Освобождение. Пусть будем мы в своей стране чужими

Заговор дураков. "Пусть будем мы в своей стране чужими"

Опыты философской (персоналистической) и литературной (имажинистской) автобиографий дополняет опыт революционера и социолога П. А. Сорокина. В 1963 году в США увидела свет его автобиография с поэтическим заголовком «Дальняя дорога». В главе под названием «Катастрофа: революция 1917 года» П. А. Сорокин свидетельствует:

«В своём полном развитии все великие революции, похоже, проходят три типические фазы. Первая из них – короткая – отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и большими ожиданиями реформ, которые обещает каждая революция. Эта начальная стадия лучезарна, правительство гуманное и мягкое, полиция умеренна, нерешительна и совершенно ни на что не способна. В человеке начинает просыпаться зверь. Короткая увертюра обычно сменяется второй, деструктивной фазой. Великая революция теперь превращается в яростный вихрь, сметающий на своём пути всё без разбора. Он безжалостно разрушает не только отжившие институты общества, но и вполне жизнеспособные заодно с первыми, уничтожает не только исчерпавшую себя элиту, стоявшую у власти при старом режиме, но и множество людей и социальных групп, способных к созидательной работе. Революционное правительство на этой стадии является грубым, тираничным, кровожадным. Его политика в основном разрушительна, насильственна и террористична. Если ураганная фаза не полностью превращает нацию в руины, революция постепенно вступает в третью фазу своего развития – конструктивную. Уничтожив все контрреволюционные силы, она начинает строить новый социальный и культурный порядок и новую систему личностных ценностей. Этот порядок создаётся на основе не только новых, революционных идеалов, но и включает восстановленные, наиболее жизнеспособные дореволюционные общественные институты, ценности, образы жизни, временно порушенные на второй стадии революции, но которые выжили и вновь утвердились, независимо от желания новой власти. Послереволюционное устройство общества, таким образом, обычно являет собой некую смесь новых образцов и моделей жизненного поведения со старыми».

(П. А. Сорокин. «Дальняя дорога. Автобиография». С. 76)


*   *   *

Гнусавый вечер – старый дьяк,
Поёт октябрьские службы.
Созвездий золотые гроздья
Свисают в городские лужи.

Пью жадными глотками дни,
Солёные мочой и кровью.
Не по цветам путь, не по гравию
По трупам в звёздный виноградник…

Пастух ли приведёт стада?
За стадом ли придёт пастух?
В дни молневого листопада
Юродивый над Русью дух.



Дурак, шут, юродивый – кто ещё отважится сказать правду на Руси?.. Какая личность? Кто, если не совсем дурак.
Н. А. Бердяев учил:

«Личность есть субъект, а не объект среди объектов, и она вкоренена во внутреннем плане существования, т. е. в мире духовном, в мире свободы. Общество же есть объект. С экзистенциальной точки зрения общество есть часть личности, её социальная сторона, как и космос есть часть личности, её космическая сторона. Личность не объект среди объектов и не вещь среди вещей. Она субъект среди субъектов, и превращение её в объект и вещь означает смерть. Объект всегда злой, добрым может быть лишь субъект».

(Н. А. Бердяев. «О рабстве и свободе человека». С. 444)


Как точно подметил рыцарь свободы – общество есть объект, объект же всегда злой. Добрым может быть лишь субъект. Добрым и… правдивым? Открывателем истины? У Р. Декарта (1596–1650) именно так: истина скорее откроется одному, чем целому народу.
В 1930 году Государственный Театр имени Вс. Мейерхольда гастролировал за рубежом. Большевик с 1918 года, Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) создал его в Москве в 1920-м, а с 1926 года театру был присвоен статус государственного. Революционный, митинговый, агитационный характер театра вырос из ощущения трагизма, которое властно овладело Вс. Мейерхольдом в предреволюционные годы. Прославленный постановщик отвергал нормы натуралистического буржуазного театрального искусства и предлагал миру новые революционные идеи сценического движения и композиции:


«Если я говорю, что сцена – сама жизнь, то я вас спрошу, почему мы употребляем термин “играть на сцене”? Потом я вас спрошу, почему театр требует сценического наряда? Почему, когда мы говорим “играть на сцене”, нас тянет прежде всего преобразиться? Разве когда мы стремимся преобразиться и когда мы стремимся играть, разве у нас в голове может хотя на одну минуту явиться вопрос – так же точно воспроизвести, как в жизни? Если я готовлюсь к какому-нибудь маскараду и хочу представить какого-нибудь шута горохового или какого-нибудь пшюта, фата, вообще какое-нибудь человеческое явление, представителя какого-нибудь класса или моего знакомого, разве я буду прежде всего подсматривать, какой он носит пиджак, какой жилет, какая на нём шляпа? Нет, я прежде всего в игре высмею, я захочу его представить не только как он есть, но подчеркнуть в нём то отрицательное или положительное, что я в нём подмечаю. Поэтому, когда мы хотим подобное изобразить, мы отдаёмся интуиции, то есть мы как бы бултыхаемся в воду вниз головой, мы говорим – “всё равно”, я выворачиваю наизнанку шубу, нахлобучиваю шапку, и у меня получается медведеобразная фигура, потом я схватываю первый попавшийся цилиндр и напяливаю его, всё равно, или вставляю в глаз монокль, будет ли он настоящий монокль или я возьму у жены шпильку, сделаю из неё кружок, привяжу нитку или бечёвочку, если жилет не даёт нужного цвета, я его выверну наизнанку».

(В. Э. Мейерхольд. Лекции 1918–1919)


Гастроли проходили с успехом.
В Берлине с Вс. Э. Мейерхольдом встретился племянник А. П. Чехова, актёр и режиссёр Михаил Чехов, пути которого радикально разошлись с магистральной линией партии и правительства ещё в 1928-м.
После он рассказал:
«Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы – мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой – зачем? – он ответил: из честности». (Цит. по: Головникова О. В. Документы РГВА о трагической судьбе В. Э. Мейерхольда).



Аудиокнига на Ютубе https://youtu.be/ZW2E9uGmcw0


Рецензии
Аудиокнига на Youtube http://youtu.be/ZW2E9uGmcw0

Олег Кустов   16.04.2022 05:53     Заявить о нарушении