Загадки хеттов

Они ушли, мужи высокой славы,
Те первые, кому среди племён
Венец бессмертья миром присуждён.
Где? Где они? За партой учат дети
Историю ушедших в тьму времён,
И это всё! И на руины эти
Лишь отсвет падает сквозь даль тысячелетий.
(Дж. Г. Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда. Пер. В.В. Левика).

До сих пор не известно, откуда они пришли, но самое главное, куда ушли?

Все хотят быть потомками хеттов: абхазцы, армяне, итальянцы, славяне и даже немцы.

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция». Хетты (др.-греч.  ;;;;;;;;, самоназвание Nesili, Kanesili)  —  индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где основал Хеттское царство (Хатти).

В последние века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, при  Суппилулиуме I   существенно распространившее своё влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном  — Египтом. При Тутмосе III  хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но от фараона Хоремхеба  до  Рамсеса II  (XIV—XIII век до н. э.) две конкурирующие силы вели войны за контроль над Сирией (частью которых была битва при Кадеше). После уничтожения Хеттского царства под ударами «народов моря» (во время так называемой «катастрофы бронзового века») народ хеттов пришёл в упадок. Отдельные  неохеттские государства  продолжали существовать на периферии Хеттского царства в Сирии и на юге Анатолии, пока не были разгромлены ассирийцами.

Хетты (хеттеи, ивр. ;;; HTY, или ивр. ;;;-;; BNY-HT) неоднократно упомянуты в Библии.

Прародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н. э. Л. А. Гиндин полагает, что хетты были первым  индоевропейским  народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию ещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Хетты испытали сильное влияние в лице местного  автохтонного  субстрата  хаттов  и, в меньшей степени,  хурритов  (Митанни). По другой версии, хетты — коренное аборигенное население Малой Азии, предки которых обосновались в Малой Азии в XIII-X тысячелетиях до нашей эры.

Также влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись. Сами хетты оказали влияние на культуру всех своих соседей.

На рубеже III—II тысячелетий до н. э. у хеттов, прибывших в Малую Азию, начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в этот регион в XX—XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских  и, отчасти,  аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда,  Амкува, Куссар,  Хатти,  Каниш,  Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар. В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Анитта основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель — хаттов.

В 1915 г. Бедржих Грозный доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков — двух основных близкородственных письменных языков Хеттского царства из анатолийской ветви. Позднее было установлено, что от данных языков происходили  ликийский, карийский,  лидийский,  сидетский  и ряд других языков Малой Азии I тыс. до н. э., не переживших эпохи римского завоевания. Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность.

Военные успехи хеттов объяснялись активным использованием ими двух инноваций — боевых колесниц и железного оружия.

Хетты, возможно, были первыми, кто изготавливал и использовал боевые колесницы, которые появились в Передней Азии в начале II тысячелетия до н. э.) от индоевропейских степных кочевников - ариев. «Хеттский трактат о тренировке лошадей восходит к митаннийским специалистам в этом деле и содержит индоарийские термины…». В Грецию колесницы пришли, несомненно, от хеттов.

По устоявшемуся мнению, получение железа первыми освоили горные народы севера Малой Азии и Кавказа. Хетты захватили территорию древних хаттов, которые обладали технологией обработки железа. Известно послание фараона Нового царства царю хатти с просьбой прислать ему железный кинжал, что в эпоху бронзового века было очень дорогим подарком (в гробнице Тутанхамона был найден предположительно хеттский кинжал с железным лезвием).

В последующие столетия хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц, давало этому народу огромное преимущество.

По имеющимся материалам можно представить только некоторые обрывки из того, что составляло совокупность хеттских религиозных верований. Без сомнения, эти верования изменялись не только по эпохам, но и по местам жительства хеттов. Эти верования давали ответы на все вопросы, которые предлагает религиозная любознательность: какие существуют боги и духи, как почитать тех и других, как приобретать их расположение, узнавать их волю, как вообще должно вести себя? Конечно, воссоздать религию хеттеев пока нельзя, но уже можно составлять суждения, имеющие за собой, по-видимому, достаточные основания. Культ хеттов известен по барельефам. Как и хурриты, хетты поклонялись богу грома — Тешубу (Тишуб-Тарку). Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Важным документом для суждения о хеттской религии, равно как и для изучения политической истории хеттеев, является договор Хета-Сира, заключённый с Рамзесом II. В этом договоре говорится о том, что цари Кхета и Египта обязывались не переходить со своими войсками границ друг друга, не начинать войны в случае каких-либо недоразумений, поддерживать своими войсками друг друга в борьбе с врагами, а всё, что было написано на серебряной таблице договора, одобрено союзом богов, божествами мужскими и женскими, божествами земли египетской. Они свидетельствовали о твёрдости этих слов, которые они одобрили.

Главным божеством хеттеев был Сутех. Этот бог был довольно благосклонно принят в Египте, хотя потом его в Египте стали смешивать с Сетом. Весьма вероятным представляется, что Сутех являлся у хеттов богом солнца, но это и не исключает того, что Сутех имел и другие свойства. Хеттские божества имели свои женские половины, таковую имел и Сутех.

Так же у хеттов были более могущественные богини. Договор Рамзеса II и Кхеты Сиры упоминают несколько богинь, но называют только одну — Астарту или Антарату. Имеются ещё другие имена богинь. Считают вероятным, что после эпохи Рамзеса II культ Сутеха стал отступать на задний план перед культом «великой богини» Кибела, считавшаяся матерью богов.

У хеттов были так называемые священные города, оказывается, что на пути завоеваний и владений хеттеев было много городов посвященных «великой богине». Имеется греческая легенда об амазонках, происхождение которых, несомненно можно отнести к хеттам. Амазонкам приписывали построение многих знаменитых городов Малой Азии — Смирны, Эфеса. Эти амазонки были на самом деле жрицами великой богини Азии.

Были у хеттов боги Тар или Тарку, Мауру, Кауи, Хепа. Тарку в Киликии и Лидии был известен под именем Сандана (бог солнца). Был бог Тисбу или Тушпу, функции его отождествляют с функциями ассиро-вавилонского Раммана, то есть считают его богом гроз и бурь. Надо полагать, что хеттским богом был Касиу, откуда появился потом греческий Зевс. В своей сути хеттские боги имели дикий и воинственный характер.

Почитались у хеттов животные в их изображениях часто встречается орёл, что говорит о культе орла. Загадочным остается тот факт, что у хеттов изображался двуглавый орел, который держит в каждой из своей лап какое-то животное.

Любопытным остается факт мистического почитания у хеттов равностороннего треугольника. Полагают, что это скромная геометрическая фигура считалась источником могучей силы, даже источником жизни. Эти изображения равностороннего треугольника помещалось на печатях и к нему присоединяли ещё другие образы. Иногда в треугольник помещались глаза.

Главное женское божество хеттов, вероятно, было первообразом малоазиатской «Великой Матери» с именем Ма, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове.

В Богаз-Кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром восьмиугольном головном уборе. Институт жрецов и жриц был у хеттов очень велик.

Храмы имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-Кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии. Псевдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святая святых.

Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме — престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных.

В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-Кая на нём шествуют два божества.

При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч. Хеттейские храмы не сохранились. Есть основание полагать, что многие религиозные церемонии, жертвоприношения, вообще многие элементы культа хеттеев не нуждались в храмах, а скорее на холмах и дубравах. Совершение религиозных обрядов в дубравах было связано с почитание неодушевленных предметов. «В Каппадокии найдены и исследованы хеттейские барельефы, которые дают представление об этих храмах. Он имел внешний двор и внутреннее святилище, в котором находилось ещё святое святых. В последнее мог заходить только верховный жрец и те сослужители, которое считались близкими к божеству. С каждой стороны входа возвышались высокие колонны, колоны являлись символами богини плодородия. Во внешнем дворе помещался медный жертвенник с лева от него идол богини Антарата, Астарата или Атарата, рядом с которой должно было быть озеро со священными рыбами. Во дворе были, кормились и служили предметом усердных почитаний быки, лошади, орлы, медведи и львы, как посвященные различным почитаемым божествам. При входе в храм слева возвышался престол солнца, но на этом престоле не помещались статуи, так как солнце и луна, единственные между божествами, не имели изображений. В храме так же были статуи различных божеств. Главным предметом почитания в храме были золотые статуи богини Аттис. На её голове помещался золотой голубь в руках держала скипетр, помещалась она на львах, а её супруг на быках».

 «В жертвы приносились различные животные. Козы и бараны — были обычными животными. Доброй жертвой обозначался бык. Только свиней не разрешено было приносить в жертву и употреблять в пищу, так как они считались нечистыми животными. Приносились в жертву и дети. Их закутывали в звериные шкуры и родители бросали их сверху во двор, крича, что это не их дети, а быки».

Два раза в год хетты, в г. Мабоге (Иераполис) праздничная процессия отправлялась к расщелине скалы, находившейся под храмом: в эту расщелину (по их учению) стекли воды потопа и в неё лили морскую воду. Псевдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно вавилонским и библейским; имя героя — Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа. Сказание говорит, что богиня Сима, дочь высшего бога Адада, положила конец нападениям демона, наполнив морской водой расщелину в которой он жил. Приходящий в Мабогу брил себе голову и брови. Принеся в жертву овцу, он разрывал на куски мясо и устраивал пир. Шкуру расстилал на земле, становился на колени, голову и ноги жертвы возлагал на свою голову в то же время заклинал богов принять его жертву, обещая в будущем принести ещё лучше. После чего он увенчивался венками.

«Представление о загробной жизни у хеттеев соприкасались с египетскими. Недалеко от города Башаць-кай найден некрополь. В скале расщелина, из неё сделано нечто в роде портика, поддерживаемого тремя толстыми и короткими колоннами. Налево и направо от портика погребальные комнаты. Где были устроены погребальные ложа, выбитые в скале. В хеттских изображения встречаются лестницы, которая должна была вести умерших из мира людей в мир богов».

 «Всё население хеттских городов представляло собой служителей богини. В центре города помещался храм. Главным лицом в городе был верховный жрец. Представитель власти светской стоял на втором месте. Священные города были городами убежищами. Убийца, преступивший ограду города, был здесь неприкосновенен для родовой мести».

По мнению многих историков (Эдуарда Мейера, Альбрехта Гётце, Александра Морэ, Оливера Гёрни), хеттское общество было весьма гуманным и терпимым для своего времени: об этом свидетельствуют высокий социальный статус женщины, избираемость должностей вплоть до царя, рациональность законодательства, практически полное отсутствие смертной казни и принципа талиона — вместо этого преступления карались натуральным или денежным штрафом в качестве компенсации.

Это были люди брюнетического типа, обладавшие крупным носом и весьма коротким и высоким черепом с очень плоским, точно срезанным затылком. Этот тип называется  арменоидный  и наиболее сохранился у современных армян.

История изучения хеттов начинается с  XIX века, когда учёные заинтересовались могущественным народом, упомянутым в Библии и жившим к северу от «земли обетованной». Однако масштабное исследование хеттской истории стало возможно только после открытия в 1906 году Богазкёйского архива царей Хатти и расшифровки в 1915-1916 годах чешским лингвистом Бедржихом Грозным хеттской письменности. Один из крупнейших специалистов XX века по хеттам — Оливер Гёрни.

По мнению В. Г. Манягина, железо в Малой Азии производили ещё в самом начале II тысячелетия до н.э. По крайней мере, уже в XVIII веке до н.э. из него делали украшения и культовые предметы, а вывоз железных изделий в другие государства строго контролировался властями. Можно предположить, что производство железа было государственной тайной, известной крайне ограниченному кругу лиц. То, что железо не распространилось широко, как материал для изготовления оружия уже в те времена, обусловлено, прежде всего, именно сохранением в тайне технологии его производства. Тайна, ограничивающая количество мастеров, работавших с железом (скорее всего, это были династии, передающие мастерство от отца к сыну и традиционно работавшие с железом, как с драгоценным металлом, не думая об экспериментах), в свою очередь, привела к тому, что на несколько столетий было задержано открытие технологии изготовления стали. И, наконец, в течении тех 100–150 лет, пока длился государственный кризис, хеттам было не до новых технологий. Однако именно хаос, чехарда во власти, господство права сильного, способствовали тому, что технология производства железа вырвалась на свободу — наверняка мастеров, владеющих ею, захватывали, запугивали, подкупали. Каждый местечковый князёк и вельможа хотел иметь собственных мастеров, владеющих секретом производства царских украшений из драгоценного «аму-тума» (железа — хетт.). Ведь сам хеттский царь именовался «великим царем из железа».

Неудивительно, что вскоре у хеттов появилось не только «небесное» железо — метеоритное и «обычное» железо — из руды, но и «чистое» железо — сталь. И началась хеттская технологическая революция. Из стали начали изготавливать хозяйственные орудия (сосуды, ножи, молоты, серпы, ножи и кинжалы) и, главное, оружие: мечи, копья, топоры, палицы, доспехи.
Другие народы стали использовать сталь лет на триста позже (в Италии — в XI в. до н.э.), а в остальные уголки Средиземноморья железный век добрался с опозданием почти на полтысячи лет, в IX–VIII веках до н.э.

Вторым фактором, сыгравшим решающую роль в достижении победы над врагом, стало усовершенствование хеттами боевой колесницы.

В захоронениях Андроновской культуры обнаружены также колесницы. На текущий момент они является самыми  древними из найденных колесниц в мире (на 300 лет старше месопотамских).

Однако именно хетты придали колеснице тот вид, который нам знаком по античным рисункам. О том, что хеттов можно назвать «народом колесниц», свидетельствует тот факт, что процентное соотношение колесниц и воинов было самым высоким. Если в Ассирии одна колесница приходилась на 200 воинов, в Китае и Индии — на 100, в Египте — на 50, в Карфагене — на 20, то у хеттов одна колесница приходилась на 10 воинов!

Если шумеры и гиксосы использовали колесницы как таран, а ассирийцы и египтяне — как транспортное средство для командиров и лучников, то хетты нашли им новое применение. Во-первых, они ввели в экипаж третьего человека, щитоносца. А во-вторых, стали применять колесницы для перевозки тяжеловооружённых пехотинцев непосредственно к месту сражения. Теперь закованному в латы воину не надо было бежать по полю боя навстречу врагу, теряя силы и время. Тысячи колесниц доставляли десант в нужную точку, высаживали и отъезжали в сторону, готовые при отступлении подобрать воинов и увезти их прочь.

Все эти новшества позволили хеттам выдержать военное столкновение с набиравшим силы Египтом. Поначалу отношения между Новохеттским царством и Египтом были дружественными. Но хеттская экспансия в южном направлении привела к столкновению интересов двух этих стран в Сирии.

В Египте с XVI века до н.э., после изгнания гиксосов (1570 г. до н.э.), на сто лет раньше, чем у хеттов, закончился период смутного времени и создается мощное Новое царство (XVI–XI вв. до н.э.). Совершается технологический скачок: внедряется бронза вместо меди (тогда как ассирийцы используют бронзу уже много столетий, а хетты вскоре изобретут сталь), новые сооружения для орошения. В армии появились колесницы (коневодство в Египте развивается только под воздействием гиксосов-завоевателей, а в сельском хозяйстве все ещё применяют быков в качестве тягловой силы и сани-волокуши). Из этого видно, что Египет в техническом и военном развитии заметно отставал от хеттов и народов Месопотамии.

По данным Непомнящего Н. Н. Хеттская держава была одной из самых влиятельных сил на геополитической карте Древнего мира. Здесь появилась первая конституция, хетты первыми использовали боевые колесницы и почитали двуглавого орла.

Царство Мира, держава хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Чёрного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом. Колониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счёт военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств, к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш. Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: "Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: "Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу". Хетты не брали с покорённых земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики. Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чьё описание мы можем найти в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века - хетты уже использовали железное оружие. Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе.  Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские - египтянам. Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покорённые восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря "народами моря"  антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом

Хетты очень трепетно относились к юридическим вопросам, поскольку считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Хеттские законы были святыней, их высекали на табличках из железа, серебра и золота, хранили в храмах. В царские дворцы же отправлялись только глиняные копии законов, по которым мы сегодня можем судить о юридической системе хеттов. В хеттских законах много интересного. Так, правитель захваченной территории заключал со "страной хеттов" договор. Именно со страной, а не с правителем державы. Государство хетты чтили больше, чем правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира. Первая известная истории конституция была создана хеттами - указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. Царь был символом единения страны, тулия - совет старейшин - был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины. Панкус также можно считать первым конституционным судом, в спорных случаях он решал вопросы престолонаследия и имел право голоса при выборе наказаний для преступников. По принципам своей работы Панкус можно сравнить с германским тингом. То разграничение прав, которое утвердил царь Телепину, сохранялось в Хеттской державе три века, вплоть до её падения.

Серьезное исследование истории Хеттской державы началось только в XX веке. В 1906 году был обнаружен  Богазкёйский архив царей Хатти, в 1915-1916 годах чешский лингвист Бедржих Грозный расшифровал хеттскую письменность. Проблемой для историков стало то, что хетты никогда не сообщали точные даты. В их "таблицах о мужественных деяниях" царей много пометок "на следующий год", но год отчёта неизвестен. Хетты не отсчитывали своей истории с определённого момента и не отмечали времени правления своих правителей. Хронологию Хеттской державы мы знаем по источникам её соседей.

Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог Грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряжённой быками. Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа. Почитались у хеттов и изображения животных. Так, хорошо нам известный двуглавый орел пошёл именно от хеттов. Богослужения хетты проводили как в святилищах под открытым небом (скальное святилище в Язылыкая), так и в храмах. Циклопическая кладка одного из хеттских храмов была обнаружена Богазкее.

В Хеттской империи было распространено восемь языков. На хеттском и аккадском говорили цари во время официальных церемоний, на хурритском обычно писались тексты. Словари, которыми пользовались писцы, составлялись на основе шумерских знаков. Уже упоминавшийся чешский лингвист Бедржих Грозный  в 1915 году доказал индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков. Дальнейшие исследования выявили, что от этих языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до нашей эры. Интересно, что в хеттском языке практически перед каждым словом ставилось "nu". Если вы вдруг скажете "ну" в качестве слова-паразита, можно сослаться на свои хеттские корни.

Остается вопрос: куда исчезли хетты? Иоганн Леман в своей книге "Хетты. Народ тысячи богов" приводит версию того, что хетты ушли на север, где ассимилировались с германскими племенами. Тацит упоминал хеттов в своем описании германских племён. Он писал: "По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско". Эта версия пока остается только лишь версией.

По данным А. Волкова Хетты были индоевропейцами, и потому их трудно было спутать с другими народами древнего Востока. Египетские художники, очень точно подмечавшие разницу между теми или иными народами, наделяли хеттов очень характерными чертами. Их профиль напоминает «греческий»: у них — высокий лоб, слабо намечена переносица. Телосложение хеттов, скорее, крепкое, коренастое, чем стройное; они несколько склонны к полноте.

В отличие от египтян и других азиатских народов, хетты не подрезали волосы, не выбривали голову наголо и не носили парики. Их светло-каштановые волосы свободно спадали на плечи. Иногда волосы были перевязаны лентой или заплетены в косицы. В эпоху Древнего царства хетты гладко выбривали лицо. Позднее в моду вошла борода; мода эта пришла из Сирии.

Для многих хеттов характерны крупный загнутый книзу нос и скошенный лоб; их расовый тип абсолютно не индоевропейский, а ярко выраженный семито-армянский.

Хеттские цари изображались с накладной бородой и в шапке. Обычно цари носили круглые шапки, но по случаю важных государственных празднеств надевали высокую коническую шапку. Тогда же они облачались в длинный плащ.

Вообще по праздникам все хетты надевали рубахи (туники) подлиннее и покрасивее. Обычно же они носили туники, доходившие до колен. Рукава рубах были длинными. Иногда туника была украшена вышивкой или металлическими вставками. Одежду хетты чаще всего не подпоясывали, а скрепляли на плечах бронзовыми булавками. Хеттские воины облачались в легкую тунику и юбку. Хетты, жившие в Сирии, тоже носили разукрашенные юбки, подобно критянам и филистимлянам.

Обувь — башмаки или сапоги — предпочитали носить закрытую, со слегка загнутыми вверх носками. В подобных туфлях — они напоминали кавказские чувяки и имели хаттское происхождение — было легче карабкаться по горным тропам. На ноги надевали также чулки или гетры.

Множество примеров, число которых можно легко умножить, доказывают, что хеттский язык — язык индоевропейский и по характеру некоторых своих звуков относится к западно-индоевропейской группе языков «кентум».

К группе «кентум» принадлежат языки, в которых числительное 100 произносится с коренным «к», например греческий, латинский и романские языки, кельтский и все германские. Другая группа называется «сатем», потому что числительное 100 произносится через «с»; сюда относятся все языки славянские, балтийские, иранские, индийские, а также армянский и албанский. Точнее, хеттский язык занимает промежуточное место между языками кентум и сатем.

И Грозный ещё точнее определяет место хеттов в семье индоевропейских народов. Хеттский язык непосредственно примыкает к итало-кельтским языкам, прежде всего к латинскому, и является также родственным славянским языкам.

Откуда же пришли в Анатолию индоевропейские племена? Называют разные маршруты их передвижения. Так, по одной из ранних гипотез, они проникли с северо-запада, с Балканского полуострова, через проливы Дарданеллы и Босфор. Однако, по мнению большинства исследователей, они пришли в Анатолию с северо-востока, из Причерноморья, через перевалы Кавказа. Перед вторжением в Анатолию они какое-то время жили к югу от Кавказского хребта. Ещё немецкий филолог Фердинанд Зоммер в первой половине прошлого века обращал внимание на строки молитвы царя Муваталли: «Небесный бог Солнца, мой господин, пастырь человечества. Ты встаешь, бог Солнца, из моря и всходишь на небо».

Несомненно, что эта молитва была составлена до переселения индоевропейцев в Малую Азию, поскольку здесь они жили во внутренних областях полуострова. Очевидно, в молитве упоминается Каспийское море, на западном побережье которого хетты могли жить некоторое время.

Сравнительно недавно Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванов выдвинули теорию, согласно которой первоначально областью расселения индоевропейцев — их прародиной — была область Передней Азии — от Южной Туркмении до Северной Месопотамии. Её близость к Двуречью объясняет высокий уровень культуры индоевропейцев в раннем бронзовом веке. Предполагается, что будущие хетты перекочевали на незначительное расстояние — из Восточной Анатолии на запад.

Переселялись разные племена. Хетты (несийцы) осели в центральных областях Анатолии, населённых хаттами, палайцы — северо-восточнее, также среди хаттов, а лувийцы направились на юг и расселились среди хурритов.

Культура, называемая нами «хеттской», вовсе не появилась на пустом месте, не была привнесена в Анатолию извне. «Хеттская культура— не начало, а итог развития, — писал французский археолог Жан Маркаде. — Речь идет об обогащении здешних региональных культур чужими идеями, о взаимных контактах, формировавших уникальный анатолийский дух».

И в дальнейшем традиции хаттов продолжали оказывать заметное влияние на пришлые племена. Долгое соседство хаттов и индоевропейцев привело к формированию единого этноса, причём последние переняли религию и обычаи местного населения. Можно сказать, что «классические хетты» представляют собой этнос, сформировавшийся при слиянии индоевропейцев и автохтонного хаттского населения.

В подобной неоднородности этноса нет ничего удивительного. Так, мы привыкли представлять себе греков в архаическую эпоху единым народом, хотя население Греции тогда состояло из пришлых дорийских племён (эолийцев, ионийцев, дорийцев) и уцелевшего ахейского населения.

Впрочем, каким бы пестрым ни было население Анатолии в начале II тысячелетия до нашей эры, из него сложился единый народ — хетты. Некоторое время хетты говорили на несийском (хеттском), палайском и хаттском языках, но последний постепенно вышел из употребления.

Память о хаттах, правда, сохранилась в мифах и церемониях. Многие хеттские боги, например, богиня Солнца Аринны — Вуресуму, Телепину и его супруга Хатепину имеют хаттское происхождение. С хаттами связаны многие религиозные культы Хеттского царства. Так, еще в XIV—XIII веках до нашей эры, в дни священных празднеств, проводившихся в Хаттусе, жрецы произносили странные тексты на языке, который, может быть, не понимали даже сами, — на хаттском языке. Эту традицию можно сравнить, например, со средневековыми католическими службами на латыни, которая казалась многим прихожанам тоже загадочным набором звуков.

Троя пала около 1200 года до н.э. Тогда же погибла Хеттская держава. Мы не знаем точно, как это произошло, но мы знаем, что в этой дате кроется важный смысл. Около 1200 года всю тогдашнюю ойкумену потрясают страшные катастрофы: на всём протяжении от Греции до Египта одна страна воюет с другой, один народ — с другим. Не извержения вулкана губят культуры того времени и не падения метеоритов в Атлантику— но мировая война.

По мнению А. Нечволодова, 1913 год. «Следующие за тем весьма краткие, но уже более положи¬тельные сведения о наших предках мы находим в песнях знаменитейшего на весь мир древнегреческого слепца — песно¬певца Гомера, который воспел знаменитейшую же осаду Гре¬ками Малоазийского города Трои, находившегося недалеко от Босфора Фракийского. Осада Трои была предпринята за 1200 лет до Рождества Христова за то, что сын Троянского царя Парис похитил у одного из Греческих царей его жену — прекрасную Елену. Военные действия под Троей продолжа¬лись двенадцать лет; в них принимали участие с обеих сто¬рон все известные тогда славнейшие герои и большое коли¬чество дружин от различных на¬родов. В числе этих дружин пес¬нопевец Гомер упоминает и до¬блестную дружину Славянского племени — Генетов.

Перед тем, как продолжать наше повествование дальше, необходимо сказать, что, по-видимому, Славянами, или Словы- ми, то есть говорящими, стали называть себя первоначально этим именем все племена, говорящие на понятном друг для друга языке; Немыми же, или Немцами, Славяне, в отличие от себя, перво¬начально называли все те народы, которые со Славянами разговаривать вследствие разницы язы¬ка не могли. Название «Славяне» долгое время употреблялось только ис¬ключительно среди Сла¬вян же; обитатели же других стран называли их самыми различными наименованиями; из этих на¬именований весьма долго наиболее известным бы¬ло наименование Скифы, так как уже с древнейших времён обозначали Сла¬вянские племена.

Славнейшим героем со стороны Греков во время осады Трои был царь Ахиллес. Песнопевец Гомер приписывает ему чудесное происхождение от брака храброго Греческого царя Пелея с русалкой, но поздней¬ший Греческий летописец Арриан ут¬вердительно говорит, что Ахиллес был чистокровным Скифом, родив¬шимся на берегах нынешнего Азов¬ского моря; он был изгнан со своей родины за необузданность нрава и гордость и поселился в Греции, где скоро прославился замечательной храбростью. Признаками Скифского происхождения Ахиллеса, по словам Арриана, были — его русые волосы, голубые глаза и необычайная ярость в бою, а также и Скифский покрой его одежды с застежкой. Таким образом, уже во время осады Трои величайший из Греческих героев был по проис¬хождению Скиф-Славянин, уроженец берегов Азовского моря, родины и нашего доблестного Донского казачества».

Всё началось с изменения климата. Громадные приливные волны стали обрушиваться на побережье Северного моря; низменности были затоплены. На обширной территории Европы — в Англии, Германии, Нидерландах, Бретани — начался голод. В ту пору здесь жили племена, хоронившие своих покойных на необычный манер: они кремировали их, а прах помещали в керамические сосуды — погребальные урны. Археологи так и назвали их культуру — культурой полей погребальных урн.

Чтобы выжить, племена двинулись на юг. Ведь они знали, что где-то на юге лежат богатые страны — Греция, Египет. Издавна они торговали с южанами, выменивая товары на янтарь, который часто находили на берегу моря. На этот раз к берегам Средиземного моря шли не отдельные торговцы, а целые народы, вооружённые бронзовыми мечами, копьями, круглыми щитами, а также рогатыми шлёмами, наподобие тех, что в средние века носили норманны. Фрески египтян и греков запечатлели облик этих рослых, воинственных северян.

Колонны беженцев всё разрастались. Огромной волной они захлестнули Венгрию, докатились до Македонии, осадили Афины, пересекли Малую Азию и достигли нильской дельты, где, в конце концов, были уничтожены войсками египтян.

Первое нашествие европейских племён на Египет отбил фараон Мернептах в 1219 году до н.э. Шестичасовая битва стоила «варварам» до 8500 человек убитыми и свыше 10 тысяч пленными. Однако вскоре на страну обрушилась новая, более мощная волна переселенцев. На этот раз они двигались не только посуху, но и плыли на лодках, за что и получили свое памятное название «народов моря». Лишь в 1170 году фараон Рамсес III окончательно разбил непрошеных пришельцев. Он был так горд своей победой, что велел запечатлеть сцены битв на стенах храма в Мединет-Хабу; общая площадь этих изображений достигала 10 тысяч квадратных метров. В завещании Рамсеса III говорится: «Я повергнул их в кровь, сделав из них горы трупов. Заставил я их уйти до границы Египта. Привёл я тех, кого оставил живыми… Их жёны и дети — в количестве десятков тысяч, их скот числом в сотни тысяч» (пер.И.П. Сологуб).

Очевидно, что Хеттское царство тоже пало жертвой этого великого переселения народов. Для греков Малая Азия была исконной родиной фригийцев. О хеттах они ничего не знали, хотя их предки — микенцы — были давними торговыми партнерами и соперниками хеттов. Что же стало с хеттами? Для нас их судьба всё ещё являет загадку.

В середине XIII века до нашей эры Хеттская держава была на вершине своего могущества. В её столице развернулось крупное строительство. Трудно себе представить, что через какое-то столетие эта процветающая цивилизация внезапно исчезнет, практически не оставив следа в памяти других народов. Тысячи лет спустя, когда учёные стали встречать в египетских текстах упоминание страны Kheta, они даже не знали, где её искать.

Наконец Хаттусу нашли. Начались раскопки — обычная рутинная работа. Одно удивляло археологов: при раскопках Хаттусы им почти не встречались предметы из золота и серебра, украшения из драгоценных камней, статуи. Город был дочиста разграблен врагами? Нет, скорее, тщательно эвакуирован. В последние годы учёные лишь укрепились в этом мнении.

Очевидно, Хаттуса постепенно пришла в упадок, и сами хетты во главе с царём покинули её, вывозя оттуда всё самое ценное. Они покидали город отнюдь не в спешке, под натиском наступающих врагов. Переезд из Хаттусы был тщательно спланирован, он не был похож на паническое бегство. Вопрос только: «Куда?» Куда была перенесена хеттская столица около 1200 года до нашей эры?

Очевидно, после отъезда знатных людей бедняки окончательно подчистили брошенную метрополию. Когда, в конце концов, враги добрались до Хаттусы, там нечем было поживиться. «Все находки свидетельствуют, — говорит немецкий археолог Юрген Зееэр, — что Хаттуса постепенно пришла в запустение». Сожжённые здания оказались в основном пусты. Всего из 27 храмов Хаттусы были сожжены одиннадцать. Прочие здания вообще не пострадали от огня.

 «Хаттуса потеряла статус столицы ещё до падения Хеттской державы» (Ю. Зееэр). Царь Суппилулиума II, его ближайшее окружение, а также чиновники, военные и жрецы покинули город и отбыли в неизвестном направлении. За ними последовали прочие горожане — прежде всего ремесленники и торговцы. Это массовое переселение уничтожило городскую инфраструктуру. Пока можно лишь гадать о причинах массового исхода. Возможно, всему виной было несчастливое стечение обстоятельств. Известно, что в конце XIII века в царской семье возобновились династические споры. Придя к власти, Суппилулиума II даже потребовал от сановников принести ему клятву на верность: «Я буду защищать лишь потомков моего господина Суппилулиумы. Я никогда не поддержу другого человека, потомка Суппилулиумы Первого, потомка Мурсили, потомка Муваталли и Тудхалии». Археологи нашли не одну подобную табличку.

Тем временем в северных районах страны начался голод, и хеттам пришлось импортировать хлеб из Египта. Новые набеги каскеев лишь ухудшили ситуацию. Кроме того, из-за бурных событий, происходивших около 1200 года в Восточном Средиземноморье, изменились торговые пути.

Новый царь уже не мог остановить начавшийся распад империи. Ему оставалось разве что рассылать в провинции письма, увещевая и обвиняя мятежников. Однако в отпавших землях теперь хозяйничали пришлые племена. Прежняя вековая расстановка сил в Передней Азии была ими опрокинута, сметена.

Одни кочевники двигались по дорогам Анатолии; другие морем добирались до Сирии, захватили Кипр… В этот момент Суппилулиума II предпринимает отчаянную попытку отвоевать остров: «Я пустился в путь… и быстро достиг моря, я, Суппилулиума, великий царь. Но против меня прямо в море трижды выходили в сражение корабли Аласии (то есть Кипра). Я уничтожил их; захватив корабли, я сжёг их в море. Когда же я достиг берега, толпы врагов, захвативших Аласию, вышли против меня сражаться». Что было дальше, мы не знаем. В конце концов хеттский царь и его подданные оставили старую столицу и переселились в более благополучное место — подобно поздним римским императорам, покинувшим Рим и поселившимся в Равенне, среди болот.
Примеры оставления селений с последующим их сжиганием, известны ещё со времён трипольской культуры, за тем Аркаим был внезапно покинут и сожжён. Хаттуса БЫЛА ПРККТИЧЕСКИ НЕ ПРИСТУПНАЯ ЦИТАДЕЛБ. Да и Аркаим мог  держать оборону как угодно долго.

Экрем Акургал так реконструирует происходившие тогда события. Когда Троя пала, для фракийских племён, населявших Балканский полуостров, открылся путь в Малую Азию. Сперва они заселили северо-восток Малой Азии и попытались продвинуться вглубь полуострова. Постепенно они добрались до Сирии и Ассирии, поначалу, похоже, даже не конфликтуя с хеттами, чьё царство рассыпалось буквально на глазах. Вторгшиеся племена расселились на востоке и юго-востоке Анатолии — как впоследствии в Западной Римской империи расселятся варвары; об их появлении упоминают и сами хетты, и ассирийцы. Хетты оказались окружены враждебными племенами, и около 1180 года до нашей эры их держава пала.

…Итак, судьба последнего хеттского царя Суппилулиумы II остаётся неясной. Царь запер дворец и храмы и отбыл в неизвестном направлении. Мы можем лишь предсказать его посмертную судьбу. Хетты, насколько мы знаем, не сооружали в честь своих царей ни пирамиды, ни мавзолеи, ни пышные гробницы. Они «быстро и скромно» (Ф. Штарке) сжигали их и предавали их пепел земле. Никаких золотых сокровищ в царских могилах не найти — ещё одна странная, с точки зрения древних, черта поведения хеттов.

Пока мы не знаем, куда переехала хеттская столица. Пока не знаем. Нет ни одного письменного упоминания об этом событии. Архивы, относящиеся к последней эпохе правления хеттских царей, ещё не найдены.

Известно только, что после распада Хеттского царства образовались три новые державы, притязавшие на роль хранителей векового наследия: Каркемиш, Тархунтасса и Мира. Здесь хеттские традиции сохранялись вплоть до VIII века до нашей эры. Сюда из Северной Анатолии бежало множество хеттов.

Например, греки считали, что Малую Азию всегда населяли фригийцы.

На самом деле это индоевропейское племя переселилось туда около 1200 года до нашей эры с Балканского полуострова. Следы фригийского поселения нашли и в Богазкее; оно возникло после ухода оттуда хеттов. Очевидно, что фригийцы, чья история нам известна плохо, не могли не перенять некоторые обычаи живших здесь прежде них хеттов. Так, фригийский колпак— странная коническая шапка из сукна, ставшая одним из символов Великой французской революции, — явно имеет хеттское происхождение. Подобный головной убор носил хеттский бог Грозы.

И всё же знаменитый репортер древности — «отец истории» Геродот — оставил нам сообщение о хеттах, сам не подозревая того. Вблизи греческого города Смирна, в Карабеле, на западном побережье Малой Азии, он увидел непонятную статую и иероглифы. Он назвал увиденное памятником фараону Сесострису (то есть Сенусерту, одному из правителей Среднего царства) и «египетскими священными письменами». На самом деле то были хеттская статуя и образец хеттского иероглифического письма.

Кстати, поразительно, что археологам практически не удаётся отыскать в Центральной Анатолии следы поселений, относящихся к 1200—800 годам до нашей эры. Очевидно, в то время эта область либо была слабо заселена, либо здесь жили кочевые племена, не оставившие после себя никаких городищ. Последствия фракийского вторжения в Малую Азию следует признать катастрофическими. Оживлённая цветущая страна превратилась в пустыню. На территории Центральной Анатолии вплоть до становления Фригийского царства в VIII веке до нашей эры, возможно, не было ни одного города. Прежние города лежали в запустении, а строить новые было некому.

Но хетты все-таки не исчезли, как и их божества. Последние проникают во Фригию и Лидию, Грецию и Рим. Некоторые хеттские божества сохраняют даже, пусть и в изменённом виде, свои прежние имена. Позднейшие религиозные культы Малой Азии, несомненно, несут на себе отпечаток хеттских ритуалов.

Некоторое время — вплоть до начала нашей эры — ещё сохраняются и хетто-лувийские языки. На них говорят на западе и юге Малой Азии, от Карий до Киликии. Хеттские мотивы исподволь проникают в сочинения греческих поэтов, в сказки и легенды местных народов и распространяются по всему свету. Как писала Маргарита Римшнайдер, «…многое из того, что мы считали подлинно греческим, будь то лира певца или султан на шлеме воина, засвидетельствовано уже в позднехеттских рельефах. Не внешнее сходство важно, но оно подает знак. С лирой по свету странствует песня, со шлёмом — бог войны».

Археологи давно находят в Европе изображения бога, восседающего на быке. Их встречают по берегам Дуная и Рейна и даже в Англии и Италии. Особенно много таких находок сделано в Анатолии, ведь хетты любили изображать бога Грозы — главного своего бога — именно в такой позе. Если теснимые «народами моря» хетты скрылись на Балканах, а оттуда направились в Центральную Европу, где со временем растворились среди соседних племён, то они не могли не взять с собой в путь единственную надежду и опору— фигурки своих богов.
В конце концов, полудикие греческие пастухи, которых встречали путешественники пару столетий назад, тоже ничем не напоминали наследников эллинской мудрости, как и неприметное племя хаттов — потомков народа, основавшего великую державу бронзового века.

По данным  Игоря Гаршина. Хетты (2000 - 1200 до н.э.) были первыми индоевропейцами сделавшими вызов (и потерпевшими поражение) с могучей месопотамской и египетской империями. Доказано, что хеттский правящий класс был ответвлением от Майкопской культуры, который завоевал царство хаттов. Северная Анатолия, возможно, также была заселена индоевропейцами, которые позже основали Майкопскую культуру и распространили свой язык и культуру в Понтийско-Каспийской степи. Какой бы не был путь, северные анатолийцы бронзового века - это индоевропейские мигранты, и несомненно принадлежали по большей части к гаплогруппе R1b1a2. Хатты, возможно, были из некоторых старых ближневосточных R1b, смешавшихся с другими гаплогруппами, распространенными в Анатолии в настоящее время (G2a, J2a и E-M78). Легендарная Троя вполне могла быть индоевропейской колонией для обеспечения торговых путей между Чёрным морем и Эгейским. Троянцы были лувийским перевалочным пунктом, связанным с хеттами (отсюда индоевропейские топонимы), с доказанными культурными связями с культурой Понтийско-Каспийской степи. Первые упоминания о Трое восходят к 3000 г. до н.э., в самом развитии Майкопской культуры, и во время производства первых галер. Учитывая раннее основание Трои, скорее всего, из двух индоевропейских гаплогрупп это были R1b1a2, а не R1a1a1.

Майкопская культура (3700 - 2500 до н.э.) на Северном Кавказе, была культурным расширением Ямной культуры.

Несмотря на это, как правило, она не считается частью понтийско-каспийской степной культуры благодаря своей географии, но на Северном Кавказе была тесно связана со степью, о чём свидетельствуют многочисленные керамика, золото, медь и бронза. Оружие и ювелирные изделия в современных культурах: Михайловка, Средний Стог Оба и Кеми. Связь между Северным Причерноморьем и Северным Кавказом старше Майкопского периода.

Его предшественник, следующая культура (4400 - 3700 до н.э.), уже была в Суворово-Новоданиловке и в начале культуры Средний Стог, и даже старше аналогичной культуры Хвалынск на Волге. Это может быть период, когда R1b начали взаимодействие и смешение с R1a населением степей.

Люди Ямной и Майкопской культуры использовали курганные захоронения с их умершими в положении лёжа с поднятыми коленями и ориентированными по северо-восточной/юго-западной оси. Могилы были посыпаны красной охрой на полу а жертвенное животное хоронили рядом с людьми.

По видимому они построили знаменитые и таинственные дольмены.

Они также знали верховую езду, телеги, крупный рогатый скот и овец, использовали в их экономике, основанной на использовании медного / бронзового боевых топоров (в качестве молотов) и кинжалов. В самом деле, старые телеги и бронзовые артефакты находятся на Северном Кавказе, а уже оттуда распространялись по степи.

Майкоп был передовой культурой эпохи бронзы, на самом деле это одна из первых археологических культур, принявших участие в развитии металлообработки, и, следовательно, оружия из металла. Самый старинный меч в мире был найден в конце Майкопской культуры в залежах кургана 31. Его стиль напоминает длинный кельтский меч.

Кости лошадей и изображения лошадей появляются уже в начале Майкопских могильников, предполагая, что в культуре Майкопа, возможно, сформировался степной тип людей, которые имели тесные связи с ними. Тем не менее, присутствие элементов культуры коренным образом отличается от степной культуры и в некоторых местах может означать, что Майкоп был гибридным по населению. Без анализа ДНК нельзя говорить, были ли эти две группы населения анатолийской R1b и кавказской G2a, или носители гаплогруппы R1a, которые поселились здесь позже. Две или три народности, возможно, даже сожительствовали бок о бок в различных населённых пунктах. Типичная кавказская Y-ДНК линия (например, G2a) не последовала примеру индоевропейских миграций, поэтому смешанные браки должны были быть ограничены, по крайней мере, ограниченны для индо-европейских мужчин с кавказскими женщинами, а не наоборот.

Майкопские люди являются теми, кто ввёл внедрение примитивных колёсных транспортных средств (телег) от Месопотамии до степей. Это был революционный способ жизни в степи, а в дальнейшем привёл к развитию (конных) боевых колесниц около 2000 года до нашей эры. Кавалерия и колесницы играют важную роль в последующих индоевропейских миграциях, что позволяет им быстро и легко победить любого с кем они столкнулись. В сочетании с современным оружием и бронзовыми технологиями, западная ветвь (R1b) индо-европейцев от берегов Чёрного моря являются превосходными кандидатами на то, что это таинственный народ моря, который ворвался к восточному берегу Средиземного моря в период второго тысячелетия до нашей эры.

С момента начла  использования лошади в военных целях, появились воины – всадники. После изобретения колесницы, на театр военных действий выходят бойцы – колесничие. Искусство  ратного дела, как и любое ремесло, передавалось по наследству. Дети воинов проходили начальный  курс в семье, причём зачастую и мальчики и девочки.

Профессиональные, хорошо подготовленные хеттские воины, наверняка не остались без работы. На рисунках их изображают с выбритой головой и чубом – осельцом.

Такой вид имели запорожские казаки.

Возникает вопрос, куда же ушли мирные жители, в основном ремесленники? Наступил Железный век и они перебралась поближе к месторождениям железа, например в Кривой рог, Донбасс, на Урал, Сибирь и т.д.


Рецензии
Огромное спасибо автору Очень интересная статья!

Юлия Грицай   19.10.2015 22:10     Заявить о нарушении