12. Первые уроки твёрдости

Ночь набросила своё лёгкое, расшитое причудливыми узорами звёзд покрывало на землю. Оно изящно легло на тёмно-зелёный  лабиринт  джунглей, сотканный из деревьев, лиан  и цветов, заботливо укрыло полупрозрачные  извивающиеся ленты рек, пронизывающих собою всю территорию удивительной страны, называемой Индией.

Вместе с тьмой ночь принесла и сладкий сон, которым она щедро одаривала всё живое. Природа, животные, люди - все находились в его власти. Тихо и покойно было и в доме Джавахарлала Неру, известного борца за независимость этой страны. И домочадцы, и гости находились в надёжных объятьях мира грёз.

Как вдруг на веранде  дома промелькнула маленькая тень. Она была настолько тиха и мимолётна, что ничуть не нарушила царившего вокруг покоя.

Через несколько мгновений из глубины сада к небу стали вздыматься яркие язычки пламени. Свет от костра осветил маленькую девочку лет четырёх. Одета она была в домотканое сари, тёмные глазки напряжённо глядели на огонь, а руки изо всех сил прижимали к себе красивую куклу.

Девочку звали Индира. Единственный ребёнок в семье, она была настоящей гордостью для родителей. Являясь непримиримыми борцами за независимость Индии, они также воспитывали и свою дочь. Маленькая Индира, несмотря на свой возраст, понимала и горячо поддерживала взгляды отца и матери.

Когда по Индии прокатилась очередная волна протеста против засилья колонизаторов, семья Неру принимала в ней самое активное участие. На этот раз протестующие индусы делали нечто необычное: по всей Индии запылали костры, в которых борцы за независимость своей родины сжигали все иностранные вещи, находившиеся в их личном пользовании. Такой же костёр пылал и в саду Джавахарлала Неру.  Свой вклад внесла и маленькая Индира, отказавшись от платья,  которое ей привезла живущая в Швейцарии тётя. Родители были довольны своей дочерью, которая отдала всё «чужое» во имя борьбы. Однако сама Индира знала, что она  сделала не  всё, что должна была.

Именно эта причина привела сейчас маленькую девочку к костру, ярко пылавшему в ночной тишине. Задумавшись, стояла она перед огнём, крепко прижимая к себе свою куклу. Эту игрушку ей прислали из Франции. Индира очень её любила и нянчилась с ней как с ребёночком. Но кукла была заграничной, и  теперь маленькая индуска решила её сжечь.

Нелегко далось девочке это решение. Несколько дней она проболела, вынашивая эту идею. Родители обеспокоено расспрашивали Индиру о причинах недуга, но девочка отвечала, что всё в порядке. Говорить кому-либо о своём замысле она не собиралась. Ведь родители не заставляли её этого делать. Маленькая Индира хотела, чтобы это было именно её решение, принятое независимо от всех, даже от родителей, которых  она горячо любила.

Огонь ярко играл тонкими язычками пламени.  Девочка то завороженно глядела на него, то переводила свой взор на куклу. Глаза стремительно наполнялись слезами. Несколько раз она уже пыталась   бросить куклу в огонь, но каждый раз, испугавшись пламени, сильней прижимала игрушку к себе, и глядела на неё, гладила маленькими пальчиками кукольное  личико.

Наконец, Индира  осознала, что если ещё чуть-чуть помедлить, то  она попросту убежит отсюда в слезах, так и не сделав то, ради чего пришла. Эта мысль обожгла её как огонь. Девочка резко вытянула к костру руку, держащую куклу, и, повернув назад голову, разжала её. Игрушка упала прямо в центр костра. Несколько минут малышка  стояла, сквозь слёзы глядя на пылающее пламя. При этом девочка изо всех сил сжимала кулачки, чтобы не броситься за куколкой.

Наконец, когда игрушка наполовину сгорела, и доставать её уже не было смысла, Индира упала на колени и громко зарыдала.

После той ночи девочка проболела ещё несколько дней. Родители, узнав о поступке Индиры, не ругали её, а старались изо всех сил поддержать свою малютку в принятом решении. При этом они были полны  гордости  за своё дитя, которое уже в таком юном  возрасте присоединилось к общему делу борьбы.

Эту ночь Индира запомнила навсегда.  А жизнь шла своим чередом: впереди было замужество с достойным избранником Фезгором Ганди, огромная радость за родину, когда та стала независимой, гордость за отца, занявшего высокий пост в правительстве, и твёрдое решение продолжить его дело, став преемницей на отцовском посту. Но всегда перед глазами Индиры был тот памятный костер: и тот первый урок твёрдости, стойкости и решимости  поставить благо родины выше любых своих интересов, усвоенный ей в далеком детстве…


Рецензии