Из дневника 13 октября 2015, вт

У меня есть стандартные процедуры, которые я выполняю при чтении. В их число входит также и организация выписок и цитат. С книжками в букмэйте все просто - тут я пользуюсь внутренним функционалом приложения на андроиде, перенося потом заметки в Эверноут в соответствующие блокноты и обильно снабжая их тегами. С бумажными книгами сложнее: надо либо набрать выписки в Эверноут вручную, либо сфотографировать их, либо найти вордовский/пдфовский вариант книги, чтобы выуживать цитаты оттуда параллельно с чтением бумажной версии.

При чтении "Иисус - путь к вечной жизни" В. Плока, в соответствии с обычным алгоритмом, встретив больше одной цитаты, достойной занесения в ЭН, я потянулся к гуглу, мигом нашел нужный файлик (правда, издательства CLV), и тут пришла пора неприятных открытий.

Книга буквально исковеркана последней редактурой. Достаточно сравнить заголовок первой главы в последнем и предпоследнем издании. В издании CLV: "Христианством разочарованы, но Христом очарованы". Да это же поэзия, я такие фразы не пропускаю, сразу заношу в рабочий блокнот как заготовки для стихов. В последнем же издании: "Христиане могут разочаровать, но Христос - никогда". Казенный, штампообразный язык. Когда его слышишь в проповеди, в разуме начинается борьба и пытаешься не отключиться от слушания дежурных пустопорожних фраз. А иногда не пытаешься... (Кстати, в чем проблема? Если в отдаленных ассоциациях "очарования" с "чарами", так почему один из подразделов в последнем издании дальше все-таки назван "Очарование Христом"?)

Читаем и сравниваем дальше. Первый абзац книги в издании CLV упоминает госпожу пастор, последнее издание - просто пастора. Как по мне, это нечестно. Не устраивают взгляды автора - не надо издавать его книгу. И так далее. Скажем, через пару страниц цитируются слова "одного из историков церкви". И только обращение к изданию другого издательства позволяет узнать, что историком этим был Скотт Латурет. Мне кажется, кража имени, кража мысли хуже кражи материального имущества.

К сожалению, издания CLV на руках у меня не было, а с монитора компьютера читаю я только в крайних случаях, так что здесь читал то, что было в бумажном варианте (только сейчас догадался, что можно было загрузить ПДФ CLV в Покетбук, но хорошая мысль пришла слишком поздно). Конечно, книга просто чудесна, но сознавать то, что ты читаешь покореженный вариант, все же было крайне неприятно.

===

Проповедник, сказавший одну проповедь, а потом месяцами или даже годами отказывающийся от проповедования - проповедник ли? Нет, разве что с огроменной натяжкой. Так и поэт, месяцами и годами не пишущий и имеющий за плечами единицы или немногие десятки рифмованных строчек, не поэт. Писать надо и тогда, когда не пишется, чтобы поддерживать и развивать форму, чтобы разжигать писательский зуд (а он почти всегда приходит в процессе), чтобы давать себе шанс на то, что когда придет отличная задумка для стихотворения, ты будешь в состоянии ее реализовать. Писать надо. Если ты поэт.

===

Тима вечером: "Ну мама, мои глазки совсем не хотят спать".

===

Я:
- Если не едете со мной, то 40 минут делаете уборку, 20 минут читаете.
Иосиф:
- Все, я еду.

===

Ин.17:21 "Да будут все едино"; 2Кор.13:13 "Общение Духа Святого". Для общения - общее. Что общее у нас с Отцом Небесным? Интерес к Сыну Божьему, Отец Его любит и мы, мы вместе им восхищаемся. Это объединяет нас с Отцом Небесным. Теперь что общего у нас с Сыном? Почтение перед Отцом Небесным, желание исполнять Его волю и принимать все благословения от Него. Это объединяет нас с Сыном Божьим.

===

Сон разума рождает чудовищ. Сон разума христиан рождает ханжеских чудовищ.

===

1Пет.3:11. Не только не делай зла и уклоняйся от конфликтов (пассивная позиция), но активно делай добро, ищи ситуации, в которых можешь его совершить.

===

Пр.10:29. Путь Божий для одних - твердыня. У других он вызывает страх.

===

Пс.31:1-2. Покаяние освобождает от лукавства.

===

Статичные, неповоротливые, инертные, консервативные члены системы - гаранты сохранения ее идентичности. Динамичные, инициативные, подвижные, творческие - шанс на ее развитие. Обычно общество подавляет носителей новых идей, п.ч. новизна для инертных - страшна. Ведь как бы не обветшала система, а у них есть в ней свои насиженные места, перемены же угрожают как минимум потерей ими этих мест, а как максимум и развалом всего строения. Творческие революционеры, выступающие за возрождение и обновление системы, воспринимаются этой системой как смутьяны (Исайя, Иисус, Павел, Лютер, Крючков).

В то же время самые разумные из инертных руководителей понимают, что без освежающего привнесения креативной новизны система обречена воспроизводить сама себя с неминуемыми наслоениями искажений и ошибок на каждом следующем этапе, обречена терять драгоценный субстрат сути при каждом переливании из пустого в порожнее, другими словами, обречена на деградацию и - в конце концов - на погибель.

Вот представьте себя на месте этих зрячих руководителей: как найти баланс между верностью закостеневающим шаблонам и не вмещающимися в них творческими инсайтами, как сохранить целыми и ветхие мехи, и молодое вино? Отмахнуться от этого вопроса нельзя, отказ от его решения - это тоже решение (в пользу консервативной неповоротливости и продолжения наслоения преданий).


Рецензии