Базовые навыки наблюдения - версия 2. 0

Навыки наблюдения: 
(из моих записей)

Если долго и серьёзно чем-либо увлекаться, всё рано или поздно меняется.
В ту или иную сторону. Количество переходит в качество, старания в навыки, волнение в спокойствие, робкие попытки – в привычные действия.
Наблюдение и воображение, на стыке которых мы и получаем “грёзы о людях”, не исключение. При многолетней привычке пристально наблюдать (например, за маленькими детьми) и тренированном воображении (к примеру, написанием рассказов), в какой-то момент можно заметь качественное изменение навыка. Он начинает нести реальную информацию о попавших в "воображаемое наблюдение" людях. Общую, но самую важную: добрые они или злые, честные или не очень, преданные или самолюбивые, отзывчивые или скрытные... А больше о людях и знать-то особо нечего, остальное не имеет значения. Остаётся научиться выявлять истинную информацию и отсеивать её от воображаемой. Непросто, но вполне реально. И чрезвычайно интересно.
(Интуицию вообще не стоит путать с игрой воображения.)
Остаётся помнить, что люди многоплановы. Даже безошибочно прочитав их пристрастия, можно узнать о них многое, но далеко не всё. К тому же люди часто ведут себя вопреки своим пристрастиям: вспыльчивые сдерживаются, злые – как бы назло себе – совершают добрые поступки, жестокие ведут себя нежно с важными для них людьми.
А некоторые вообще имеют "плавающие" навыки, которыми обладают не всегда, а только время от времени.
Вывод прост:  не делайте окончательных выводов!  Наблюдайте!
***

Практическая иллюстрация к теории:
(из моих записей)

...Странный день. Никогда не встречалось мне столько красивых людей. Причём разнообразно красивых. В каждом виде транспорта. Подряд! 
Внешне и душевно, одеждой и эмоциями, причёской и мимикой. Дети и взрослые, мужчины и женщины, местные и иностранцы. Странный день… 

И все неосознанно чем-нибудь со мной делились.

Проходил мимо девушки, сидящей в ожидании и глубоко задумавшейся над чем-то заоблачно далёким. И получил её задумчивый, туманный взгляд, не обременённый и тенью повседневной маски. Таких удостаиваются лишь самые близкие люди. И то – по особым случаям. И вдруг мне. Мимоходом.

Сижу напротив двух женщин. Одна – ещё скорее девушка, другая приближается к сорока годам. Совсем разные, но в то же время… Как бы объяснить… На одной волне. Одинаково спокойные, неспешные жесты, умиротворение и полуулыбка. Уютные, искренние, домашние. Настоящие.
Чрезвычайно наглядно вышло от того, что они сидели рядом. Едва удержался от скрытого фото на память.

Вижу в метро парня. Высокий, спортивный, молодой. Для всех остальных он просто ждёт своей станции. Для меня – он принимает решение.
Парень напрягся, впился почти немигающим взглядом в дверь вагона (точнее: в своё отражение), переступал с ноги на ногу, поигрывал желваками и стискивал, даже мял поручень. Он не просто ехал: вспоминал и переживал.

Проходит мимо парочка. Совсем молодые ребята. И мне достаётся искренне влюблённый взгляд, по случаю сменивший траекторию. Давно забытые ощущения. Принято и оценено по достоинству. Как всегда...
***

Далее – один из самых неприятных побочных эффектов глубокого наблюдения.
Цитата:
Так бывает – очень редко, но всё-таки бывает. Однажды твои глаза встречаются с глазами незнакомца, и ты вдруг понимаешь, что этот человек мог бы стать твоим лучшим другом... нет, даже не так! Понимаешь, что незнакомец знает о тебе абсолютно всё, да и ты знаешь его так хорошо, словно вы выросли вместе – и не потому, что вы оба такие уж великие ясновидцы, просто вы похожи, как бывают похожи близнецы, только это самое сходство не имеет никакого отношения к вашим лицам...
Так бывает. Но чаще всего эти встречи не заканчиваются ничем – просто потому, что все мы – просто люди и живем среди таких же людей, которые каким-то образом договорились, пришли к неписаному, но действующему соглашению о том, что два незнакомых человека не могут броситься навстречу друг другу с идиотскими улыбками и нечленораздельными восклицаниями: "а вот и ты, наконец-то!" Считается, что это глупо и по меньшей мере неприлично.
Так что обычно мы просто идем дальше своей дорогой, а незнакомец, который мог бы стать лучшим другом, ныряет в вагон подземки, и ничего не происходит, поскольку так принято – если уж и существует какой-нибудь "всемирный заговор", то вот вам его последствия...

Предприму робкую попытку проиллюстрировать цитату воспоминаниями.
При попытках глубокого наблюдения нередко попадал на, так называемый, “эмоциональный откат”. Дело в том, что эмоциональная привязка/настройка на человека долгое время происходила почти бесконтрольно. Особенно в небольших, замкнутых помещениях. Оказалось, что и скорость передвижения оказывает влияние. В результате, многие виды муниципального транспорта – во главе с метрополитеном – превратились в информационно-(или эмоционально-)энергетический исследовательский центр для меня, любимого. Со временем, я научился хоть как-то блокировать подобные процессы, но поначалу особого выбора не было. Опыт – вещь полезная, кто бы спорил. Осталось уточнить цену. Жаль, но рассмотреть ценник заранее не удаётся почти никому…
Когда особенно удачно попадаешь под эмоциональное влияние близкого тебе по духу человека, начинаешь его понимать, сочувствовать и сопереживать ему на самом глубоком уровне. И как результат – можешь угодить в немалое число ловушек. Одна из них та, которую я называю эмоциональным откатом.   
За самый короткий срок можно сильно привязаться к чужому человеку, как к самому близкому и родному. И тут человек, которого ты понимаешь и чувствуешь, встаёт с лавки и невозмутимо выходит из вагона, даже не кивнув напоследок, будто ты – призрак. Ну да, как же: он ведь и не подозревает о твоём существовании!
Всё равно, если бы родственник или друг начал страдать избирательной формой амнезии. Кто сталкивался, тот поймёт: это страшно, когда близкие тебя не узнают. Именно это и получает наблюдатель вместе с опытом наблюдений: безжалостный опыт потери близких и абсолютное равнодушие с их стороны. Утрата – тяжёлое душевное испытание. Но, в данном случае, отнюдь не однократное: за одно “особо удачное” путешествие на метро я в иные годы мог потерять два-три человека. Нет, не так: Человека (с большой буквы!
Вариантов противодействия было найдено, увы, немного:
- уехать из больших городов в сельскую местность;
- глушить себя, принимая какие-нибудь убойные седативные успокоительные средства;
- приобрести личный транспорт;
- разработать по опыту средства защиты;
- тренировать нервную систему и расширять принципы восприятия для иного отношения к происходящему;

Сочетаемые меры можно (и нужно) применять в комплексе. Чем и занимаюсь до сих пор с переменным успехом.
У Макса Фрая есть на эту тему ещё значимые цитаты о “человеке чужого настроения”. Самая развёрнутая – в книге “Гнёзда Химер”. Точно, чётко и по существу.

P.S.: Недавно узнал, что в научном мире таких “наблюдателей” называют эмпатами или рефлекторами. Надо будет поискать информацию.
***

----------------------------------------------
Материал частично опубликован в альманахе РСП
"Писатель года 2015" – том 10.
----------------------------------------------


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.