Разм. 11-15 на пов. Зелёный Луч Л. Соболева

11. "Приглашения повторять не придётся"...почему? Универсальные и конкретные причины и проявление их соотношения в выражении лица боцмана.

Потому, что тут была строгая дисциплина; потому, что боцман был тут же; потому, что такие случаи послушания, видимо, были и раньше; может быть, и потому, что высшим силам так было угодно. Мы видим здесь две универсальные причины (первая и четвёртая) и две конкретные (вторая и третья). Они были в равном соотношении, и поэтому лицо боцмана "было почти красивым, но не очень приветливым". Красота--универсальное свойство добрых моряков, не очень приветливое расположение духа связано с конкретными обстоятельствами.

12. Прищуривание Хазова и Решётникова: сравнение и значение сравнения.

первый прищуривался по недоверию, второй--по желанию оценить. И это показывает разницу в их характерах. В итоге они пришли к согласию. оценка погасила недоверие, так как проявилась явно. Оценка недоверия, привратившаяся в доверительную оценку. Как видим, не всегда действие по отношению к негативному означает негативность этого действия. Это и естественно. Но весьма оригинально, что Соболев показал это через прищуривание.

13. "Красота большая": как это сопрягается с неразговорчивостью?

Быть может, это и есть причина неразговорчивости боцмана Хазова? Его ценение красоты моря и неба сильнее, чем вкусности ужина. Как видим, боцман  передаёт своё ощущение красоты более, нежели свои мысли, он может просто призвать к такому созерцанию или же посоветовать что-то практическое. Значит, он опытен и с богатым внутренним миром.

14. Красивый морской пейзаж: Соболев как живописец. Смысл красоты по Соболеву.

Соболев настоящий живописец. Он приводит не только цвета, но и воплощение этих цветов в конкретной форме, сравнение роли этих воплощений, разделение неба на "два полотнища шёлка", даже классификация облаков. Здесь много природных объектов, подобно картинам Айвазовского: "приплюснутое сорлнце, тянущееся облако, перистые облака, отсвет заката.
Причём, показан смысл красоты: когда ты соприкасаешься с ней, для тебя нет ничего плохого. Что "впереди ждёт только удача, счастье и покой". Забвение и о шестёрке, и о врагах, и об ужине. Об истинном беспокойствии и неистинном покое.

15. Музыка пейзажа: Соболев как музыковед пейзажа. Воплощение музки пейзажа.

Низкий, мощный гул ударов сочетается с органностью мыслей. Действительно, в хорошие моменты в человеке соединяется множество хороших впечатлений, встреч с красотой, напоминающей ангелов: такие моменты-ангелы. Приём всё это под ритм быстрого хода катера. Т.е. движение катера и движение мыслей дополняли друг друга, и таким образом, всё устремилось к Единой красоте: и корабль, и Хазов, и Решётников. Быть может, эта музыка напоминает вторую часть концерта Рахманинова #2. Или его некоторые картины-этюды. Или Дебюсси. В любом случае, что-то Настоящее, Сильное и Спокойное.


Рецензии