Много шума из ничего
Сегодня у меня хорошее настроение: выдали пенсию. Заплатив по долгам и купив на базаре необходимые продукты, я был доволен - осталось наличными чуть больше половины. В этом году погода в сентябре и первой половине октября стояла теплая, прямо летняя. На базаре цены на овощи и фрукты были еще вполне доступны для пенсионеров. Ближе к вечеру обещал ко мне зайти Тимур. Я готовил по этому случаю шавлю (узбекская рисовая каша), когда раздался дверной звонок: пришел любимый племянник. После традиционных приветствий он мне передал пакет, полный снеди. Я пробовал отказаться, но он сказал, что это от моей сестры – его матери. Выпив предложенную ему пиалу традиционного чая, Тимур сказал:
- Дядя, меня на следующей неделе отправляют на хлопок. Вот хотел с тобой посоветоваться, что с собой взять и как себя вести там.
- Хлопковая страда у нас была и раньше всенародным делом. Осенью, когда поспевал хлопок, студентов первых курсов ВУЗов и техникумов г. Ташкента отправляли в Сырдарьинскую область собирать хлопок. Иногда мы находились на хлопке до двух месяцев. Жили в бараках, спали на раскладушках или деревянных настилах, время от времени страдали изжогой от некачественно приготовленной пищи.
Но мы были молоды, все было нам нипочем, мы находили поводы для веселья и шуток. В то время в стране был развитый социализм и от каждого требовали по способностям, и от нас тоже. Сейчас руководством взят курс на капитализацию экономики, так что в скором времени, на мой взгляд, в хлопковой компании будут принимать участие только профессионалы. Но, как говорится, на наш век хватит. Поэтому советую тебе запастись прочной, теплой рабочей одеждой, не шалить, не пить горячительные напитки, не играть в азартные игры, не быть винтиком в толпе, не волочиться за бабами и быть джентльменом в обращении со слабым полом. Может быть, я что-то упустил, но мать тебе наговорит еще с три короба.
- Дядь, а ты что, был сам такой идеальный на хлопке, как мне советуешь? – смеясь, воскликнул Тимур.
- Нет, конечно. Но я был, в принципе, неплохим парнем. Главное у меня была голова на плечах, и я руководствовался здравым смыслом, – ответил я в тон Тимуру.
- Как мне понимать, где здравый смысл, а где нет?
- Ты, наверное, читал в детстве произведение Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо? ". К сожалению такой четкой и краткой книжки нет для взрослых. В каждой отдельно взятой ситуации нужно руководствоваться здравым смыслом.
- Все-таки, что такое здравый смысл, хотел бы я знать? – спросил вновь Тимур.
- Вопрос хорош. В двух словах ответить на него, как Маяковский детям, я не смогу. На мой взгляд, здравый смысл есть способность человека разумного анализировать ситуацию, в которую он попал, а затем принимать взвешенное решение.
- У тебя были такие ситуации? – нетерпеливо спросил Тимур.
- Да, были. Если хочешь, и у тебя есть время послушать, я могу тебе рассказать некоторые из них. Они могли закончиться трагически, но благодаря моему здравому смыслу в финале наступал “Happy end” .
- Я весь внимание дядя.
2
Это случилось в далеком 1962 году, когда я учился на первом курсе Университета. Тогда профессия физика была модной: так только на нашем курсе с русским языком обучения училось более 100 человек, из которых всего около десяти были девушки. Учились ребята различных национальностей, но среди нас особо выделялись евреи. Во-первых, их было сравнительно много - около двадцати. А во-вторых, - и это главное - они были очень активны в общественной и учебной жизни курса. Они создавали вокруг себя особый ореол, который и выделял их от остальных.
Со временем я понял, что это свойственно данной нации: со времен Моисея они стали считать себя избранным народом и до сих пор большинство из них придерживаются этого мнения. Поэтому отнюдь не случайно нашими вожаками, то бишь комсоргами и старостами, были преимущественно лица еврейской национальности.
Хлопковая кампания была делом принудительным: для того чтобы учиться, надо было выезжать на сбор хлопка, в противном случае студента могли отчислить. Нам сверху определяли некую минимальную ежедневную норму сбора хлопка-сырца. Надзор за нами осуществляли наши же препы (преподаватели). Понятно, что и они вынуждены были участвовать во всенародном деле. Препы, как правило, были достаточно демократичны и практичны. Они каждый день отчитывались перед штабом о проделанной работе. Начальником штаба всегда был один из проректоров Университета. Главное для всех начальников было выполнение плана и отсутствие ЧП в их подразделении.
Следить за каждым из ста студентов одному или двум препап было не под силу. Поэтому, по молчаливому сговору, между препами и студентами мы, выполнив план работ, могли заниматься другими делами, но соблюдали при этом некий устав поведения, о котором время от времени начальство нам напоминало.
Вечерами мы занимались различными делами. Кто отдыхал, кто играл в карты, кто читал, кто стирал и т.д. Были и такие, кто согревал себя горячительными напитками. Некоторые любители женского пола уходили вечерами в расположение других факультетов, где преимущественный состав студентов составляли девушки и женщины.
Как-то раз вечером, раздался клич: "наших бьют", который нас моментально завел. Через пять минут толпа без малого в сто голов, вооруженная дубинками, направилась в поход на обидчиков. Часа полтора в темноте мы добирались до расположения филологического факультета. Около одного из бараков мы остановились, и наши вожаки зашли внутрь его, для того чтобы вызвать обидчиков на рандеву. Прошло около 10 минут, но из помещения никто не выходил. Наш пыл немного поостыл, и я стал думать более трезво о ситуации. Еще через пять минут вышли наши вожаки и, посмеиваясь, сообщили, что они, мол, струсили.
Ребята продолжали стоять, не понимая, что делать дальше. В это время меня осенило: я решил сам зайти в барак и поговорить с обидчиками. Зайдя в барак, я увидел всего трех парней, сидящих с озабоченными лицами на раскладушках. Я без обиняков обратился к ним:
- Это вы - обидчики наших парней?
- Да мы их пальцем не трогали, – сказал один из них.
- Так в чем же дело тогда? – не унимался я.
- Трое ваших ребят грубо приставали к нашим девчатам, ну мы их и отшили, причем без рукоприкладства, – объяснил другой вкрадчиво.
- А кто эти трое? – спросил я.
- Мы их не знаем, но имена двух из них мы запомнили – сказал третий и по моей просьбе назвал их. Я понял, что один из трех был наш комсорг, а другой – староста.
Я вышел из барака и обратился к своим:
- Послушайте, парни! Нам здесь нечего делать, здесь всего трое ребят и будет крайне несправедливо, если мы все будем с ними разбираться. Не знаю точно, что произошло, когда шла разборка, но наших тогда тоже было трое. Думаю, мы здесь лишние. По крайней мере, я ухожу и вам советую. Через пять минут мы почти в полном составе двинулись в обратный путь, инцидент был исчерпан.
3
- Ну, дядя, ты, я смотрю, был на высоте.
- Видишь ли, племянник, я еще со школы понял, как бывает обидно, когда все прут на одного.
- Почему никто из вас сразу не разобрался в инциденте и не просветил других? – спросил Тимур.
- Разобраться моментально в сути дела даже взрослому человеку нелегко. В таких случаях, как гласит восточная пословица, необходимо выслушать обе стороны, а потом уже принимать соломоново решение. Кроме того, молодые подвержены эффекту толпы. Ты, наверное, не раз слышал о зверствах, совершаемых футбольными фанатами после матчей. Молодые люди в толпе теряют свое "я", и друг перед другом демонстрируют свою крутость. Каждый из них в отдельности не совершил бы то, что они сделали сообща, в толпе. Таким же образом и религиозные фанаты, в большинстве своем неграмотные и молодые, совершают действия, которые являются греховными, согласно святым писаниям. Вообще, все экстремистские организации используют молодежь.
- Почему существует такая закономерность, дядя?
- Ответ на этот вопрос достаточно прост. Их легче одурманить словесной риторикой, высшими идеалами и т.д.
- Получается, что ты осуждаешь все произошедшие революции, так как в них участвовала, в основном, молодежь?
- Нет, – ответил я и продолжил после паузы, – история Земли полна различных баталий, восстаний, революций. Это нельзя сбрасывать со счетов. В настоящее время наиболее результативными революциями являются революции бескровные, когда изменения происходит в сознании людей и общество мирно реформируется.
- Поучительный случай, но ты мне обещал рассказать еще несколько историй, которые приключились с тобой на хлопке.
- Расскажу, а пока прошу к столу, шавля готова, да и ты, наверное, проголодался, – сказал я, заканчивая диалог.
Свидетельство о публикации №215101500161