Добрая фея для студента Сверчкова конкурсный вариа

Главной проблемой Лёшки Сверчкова в зимнюю сессию стала пересдача  зачета по информатике. Вместе с четырьмя другими страдальцами он подпирал стенку у компьютерного класса и с тоской глядел на электронное табло на стене. С каждой минутой ожидания настроение все ухудшалось, но окончательный аккорд внес экзаменатор. Появившись на кафедре и увидев ожидающих его двоечников, он мило улыбнулся: «Здравствуйте, товарищи призывники! Кто хочет добровольно сдать шпаргалки?» Вот гад! Преподаватель открыл аудиторию, дал полчаса на подготовку и смылся в неизвестном направлении. Лёшка зашел в аудиторию, выбрал место в углу как наиболее приспособленное для списывания и начал подготовку к пересдаче.

Это была уже третья пересдача, и провал означал отчисление, скорую встречу  с военкомом, а также целый год интересного досуга под чутким руководством министерства обороны родной страны.   Но что же делать, если преподаватель попался вредный и принципиальный? Старшие товарищи огорошили, что доцент Семечкин взяток не берет, к подаркам равнодушен, шоколад и коньяк не употребляет. А на все попытки «поздравить» его с новым годом  только ухмыляется: «Ребята, спонсор зачетной сессии – военкомат». В деканате, куда Лёшка пошел за очередным допуском, а заодно пожаловаться на вредного доцента, студента Сверчкова угостили конфетой и предложили не расстраиваться. В случае третьей неудачи они готовы ему подарить пилотку и кирзовые сапоги. А пока дали почитать составленную заместителем декана по воспитательной работе методичку «Как правильно наматывать портянки. Пособие для призывников».

Лёшка был в отчаянии. Загнанный в угол, он судорожно искал выход. Можно было конечно обратиться за помощью к дяде. Профессор Круглов занимал не последний пост в вузовской иерархии и периодически пользовался своим авторитетом для решения мелких и не очень проблем, но в случае с Лёшкой был категоричен.
- Мне стыдно, что у меня племянник такой балбес. Я не намерен больше унижаться, выпрашивая для тебя зачеты и трояки! Сколько можно тебя тянуть?
- Дядь Паш, я это… Я больше не буду. Честное-пречестное.
- Смотри у меня! Я еще и матери позвоню. Честное слово проще тебя отчислить к чертям собачьим, а потом пристроить куда-нибудь в заборостроительный, чем каждый раз позориться. Чтобы больше ко мне со своими двойками не приходил!

Этот неприятный разговор состоялся у парня с дядей в прошлую сессию и Лёшка клятвенно пообещал, что больше такого не повторится. Но прошло время. Летние беды забылись, и студента Сверчкова закружила студенческая круговерть: КВНы, спектакли и спортивные праздники, выезды студенческого актива за город.  Семестр пролетел быстро.  О своём намерении учиться Лёшка вспомнил ближе к концу декабря. Сессия! Неимоверными усилиями Лешка пытался сдавать сам, не используя административный ресурс. И у него получилось сдать почти все. Только информатика сдаваться не хотела, хотя Лешка до дыр зачитал выпрошенный у старосты конспект лекций. Однако преподаватель счел теоретические знания не достаточными и требовал продемонстрировать навыки и умения, полученные на практических занятиях. А где ж их взять эти навыки? Ведь ни на одном  практическом занятии он не был. Обычно преподаватели не интересовались причиной Лёшкиных прогулов, но доцент Семечкин решил проявить природную любознательность и как-то, встретив его в коридоре, задал неприличный вопрос.
- Сверчков, вы почему мои занятия прогуливаете?
- Степан Степаныч, так я ночью работаю. А утром очень спать хочется!
- И где же вы трудитесь по ночам, стесняюсь спросить?
- Так я на Скорой водителем.
На самом деле Лёшка врал. Он и водить то не умел. Весь его опыт вождения – это танки в одноимённой онлайн-игре.  В «Танки» парень мог играть сутками, и свои нехилые успехи выкладывал на страничке в социальной сети.
Если бы только Сверчков знал, что доцент Семечкин тоже имеет там аккаунт! И понаблюдав в течение недели за страницей любимого студента, где отражались все приложения, в которых он в данный момент играл, прочитав добрую дюжину сообщений о новых пройденных уровнях и рекордах, оставил под одним из них скромный комментарий: «Не знал, что Скорая помощь теперь ездит на танках. До встречи на зачете».

Полчаса, выделенные на подготовку, Лешка с коллегами решили  потратить с умом. Благо шпаргалки были загодя распечатаны в нескольких экземплярах. Осталось только разместить их «по фен-шуй» чтобы было незаметно. Разложив «дополнительные материалы», парень с облегчением вздохнул. Авось повезет! Можно и конспект глянуть. Однако  не прошло и пяти минут, как появился преподаватель и собрал зачетки.
- Давайте начинать!
- Степан Степаныч, так еще время не вышло! Вы ж полчаса говорили. Мы еще не успели подготовиться.
Семечкин ехидно оглядел аудиторию.
- Возьмем по определению, что полчаса уже прошли. Stand up, молодые люди и на выход. Без вещей!
Делать  нечего. Бросив унылый взгляд на оборудованное шпорами место, Лешка с товарищами поплёлся к выходу. Доцент запер за ними аудиторию и открыл дверь в соседний компьютерный класс.
- Зачет принимать буду здесь!
- А можно мы ручки возьмем, Степан Степаныч?
- Хоть ножки! Но лучше голову. Вещи заберете после зачета. Быстро рассаживаемся, включаем компьютеры и бегом ко мне за заданием.
- А что билетов не будет?
- Уже нет. Хватит! Каждый получит три задачи. Решите – зачет, не решите – незачет. Всё по-честному! Задачи у всех разные, так что косить глазами к соседу  в монитор бесполезно.

Взяв блокнот и выдернув из него пять страниц – по одной на каждого студента,  доцент Семечкин быстро начал строчить задания.
Когда Лёшка получил свой листочек, он понял, что пропал. Крупным размашистым почерком там значилось:
1. Защита ячеек Excel от некорректного ввода данных;
2. Решение многофакторных оптимизационных задач в электронных таблицах;
3. Построение круговых диаграмм.

К каждому пункту прилагалась задача. И как решать эти задачи парень имел весьма смутное представление. Но решив не сдаваться сразу без боя, он открыл Excel  и начал деловито переписывать условие задач в электронную книгу. Это единственное, что он мог сделать без подсказки.
Время шло. Получив на решение час, Лешка кожей чувствовал, как утекает время, а вместе с ним надежда на успешную сдачу. Может, лучше было все-таки еще раз попросить заступиться дядю? В самый-самый последний раз... Эх! Если его загребут в армию, о  «Танках» можно будет забыть. Если только он не попадет в танковые войска. «Гад! Гад! Гад!» - мысли несчастного Сверчкова перешли на преподавателя. «Ну что ему стоит поставить зачет? Жалко, что ли?! Или хотя бы  выйти на минуточку из класса. На худой конец мог бы в телефон поиграть или книжку почитать. Он бы уж воспользовался моментом и спросил у ребят. Может, кто знает, как решать?»
Однако доцент Семечкин и не думал облегчать Лёшке жизнь. Он ходил по аудитории и периодически останавливался за спиной того или иного студента, наблюдая за ходом решения. Иногда задавал вопросы и если получал удовлетворительные ответы, то садился рядом и, как правило, после непродолжительной беседы студенты получали заветную подпись в зачетке и покидали класс. Если же ответ был неверный, то Семечкин проходил дальше, давая студенту возможность еще раз все обдумать, пока не истекло отпущенное им время. Наконец в аудитории остался один Лёшка. Преподаватель сел чуть поодаль, молча наблюдая, как несчастная жертва высшей школы бестолково гоняет цифры в Excel и вымучивает формулы ничего общего не имеющие с правильным ответом. До конца оставалось 10 минут.

Сверчков про себя молился всем возможным и невозможным богам и божкам, духам предков и силам природы, Норберту Винеру и Биллу Гейтсу. Если бы только свершилось чудо! О, каким усердным студентом он станет! И больше никаких игр вместо занятий, никаких прогулов. И пиво с друзьями по вечерам тоже под запрет. На целый месяц! Пока Лёшка примерял на себя аскезу, прошло еще пять минут. Он оглянулся на экзаменатора. Доцент Семечкин сидел, хитро прищурив глаза, и разминал пальцы. «Небось, крови моей жаждет. Гад!» - снова подумал Лёшка. Надежда на чудо таяла с каждой минутой.

Профессор Круглов прекрасно был осведомлен о неурядицах племянника и без Лёшкиных просьб. Он вздохнул, представив себе слёзы сестры и горячие просьбы пожалеть в последний раз, и протянул руку к телефону.

- Степан Степанович, Вас просили подойти на кафедру.  Что-то срочное. – В дверь заглянула аспирантка Галя.
- Хорошо, иду.
Доцент вышел из аудитории, а Лёшка остался один. Шпаргалки и телефон вместе со всеми вещами заперты в соседнем классе. Спросить не у кого. Доступ в интернет закрыт. Лёха попытался вызвать файл справки по Excel, нажав F1. На экране появилась надпись: "Файл справки удален или недоступен. Обратитесь к системному администратору". Оставалось только ждать. Печальный финал неизбежен.

Семечкин вернулся быстро. Его жертва, ожидая расправы, усердно жевала уголок носового платка.
- Итак, молодой человек, вы готовы, наконец?
Лёшка  вздрогнул от неожиданности и обернулся.  В дверях стоял экзаменатор. Суровый тон не сулил ни малейшей надежды на снисхождение. Лешка ссутулился и опустил голову.
- Степан Степанович, а можно еще пять минут?
- А что так? Времени было достаточно. Если вы не хотите учиться – идите работать или займитесь чем-нибудь полезным для общества. Просиживая без толку штаны здесь, вы занимаете место другого человека, который был бы счастлив обучаться по вашей специальности. Алексей, вы в курсе какое сегодня число?
- Да.
- Какое?
- Двадцать пятое января.
- И чем памятен этот день?
- Татьянин день – праздник студентов.
- А еще последний день сессии. Если через пять минут Вы не предъявите мне решение, то этот студенческий праздник будет последним в вашей биографии, Сверчков. Я лично за этим прослежу. Так что отпразднуйте его хорошенько. И мне плевать кто у вас дядя, кто тётя,  и кем работает ваша морская свинка! Понятно?
Лёшка кивнул. Возразить было нечего.
- У вас пять минут. И больше никаких поблажек! Это последний ваш шанс, Сверчков. Не будет решения – на выход с вещами! Привет дяде!
Лёшка покрылся красными пятнами. Видно в этот раз действительно придется пропадать.
«Пять минут, пять минут. Это много или мало?» - строчка из песенки совсем не вовремя возникла в мозгу Сверчкова. «Что же делать? Что же делать?» - в экстремальных ситуациях соображать нужно быстро. «Точно! Как я  забыл?!» - Лёшка вскочил со стула и рысью метнулся к преподавательскому столу, где сиротливо лежала его зачетка. На обложке красовалась фотка старика Эйнштейна с высунутым языком. Схватив зачетку, он скинул ботинок и стал стягивать носок. «Только не перепутать! Только не перепутать! Правая нога, левый носок, крикнуть три раза» - стянув, наконец, с левой ноги носок, парень полез на подоконник.
Теперь действовать нужно быстро и четко. Запихнув в носок зачетку, он открыл форточку и высунул в неё носок. Потом поджал левую ногу и, что есть силы, заорал в форточку: «ХАЛЯВА ПРИДИ! ХАЛЯВА ПРИДИ! ХАЛЯВА ПРИДИ!»

И тут произошло чудо!

- Ты звал меня, дружок?
Лёшка обернулся. На пороге стояла незнакомка.
- Вы кто?
- Фея. Да ты не бойся. Я сегодня добрая фея.
- Не может быть! Так не бывает!
- Материалист, значит? Тогда что ты на подоконнике делал?
Парень молчал.
- Могу уйти! И справляйся сам как знаешь!  – Фея, похоже, собиралась обидеться. - Уйти?
- Нет. Не надо.
Лёшка слез с подоконника и с интересом стал рассматривать посланницу небес. Если бы утром студента Сверчкова попросили описать фею, он бы упомянул крылья, симпатичную мордашку, белокурые длинные волосы и бальное платье. Но в реальности фея предстала перед ним в облике миловидной темноволосой женщины сорока лет в зеленом платье из тонкой шерсти и золотой цепочкой на шее. Без крыльев! Из-за стёкол очков на Алексея смотрели умные серые глаза. В руках у феи была массивная перьевая ручка. Весь её облик излучал спокойствие и доброжелательность.
- Зачет сдаешь?
- У меня пересдача. Последняя!
Лёшка тяжко вздохнул.
- А кто преподаватель? – незнакомка села рядом.
- Семечкин Степан Степанович.
- Строгий?
- Ужасно строгий. Меня наверно отчислят. А я ведь всё остальное сдал. Всё сам сдал! – Лёшка не отдавал себе отчета, почему ему захотелось откровенничать с незнакомкой.  Что-то было в ней успокаивающее и дарящее надежду. Маячок, не дающий утонуть в бурном море.
Парень закрыл глаза и всхлипнул.
- Только у меня не получается! Я уже битый час сижу, а задачки не решаются! Я и так и этак с ними. И всё без толку.
- Не получается? Это бывает. Может, ты нервничаешь? Вспомни, наверняка вы такие задачки на занятиях решали.
- Решали. Да я не был на этих занятиях. Сам виноват, конечно.
- А дай ка мне посмотреть условие.
Лёшка с надеждой посмотрел на фею и протянул ей листочек, исписанный доцентом Семечкиным.
- Было бы из-за чего расстраиваться. Объяснить тебе как решать?
- А вы знаете, как это решать?!
Фея хмыкнула.
- Знаешь, сколько каждую сессию дурных голов с носками из окон торчат? Вот то-то и оно! У нас пересдач не бывает…
Фея  чуть повернула монитор к себе и взяла в руки мышь. Потом задумалась и повернулась к Лёшке.
- Совсем забыла спросить. Ты правила знаешь?
- Какие?
- Правила оказания магической помощи, естественно.
- Нет. – Сверчков внутренне напрягся.
- Значит так. Помощь оказывается первый и последний раз. Больше просить бесполезно. Понял?
- Понял. Я больше и не буду. Честное-пречестное.
- Тогда пиши расписку. Я продиктую.
Она достала лист бумаги из принтера, протянула свою перьевую ручку бедолаге и начала диктовать.
Лешка писал, до конца не веря в происходящее. У него получилось следующее:

                Начальнику управления магической
                помощи  учащимся  оболтусам
                От студента 2 курса
                Сверчкова Алексея Ивановича

                Расписка

Я Сверчков Алексей Иванович обязуюсь больше не звать халяву, поскольку положенный мне один-единственный шанс получил и использовал полностью. Обязуюсь незамедлительно устранить причины, по которым мне понадобилось звать халяву. Я проинформирован, что в противном случае удача на экзаменах навсегда отвернется от меня.

                25.01.2015 год Сверчков А.И. (подпись)

Фея прочитала расписку, сложила ее вчетверо и положила рядом. А потом она за полчаса накачала  Сверчкова знаниями, позволившими ему самостоятельно под её контролем решить все три задания. В конце бегло спросив про основные этапы решения, и получив удовлетворительные ответы, фея пожелала студенту удачи и удалилась, не забыв захватить расписку с собой.
У Лёшки вспотели ладони, сердце в груди ухало как после марафона, но он был счастлив и готов был кричать от восторга. Чудо. Он сегодня видел чудо. Сработало! Так вот как это бывает! Пусть теперь приходит этот зверюга Семечкин. Он будет биться за зачет как тысяча чертей!

Доцент  Семечкин не замедлил появиться. Войдя в аудиторию, Степан Степанович остановился у преподавательского стола, достал из кармана ручку и склонился над ведомостью.
- Ну что, Сверчков, у вас было намного больше пяти минут!
- Я решил, Степан Степанович.
- Решили? Не может быть!
- Проверьте! – Лёшка выдержал скептический взгляд преподавателя. - Я и на вопросы могу ответить!
- Даже так?! На вопросы Вам придется ответить, если Вы хотите мне доказать что заслуживаете и дальше учиться в ВУЗе.
Степан Степанович сел за компьютер рядом  с Лёшкой. Через семь минут получив повод расписаться в зачетке, доцент Семечкин задал Сверчкову последний вопрос:
- Алексей, скажи мне напоследок вот что. Как получилось, что такой неглупый, в общем-то, парень в течение семестра старательно изображает из себя болвана? Можешь не отвечать, просто подумай об этом. Свободен!

Получив свои вещи Лёшка, бежал домой, и его распирало от счастья. Он помнил все свои обеты, данные им в минуту душевных страданий, но это было так давно, в другой жизни, до зачёта! Но прогуливать теперь ни-ни! Слава Богу, что зверь по фамилии Семечкин остался в прошлом. А что сейчас? Позвонить дяде Паше и похвастаться, что сдал все сам? Отпраздновать с друзьями в кафе окончание сессии? А может тоже совершить для кого-нибудь чудо?  Побыть, так сказать, добрым феем?

                ***

Лёшка не знал, что пятьдесят минут на кафедре  произошел прелюбопытный разговор, к которому он имел самое непосредственное отношение.  Его недруг Семечкин как раз вошел в преподавательскую по срочному вызову. Коллеги пили чай, отдыхая от трудов праведных. Во главе стола сидел заведующий кафедрой Лев Сергеевич и жевал бутерброд с колбасой.
- Стёпа, у тебя ведь Сверчков зачет сдаёт?
- У меня.
- И как? Есть надежда?
- Смотря для кого, Лев Сергеевич. Там ситуация принципиальная. Сверчков принципиально не учит, я принципиально не ставлю.
- Но он хоть что-то сделал?
- Ничего. Абсолютный ноль.
- Жаль. Только что звонил Круглов. Этот балбес оказывается его племянник.
Заведующий замолчал, Семечкин ждал продолжения. Пауза затянулась.
- Ты ведь понимаешь, Степан Степанович, что я не могу отказать проректору?
- Понимаю, но проректор может и сам поставить зачет, если так хочет.
- Может. Но он не хочет. Так не педагогично.
- А мне педагогично ставить зачет абсолютно ничего не знающему студенту? Да еще и на третьей пересдаче! И ведь этот Сверчков прекрасно понимает, что он полный ноль. И как это будет выглядеть?!
- Да ты не кипятись! Ситуация неприятная, не спорю. Но Круглов очень просил. «Душу выньте, - говорит, - но зачет поставьте!»
- А как я его поставлю, если ни одно задание не выполнено? Сверчков может и дурак, но не совсем же идиот? Может, Вы поставите, Лев Сергеевич?
- Я не могу. Формально право имею. Но это будет неправильно с педагогической точки зрения. Нам же его еще два с половиной года учить.
- Может, просто душу вынем, а зачет ставить не будем?
- Что будем  делать, коллеги? – заведующий обратился к подчиненным – Давайте, подсказывайте выход.
До этого момента коллеги внимательно прислушивались к беседе, но не вмешивались. Никто из них не был застрахован от появления в группе такого «чуда природы» и все сочувствовали собрату по оружию. Теперь же, когда задан прямой вопрос, они оторвались от поглощения кофе и бутербродов и стали высказывать мнения. Главная идея заключалась в том, что для проставления зачета должен быть хотя бы формальный повод. Нельзя ставить ни за что. Это вредная практика, которая потом боком выйдет и им и словившему халяву студенту. Наконец в разговор вступила доцент Кочерыжкина. Ирину Павловну за «добродушный» характер и приверженность зеленому цвету одежды студенты ласково звали «Крокодилица»  и предполагали, что ФСБ в её лице, возможно, потеряла одного из лучших сотрудников.  Вывести на чистую воду бездельника и лоботряса, пытающегося сдать чужую работу, для неё было делом нескольких минут, а уж о том, чтобы списать в присутствии доцента Кочерыжкиной не могло быть и речи.
- Стёпа, этот обормот ведь на втором курсе учится? Он из группы менеджеров?
- Так точно. А что?
- Есть идея. Я у них ведь ничего не веду. Меня он не знает. Может сыграть с ним в добрую фею? Какие задачки-то?
- Слушай, а это мысль! Задачки пустяковые: защита ячеек через вкладку «Данные», задача на использование «Поиска решений»  и простейшая круговая диаграмма.  Ириш, выручишь?
Ирина Павловна кивнула и хотела уже подняться с кресла, но заведующий её остановил.
- Не спеши, Ирин. Сначала нужно балбеса пугануть в воспитательных целях. Стёпа, ты иди к Сверчкову и накрути его хорошенько. А потом возвращайся, отдохнешь, перекусишь.   Ира, сколько времени тебе понадобится?
Ирина Павловна задумалась.
- Думаю минут двадцать-тридцать. Не больше.
- Очень хорошо. Видишь, Степан Степанович, у тебя целых полчаса будет на обед.
Доцент Семечкин кивнул и вышел из кабинета. Возвратившись к нерадивому студенту, Степану Степановичу понадобилось совсем немного времени, чтобы дать ему почувствовать весь трагизм ситуации. Хорошенько его напугав, он с чистой совестью отправился восвояси обедать. В преподавательской было тихо. Коллеги разбежались по своим делам. Только у окна сидела Ирина Павловна и что-то правила на компьютере.
- Ириш, клиент напуган и ждёт казни.
- Очень хорошо. В какой он аудитории?

Ирина Павловна вернулась через сорок минут.
- Стёпа, клиент дозрел!
- Ну, спасибо тебе! Как прошло? Представилась странствующим преподом в поисках добрых дел?
- Нет. Этот дуралей стоял на подоконнике и звал халяву. Ну как было не подыграть человеку? Феи мы. Добрые. Так что иди скорее пока он ничего не забыл.
- Ё-моё двадцать первый век на дворе, лучше бы он зачетку в сугроб уронил!  Уже бегу!

Степан Степанович вернулся быстро. В преподавательской было опять полно народу.
- Уф. Отделались! Предлагаю заесть стресс плюшками.
Коллеги с удовольствием еще раз уселись чаевничать и стали по очереди разглядывать Лёшкину расписку.
- Что делать будем? Выкинем? – Ирина обвела взглядом смеющихся коллег.
- Ни за что! Кто же документы выкидывает?! – Семечкин взял расписку в руки. – Как наиболее пострадавшая в деле сторона, я её себе возьму.
- Зачем тебе?
- Использую в личных целях. Мне у них еще «Базы данных» вести в следующем семестре. И вообще я куратор их группы, мне надо! Если Сверчков не вылетит и все-таки защитится, я эту расписку подарю ему на вручении диплома.

Но Лёшка ничего этого не знал. Чудо должно оставаться чудом, а все сюрпризы еще впереди!


Рецензии
Рассказ финалист конкурса "Турнир авантюристов 2015" на самлибе.

Это второй вариант рассказа.

Екатерина Вейнгерова   03.02.2016 02:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.