Волшебство на экране
размышления о телепроекте «Точь в точь»
Когда на телевидении стартовал проект «Один в один», у зрителей могли быть стандартные ожидания: наверное, это будет шоу пародий. Но высокий профессионализм жюри и участников скорее очаровали, нежели наоборот. Это стало приятнейшим из сюрпризов.
Оказалось – задача перевоплотиться одна из сложнейших. Возможно, победитель первого сезона Алексей Чумаков задал высочайшую планку, и его конкуренты – Юлия Савичева, Тимур Родригез, Анастасия Стоцкая и Сати Казанова. Задачу эту можно трактовать по-разному – исходя из того, какой образ нужно воссоздать. Насколько он талантлив, оригинален, эксцентричен или классичен в лучшем смысле этого слова.
Люди испытывали душевное потрясение, когда видели, как привычный всем клоун вдруг превращается в серьезного драматического персонажа или наоборот. Конечно, если относиться к оригиналу с пиететом, - результат может получиться один, если поставить формальную или пародийную задачу – другой. Но не всегда все зависит от отношения участника. Есть еще талант, умение подмечать тончайшие штрихи, детали, которые помогают выделить этот образ из тысячи подобных. Или, напротив, - особый дар: умение видеть смешное там, где другие его не разглядят. Высмеять штампы, встречающиеся в пластике, артикуляции, интонации не одного только оригинала, а массы его подражателей или похожих артистов.
Чумаков был точнее в деталях, нюансах и за счет этого победил. Умение высмеять он продемонстрировал как никто за счет особой внутренней зоркости и цепкости. А это – отдельный талант. Тимур Родригез делал свое шоу, тоже доставив зрителям массу удовольствия. Он ставил миниспектакли – попурри из разных фрагментов песен, выступлений артиста. Иной раз делал ставку на внешние эффекты. Юлия Савичева перевоплощалась ВНУТРЕННЕ – казалось, она действительно словно по мановению волшебной палочки становится другим человеком. Более жестким, резким, страстным – как ее Земфира. Или нарочито смешным – как миниатюрная копия Стаса Михайлова в ее воплощении.
Конечно, если оригинал вызывает улыбку (причем не своим комедийным амплуа, а заштампованностью, отсутствием индивидуальности, невзыскательностью к себе), как его делать суперсерьезно? Здесь без пародийности не обойтись. И серьезные трагедийные номера перемежаются веселым смехом.
Зрители, да и участники имеют возможность расширить свой кругозор, потому что они должны погрузиться в изучение стилистических манер артистов разных стран и эпох. И в этом просветительская функция шоу.
Второй сезон под названием «Точь в точь» стартовал год спустя, а Алексея Чумакова пригласили на другой канал в жюри конкурса «Один в один». Поскольку состав жюри первого сезона почти полностью сохранился, то эту передачу я считаю естественной преемницей. И мне нравится точечный анализ, который делают Любовь Казарновская, Максим Аверин, Леонид Ярмольник, Геннадий Хазанов и те, кто периодически возникают на смену иным: Анна Ардова, Александр Ревва. И, конечно, атмосферу создает телеведущий Александр Олешко, сам мастер перевоплощений, который мог бы делать свой бенефис из тех номеров, в которых участвует сам.
Талантливых исполнителей очень много. Никогда бы мы не увидели их подлинные возможности, если бы не этот телепроект. А из-за однообразного или невысокого уровня их репертуара о них создается неверное мнение. Анастасия Стоцкая, Глеб Матвейчук, Ирина Дубцова (она действительно талантливый композитор, что для женщины редкость), Юлия Савичева, Жасмин достойны раскрытия с разных сторон. И вокально, и пластически, и по-актерски.
Многие находили в себе разнообразие и умение его воплотить на сцене только ближе к концу проекта под руководством преподавателей актерского мастерства. Кто-то уже появился – как будто готовым артистом. И не требовал гиперопеки.
У нас дефицит авторства – вот какой горький вывод можно сделать, глядя на такие шоу, как «Голос», «Один в один» и «Точь в точь». Иначе эти артисты, которые могли бы блистать в шоу бродвейского уровня, изначально воспринимались бы совершенно по-другому.
И зрители не были бы настолько потрясены.
Свидетельство о публикации №215101501802