Шляпа

Однажды летом, когда мне было шесть, дедушка отвёл меня в Универмаг.  «Йося», - сказал он, останавливаясь в шляпном отделе и глядя на меня сквозь толстые стёкла на выдающемся носу,  – «Йося, запомни:  если тебе нужно-таки произвести впечатление на даму, ты просто обязан быть в шляпе». Через минуту мне на голову приземлилась панама с вышитым парусником, которую дед стащил с полупустой полки.  «Какое уж  тут впечатление, -  подумал я с досадой, - если я сам теперь как девчонка». Я со всей строгостью уставился на деда, но он не унимался:  «К тому же, Йося, пойми, когда-нибудь твои волосы определённо точно решат пойти своим собственным путём» - он слегка вскинул руку, показывая на свою голову, – «и лучше, если к этому моменту ты уже будешь в шляпе!» Мысль о том, что мои волосы куда-то от меня сбегут, если не удержать их шляпой, несколько примирила меня с девчачьей панамой. Но не окончательно. «Йося, мой мальчик, я тебе так скажу – твоя судьба целиком под твоей шляпой!». Смысл этой фразы я понял уже когда вырос: непосредственно к шляпе она имела мало отношения. Но тогда прозвучала как пароль, открывающий дверь в какой-то секретный мир, мир тайного ордена  шляпоносцев или шляпольеров. Нафантазировать подробнее  я  не успел – дед, уловив перемену моего настроения   перешёл в контрнаступление :  бросился к полке, схватил коричневую шляпу с полями и упаковал в неё свою голову. В этот день я дедушку больше не видел – вместо него домой меня вёл самый настоящий киношный профессор Плейшнер! Панамчиковые деньги были потрачены раз и навсегда, мне грозил третий за лето солнечный удар, но нам с дедушкой было абсолютно всё равно.
Дома нас встретили холодно. Родители глядели на шляпу с укоризной. Бабушка Ада, увидев деда, вздёрнула бровь и брякнула салатником об стол.  «Что это такое на твоей голове, Иосиф?» - бабушка не терпела конкуренции, а в шляпе она как-то интуитивно сразу же почувствовала  соперницу. Дед молча снял шляпу, ласково стряхнул с неё воображаемую пыль и, надел обратно. Мужчины в нашей семье уклонялись от неудобных вопросов самым действенным, как мне кажется, способом – сказывались глухими. Дедушка владел мастерством мгновенно оглохнуть виртуознее, чем  транспортиром и карандашом (он был проектировщик).  Этот талант у него позаимствовал и мой отец, а потом и я – но это было значительно позже, когда я вырос, женился, и через несколько лет после свадьбы начал узнавать в своей супруге черты своей матери и бабушки. Те самые черты, которые заставляли глохнуть мужчин в нашей семье.
В тот вечер глобального обсуждения  дедушкиной выходки я так и не дождался. Вероятно, родители списали приобретение осенней шляпы летом, на дедушкин возраст. Ада, скорее всего, устроила Иосифу взбучку за закрытыми дверями. Но утверждать не буду – я уже спал.
На следующее утро к завтраку дед явился вместе со своей новой подругой. Бабушка сняла передник и молча ушла к себе. «Пааап, ну, в самом деле!» - мой отец был человеком мягким и страшно не любил напряжённой обстановки. «Иосиф Эмилевич,  - мама звучала гораздо более решительно, – я очень вас прошу, давайте закончим этот спектакль?» Дедушка, само собой оглох, и молча жевал чёрный хлеб с салом. Я ничегошеньки не понимал. Шляпа мне казалась презабавной, а то, что дед расхаживал в ней не снимая – вызывало настоящий восторг. Ведь дедушки других мальчишек совсем не были похожи на киногероев! Но я быстро понял, что моей радости от дедушкиного поведения в семье никто не разделяет. Поэтому предпочитал помалкивать и улыбался деду исподтишка, пока никто не видит. Спектакль со шляпой продолжался около недели. Дед выхаживал в ней за завтраком, обедом и ужином, даже в ванную он заходил в шляпе, возможно, и спать ложился тоже в ней. А потом всё закончилось. Однажды днём дед сложил одежду в чемодан, взял портфель с чертежами и объявил о том, что уходит.
Спустя 10 лет дедушка тяжело заболел. Отец ухаживал за ним как мог. Возил его к лучшим специалистам, выбивал путёвки в санаторий и даже хотел отправить в Коктебель, но не успел. Деду стало совсем плохо, его окончательно положили в больницу и объяснили нам, что лучше бы начать прощаться прямо сейчас. «Йося» – сказал он, когда родители вышли поговорить с врачом, - «ты, наверное, так и не знаешь, почему я ушёл?» - «Нет, дедушка» – меня разрывало от любопытства. «Я вот что скажу тебе, Йося: выбрать правильную шляпу оказывается так же важно, как выбрать правильную женщину. Ты с первого прикосновения понимаешь, что она идеально тебе подходит. Она согревает, обволакивает, и, что уж лукавить, делает тебя гораздо привлекательнее и увереннее. С такой  просто невозможно расстаться.» Он прикрыл глаза и немного помолчал. «И когда я всё-таки встретил её,  -  дед с трудом разогнул указательный палец и навёл его на тумбочку, на которой лежала та самая коричневая шляпа, - ошибка первого выбора стала абсолютно очевидной».  Дед помолчал ещё чуть-чуть. «Ты понял меня, Йося?» - неожиданно строго спросил он. Я не знал что сказать, уверенности в том, что я всё понял правильно,  у меня не было. «В общем, Йося, мой мальчик, твоя главная задача в жизни – найти себе подходящую шляпу» - я честно говоря решил, что дед сбрендил на фоне высокой температуры, но пообещал, что обязательно так и сделаю.
Через четыре дня дедушка умер. На похоронах было много людей, полным составом пришло конструкторское бюро, где он проработал всю жизнь. А вот бабушка осталась дома. Нам она сказала, что плохо себя чувствует. Но я думаю, всё дело было в шляпе, которая и в этот день красовалась на дедушкиной голове. Такого было его последнее желание.


Рецензии