-руки работают, голова варит, на женщин смотрю иной раз с вожделением, что еще надо? Благодарю Господа нашего за все за это. Сколько моих знакомых-ровесников уже нет на этом свете, а я все еще  живу и радуюсь.
  Обуреваемый противоречивыми чувствами, я лежал на диване, смотря очередной скучный матч по футболу. Раньше, в молодые годы я, как и все фанаты, ходил на стадион, болел за любимую команду. А сейчас я рассуждаю иной раз, как старик Хатабыч из известной сказки: "и зачем 22 дурака гоняются за одним мячом?". Правда, при этом я допускаю:  "за большие деньги можно гоняться за одним мячом и 22 футболистам, но ведь миллионы платят хорошие бабки, чтобы наблюдать за ними, а это я никак не пойму".
Вывел меня из этого состояния звонок: звонил мой любимый племянник – Тимур:
- Привет, как настроение?
- Да, так себе.
- Что так, дядя? Тебя кто-то обидел? Ты только скажи мне.
- В этом плане все окей, боюсь, как бы я кого не обидел. Просто с утра задумался о жизни, быстротечна она. "Планов громадье", как это смачно сказал Маяковский, будучи еще совсем юным. Все эти планы громоздятся друг на друга, а времени претворить их в жизнь остается все меньше и меньше. Да, хватит об этом, ты лучше приезжай ко мне, я здесь такую вкусную готовлю мошкичири (крутая каша из маша и риса).
- Прекрасно, а то у меня после лекций разыгрался волчий аппетит.
Через полчаса мы с Тимуром улепетывали кашу за обе щеки, она действительно оказалась вкусной. После обеда наступило время неторопливой беседы.
- Так все-таки, дядя, что тебе так взгрустнулось сегодня?
- Вспомнил время, когда я еще сделал всего 17 оборотов вокруг Солнца на космическом корабле.
- Что-то я не совсем тебя понимаю. О каком космическом корабле ты говоришь? Ты не болен?
- Все нормально, Тимур! Космический корабль - это наша Земля, которая делает один оборот вокруг Солнца за год.
- Понятно, тебе в ту пору было 17. И что ты вспомнил и взгрустнул?
- В такое же вот осеннее время мы были на хлопке, кажется, в Букинском районе (район в Ташкентской области Узбекистана). Мы были юны, нам казалось, что вся жизнь впереди и нас ждет светлое будущее – коммунизм.
- И вы верили в это?
- Думаю, тогда большинство из нас верило, возможно, мы просто не задумывались. Как-то раз - это было во время Карибского кризиса (конфронтация в октябре 1962г. между СССР и США) - пятеро из нас попали в  передрягу, но все закончилось для нас более чем благополучно.
- Интересно, может, расскажешь?
- Ну, слушай, но не перебивай, а то это меня сбивает с толку.

2
В середине сентября мы, практически, всем 1-ым курсом выехали на хлопок. Наши родители не понаслышке знали, что значит хлопковая компания и, наверное, поэтому снабдили нас всем необходимым: раскладушками, теплым бельем и одеждой, вкусной снедью на первые два-три дня. Конечно же, они дали нам массу инструкций, которые, как в сказке, поступали  к нам в одно ухо и выходили из другого. К счастью, времена оные канули в лету, и было время оттепели (время правления Хрущева в СССР).
Колонна автобусов в сопровождении отряда милиции довезла нас, студентов ТашГУ до заранее назначенного колхоза, и мы были распределены по ночлежкам: школам, баракам и пр. Нашему русскоязычному потоку курса достался довольно просторный барак, где мы все и разместились под неусыпным руководством двух препов физфака (преподаватели физического факультета). Девушек на нашем потоке было всего около десяти, и им выделили место в самом лучшем уголке того же барака, отгородив от всех наспех приготовленными занавесками.
Устроившись, все дружно стали распаковывать свой провиант. Большинство из нас разделились на небольшие группы и стали поглощать пищу за импровизированными столами, которыми служили раскладушки. После ужина сухим пайком и небольшого последующего отдыха препы коротко информировали нас о том, что можно, а больше о том, что нельзя. Затем они сказали, какая задача перед нами стоит на завтра и какова ежедневная норма сбора хлопка на одного человека.
Наш русскоязычный поток почему-то называли европейским, хотя Европой там и не пахло. Основной костяк студентов составляли русские, евреи, узбеки, татары и метисы. Какого-то разделения по национальной принадлежности среди нас не было. Большинство из нас были 17-ти летними юнцами. Были среди нас и 22-28 летние парни, которые  отслужили в армии. Они смотрели на жизнь уже более серьезными глазами и старались держаться вместе. Жизнь и быт на хлопке  позволила нам – однокурсникам - ближе познакомиться друг с другом, а также с жизнью сельчан.
Первые полмесяца сбора хлопка-сырца прошли спокойно, чему в немалой степени способствовала теплая, а днем прямо-таки летняя погода. Машинный сбор хлопка в Республике еще не был в то время всеобъемлющим. Первые десять дней мы собирали первый урожай хлопка на отведенном нам поле. Даже неумелые хлопкоробы вроде меня могли за день собрать около 100 кг. Конечно, для этого надо было, согнувшись вдвое, целый день собирать в фартук белые коробочки хлопка.
Фартуком называли кусок плотного хлопчатобумажного полотна размером метр на метр, по краям которого были пришиты тесемки. При помощи двух тесемок фартук обвязывался вокруг талии, а две остальные, завязанные бантиком, закидывались за воротник рубашки. Хлопок собирали двумя руками и клали в фартук, который по мере заполнения все больше оттягивался, пока не зависал между ногами и мешал передвигаться вдоль грядки. Собрав несколько фартуков, мы сдавали их на хирмон (место временного складирования собранного урожая), который находился посередине поля. Там колхозный табельщик взвешивал фартук с хлопком и с точностью до 1 кг записывал показание напротив фамилии сборщика.
Хлопковое поле в среднем  тогда да и сейчас представляло собой поле площадью около 4 гектаров, окруженное с двух или трех сторон закешами (дренажная траншея). У закешов росла пышная растительность, так как там всегда находилась дренажная вода. Естественно, что живые люди время от времени посещают места, куда и коронованные особы ходят пешком. Мы хоть и были молодыми, здоровыми юношами и девушками, тем не менее, как минимум два раза в день каждому необходимо было уединиться в импровизированном гальюне. Каждый сам выбирал себе его у закеша, где можно было скрыться от посторонних взглядов и спокойно облегчиться.
Наши препы понимали, что за всеми нами уследить физически невозможно. Поэтому для выполнения поставленной перед ними задачи они выбрали простое, но эффективное решение. Коротко это можно выразить словами одного из их них:
- Товарищи студенты! Вы должны собирать столько хлопка, чтобы на одного сборщика приходилось в среднем не меньше, чем в целом по Университету. Те, кто собрал больше ежедневной нормы, могут немного отдохнуть и пр. Однако до конца рабочего дня, т.е. до захода солнца, в расположении появляться запрещается. К нарушителям будут применены строгие меры вплоть до исключения.
Наши препы в целом были достаточно демократичны. Мелкие нарушения они старались не замечать. К тому же они были тоже подневольными людьми, которых приказом отправляли на всенародную повинность. Они ежедневно отчитывались о проделанной работе перед штабом . Ночевали препы в домах у местных жителей, питались они также отдельно от нас. Каждые полмесяца их заменяли новоприбывшие. Первые два дня некоторые из них  проявляли прыть, но затем все шло по написанному сценарию.
Кормили нас пищей, которая, как правило, была не только невкусной, а вызывала у большинства изжогу. За первую неделю нам выдали небольшое вознаграждение в виде денег, но на этом все и кончилось. Нам говорили, что все заработанное уходит на еду. Поэтому многие, даже вполне добросовестные парни, через полмесяца жизни на хлопке собирали чуть более нормы и начинали сачковать. К этому нас толкала также плохая еда, неуютная обстановка и плохо организованный досуг.
Собрав норму, мы собирались на отшибе в кружок и играли в дурака или преферанс. Для удобства мы при этом усаживались на последний за день собранный фартук с хлопком, который нам служил и стулом и диваном. В один из обычной череды дней я вдруг услышал возглас соседа-"хлопкороба":
- Ты смотри, кажись, конопля!
- Что за конопля, Женя?
- Ты что, первый раз видишь? Это же анаша (наркотическое растение).
Вокруг нас сразу собрались и другие ближайшие хлопкоробы и с любопытством стали рассматривать коноплю. В нашем краю анашу курили некоторые для получения кайфа. Мои родители осуждали таких и внушали нам,  детям, что это плохой пример.
- Давай соберем цветочки и покурим, – предложил Женя. 
В семнадцать лет хочется выглядеть взрослым человеком, которому все нипочем. Наверное, поэтому пятеро из нас, сев в кружочек, выкурили по цигарке. У меня от этого немного закружилась голова. Я выбросил недокуренную цигарку и сказал:
- По мне, сигарета "прима" намного лучше.
И вытащив из пачки одну сигарету, демонстративно затянулся. Больше никогда в жизни я и близко не подходил к наркотикам.
Вечерами каждый проводил свой досуг по своему разумению и по возможностям того далекого времени: кто играл в шахматы, кто читал, кое-кто уходил в гости в соседние подразделения ТашГУ, а некоторые любители выпить "соображали". Как-то раз у нас  на хлопке организовали нечто типа дискотеки. В то время понятие "дискотека" не было. Просто организовали вечерний досуг с музыкой и танцами. Какой-то преп привез на хлопок магнитофон размером с небольшой чемодан. Для того времени его считали роскошью. Несколько пар танцевали под музыку, а все остальные наблюдали за ними. Я был воспитан в пуританском духе, и пригласить на танец девушку, которая мне нравилась, стеснялся.
Посмотрев немного на танцующих и выкурив сигарету, я отправился в барак. Там группа ребят, в основном, бывших военнослужащих, сидели за столом и что-то отмечали. Они кликнули меня и пригласили за стол. Я подсел к ним, и один из них налил в стакан 100 грамм водки, протянул мне и сказал:
- Давай выпьем за дружбу и за успех хлопковой компании!
Я несколько опешил от такого предложения, и немного раздумывал "принять на грудь" или нет, как вдруг другой бывший вояка тихо промолвил:
- Ему не надо, он еще салага.
Это меня задело за живое, и я моментально отреагировал:
-  Что-то вы мне совсем чуток налили, вот я и думаю - пить мне эту малость, или нет.
Под одобрительные возгласы мне наполнили стакан до краев. Все взгляды, сидящих за столом, теперь были обращены на меня. Я встал, пожелал всем здоровья и залпом осушил стакан. Мне предложили закусить, но я отказался. Сразу после этого я хотел оставить теплую компанию, как вдруг все тот же вояка воскликнул:
- Может, по второй?
- Давай – согласился я, не высказав и тени сомнения.
Мне уже хотели налить второй полный стакан, как старший из них, взглянув на меня, сказал:
- Хватит ему и половины, – а затем шутливо добавил, – если так пойдет, то нам ничего не достанется.
Я пожелал всем чего-то по случаю, залпом выпил поднесенные 100 грамм водки, закусил любезно предложенным бутербродом и вышел из барака, дабы выкурить сигарету. Через минуту по всему телу разлилось тепло, исчезла скованность, и я пошел в сторону, где раздавалась музыка. Несколько пар вальсировали, человек двадцать наблюдали за ними, и среди них была девушка, которая мне тогда нравилась. Звали ее Асей. Я смело подошел к ней и без стеснения, так свойственного мне обычно, пригласил ее на танец. Мы закружились в танце. Не знаю, может быть, я был неуклюж, но мне тогда казалось, что я был на высоте.
Что было после вальса или кадрили, я не помню. Наследующее утро ребята дружно улыбались, глядя на меня. Я спросил их:
- Что вы так ржете?
На мой вопрос один из них ответил:
- Ты вчера в танце буквально повис на бедной Асе, и она попросила отвести тебя в барак и уложить.
Я был неприятно удивлен. Значит, от выпитого я полностью отключился и ничего не помнил. Мне было так стыдно перед Асей, что я в тот день даже не решался посмотреть в ее сторону. Никогда до этого случая я не пил водку, да еще в таком количестве. Я решил впредь осторожно относиться к спиртному. Тогда я не осознавал, что одного этого решения недостаточно, и влип вскоре в историю.

3
На календаре был уже конец октября. Мы все еще трудились на трудовом фронте, так как плановое задание по сбору хлопка-сырца было не выполнено. По утрам уже было холодно, днем тепло, а вечерами прохладно. Приятно было то, что рабочий день сократился, так как рано темнело. Собирали мы уже почти один подбор (упавшие после машинной сборки коробочки хлопка). Очередной день по сбору хлопка заканчивался. После ужина я занялся решением шахматных головоломок.  Одна из них никак не поддавалась быстрому решению, и я полностью погрузился в задачу. Ход моих мыслей неожиданно нарушил Женя, сказав:
- Слушай, старина, тебе не надоело заниматься ерундой?
Я посмотрел на него отсутствующим взглядом и предложил совместно заняться решением шахматной задачи. Он посмотрел на меня с сожалением и промолвил:
- Только этого не хватало. Давай лучше "сообразим".
- Соображай, но без меня – ответил я.
- Ты понимаешь, тут у Сереги день рождения, а выпить нечего, – продолжил он.
Дальнейший наш диалог проходил в таком ключе:
- Надо было об этом, Женя, позаботиться раньше.
- Ты прав, но мы об этом узнали только что.
- Может у кого-то есть заначка?
- К сожалению нет.
- Ничем не могу помочь, а Серегу я поздравлю сам.
- Но это неинтересно, надо в торжественной обстановке, всем вместе.
- Тогда отложим на завтра.
- Нет, завтра уже не то.
- Ну и что ты предлагаешь?
- Тут недалеко есть колхозный магазин, можно там раздобыть спиртное.
- В чем тогда дело? Иди и принеси.
- Дело в том, что магазин закрыт, но там есть сторож.  Пошли с нами, и ты ему все втолкуешь.
К нашему разговору присоединились еще пару ребят. Их доводы мне показались убедительными, и я согласился. Дело в том, что русскоязычное население Ташкента почти поголовно не могло изъясняться на узбекском. Да это им и не нужно было, так как в те времена русский язык был государственным, и все делопроизводство велось на нем. Другое дело - провинция. Там знание местного языка и обычаев было необходимо.
Впятером мы шли по освещенной лунным светом дороге. Нас уверенно вел Женя. По-видимому, он уже здесь бывал и ранее. По дороге мы болтали о всякой всячине, пока не появилось впереди одноэтажное добротное строение. Тут Женя остановил нас и сказал, обращаясь ко мне:
- Это и есть магазин. Мы пройдем к нему со стороны двора, ты будешь идти впереди нас и объяснишь сторожу все на узбекском.
Мы так и собирались сделать. Наверное, топот наших ног и разговор услышал сторож. Он вдруг выскочил из здания с берданкой в руках и грозно воскликнул:
- Тўхта! ;ўлини кўтар ! (Стой! Руки вверх!)
Я обомлел от неожиданности, поднял руки и стоял с открытым ртом. Только я хотел что-то сказать сторожу, как вдруг он забежал в дверь, из которой так неожиданно выскочил пару секунд назад, и вскоре раздался выстрел со стороны парадного входа. Я оглянулся назад - за мной никого не было. Ребята, здорово перетрухнув, забежали за угол здания, которое находилось в двух шагах, и скрылись в зарослях хлопчатника. Мне ничего не оставалось, как последовать их примеру.
Сторож выстрелил в воздух, но в следующий раз он может точно взять цель. Мы пошушукались и решили чуток затихнуть, а затем ползком через поле уйти от греха подальше.  Так прошло минут пять, как вдруг со всех сторон раздался топот лошадиных копыт. Целый отряд всадников с нагайками галопом приближался к магазину. Уже через минуту после разговора со сторожем командир отряда дал распоряжение, и все поле было окружено всадниками.
Мы поняли, что дело швах. Я шепотом сказал друзьям поневоле, что выйду и объяснюсь с командиром и, если все будет нормально, они по моему сигналу также выйдут. Я отполз от ребят в сторону, встал на ноги и с поднятыми руками направился к ближайшим всадникам. Они быстро окружили меня. Вид у них был грозный и ничего хорошего не предвещал. Я обратился к ним:
- Ассолому алайкум! Мени ра;барингизга олиб боринг, мен унга ;аммасини тушунтираман (Здравствуйте! Отведите меня к вашему командиру, я ему все объясню).
Не поздоровавшись, они, окружив меня плотным кольцом, повели к своему командиру. Я учтиво поздоровался с предводителем и рассказал ему нашу историю. Видно было, что он не очень мне поверил. После этого он спросил:
- ;ани сани ўрто;ларинг? (Где твои приятели?)
- Уларга тегмайсизми?  (Вы их не тронете?)– ответил я вопросом на вопрос.
  Он заверил меня, что если я говорю правду, то никого из нас не тронут и пальцем. Я подал условленный сигнал, и мои товарищи с понурыми лицами вышли из зарослей хлопчатника и подошли к нам. Под конвоем нас повели в наше подразделение. Бравые джигиты, убедившись в правдивости моих слов, оставили нас на попечение наших начальников. Естественно, что о нашем походе был информирован и штаб.
Мы были готовы к самому худшему. К нашей радости, мы отделались выговором без занесения в личное дело. Нам сказали, что, учитывая нашу явку с повинной, нам вынесли мягкое наказание. Может быть и так. С годами я уразумел, что на это решение могли повлиять и другие обстоятельства. В то время как раз был в разгаре Карибский кризис и взрослые более четко понимали, чем это грозит всему миру. На этом фоне наш поход был воспринят как детская шалость.
Как выяснилось позже, магазин находился в одном строении с  колхозной сберкассой. В сберкассе же хранилось сто тысяч рублей - по тем временам немалые деньги. Сторож решил, что мы пришли ограбить колхозный банк. Поэтому он и выстрелил, дабы вызвать подмогу. Меня поразила оперативность появления конного отряда. Было такое впечатление, что они готовы в любой момент отразить нападение врага. Я даже подумал, что такая оперативность у них выработалась еще со времен басмачества.

4
- Какие события у тебя были на хлопке, дядя!
- Они остались в моей памяти, так как они выделялись из повседневной жизни. В целом, каждый день на хлопке был будничным, однообразным: утром - подъем в начале седьмого; туалет; завтрак сухим пайком с горячим чаем; сбор хлопка; обед; небольшой послеобеденный отдых; снова сбор хлопка; конец рабочего дня с заходом Солнца; ужин; вечерний досуг; сон - и снова все по кругу.
- Может быть, кто-нибудь из вашей компании знал о 100 тысячах рублей? – поинтересовался Тимур.
- Вряд ли. Мы были совсем юными. Хотя полностью исключить этот фактор нельзя. Возможно, кто-то из взрослых следил за нашем вояжем. Если бы сторож не поднял шум при нашем появлении, события могли развиваться и по другому сценарию.
- По какому?
- Представь себе, что мы договорились со сторожем и взяли спиртное. Проследив за нами, в магазин мог незаметно пробраться рецидивист, взять деньги в банке и избавиться от свидетеля - сторожа. Естественно, что о нашем походе за спиртным знал бы весь курс. Тогда нас подозревали бы в совершении кражи в особо крупном размере и преднамеренном убийстве. Поэтому нам повезло, что сторож поднял тревогу.
- Ну, дядя, тебе бы писать детективные романы.
- Я рассказал эту поучительную историю для того, чтобы ты не повторял моих ошибок. Нужно знать, с кем, сколько и с какой целью пить, а может лучше и вообще не употреблять спиртное. Кроме этого, важно научиться не поддаваться уговорам псевдо друзей и сказать твердое "нет" в случае необходимости.
- А как определить эту необходимость?
- Для этого случая есть такое понятие, как здравый смысл.
- Дядь, а еще какое-нибудь приключение на хлопке ты испытал?
- Да, было такое. Снова поддался уговорам товарищей.
- Это снова связано со спиртным?
- Нет, больше на хлопке я не пил спиртное.
- Если это также поучительно и важно знать, ты мне расскажешь?
- Конечно Тимур, но только при следующей встрече.


Рецензии