Милое детство

В конце пятидесятых годов на всех предприятиях Москвы горожане стали получать садовые участки для возведения сада-огорода. Участки давали бесплатно, каждому полагались 6 соток. Эти участки образовывали садовые товарищества, которые избирали себе руководство. Мои родители получили не 6 соток, а 8 так как наш участок был расположен близко к просёлочной дороге. И если между участками соседи заборов не строили, то со стороны проезжей части они были нужны, чтобы машины не давили посадки, которых ещё не было, но их следовало посадить. Правление сообщило, что каждый садовод должен посадить яблони, сливы, кусты малины, крыжовника и т.д. Сколько чего сажать было вывешено на сарайчике, который именовался «Правление». Сначала все садоводы были заняты выкорчёвыванием ненужной растительности, потом занялись копкой огорода, так как создать огород было много легче, чем искать в Москве или в каких-нибудь питомниках плодовые деревья и кусты. Попутно надо было подумать о песке, кирпиче, досках для строительства какого-нибудь сарая. Ведь инвентарь требовалось где-то хранить, пока же его возили из Москвы и в Москву, так как оставить его было негде.

Словом, когда мои родители соорудили первый в нашем товариществе сарай, то все соседи радостно вздохнули. Теперь лопаты, грабли, топоры , косы и прочее складировалось у нас по вечерам в воскресенье и разбиралось по субботам утром. Спали счастливые обладатели участков в туристических палатках, готовили еду на кострах и вкушали сельско-хозяйственные заботы впервые в жизни каждые выходные. На участок, когда погода была хорошей, мы выезжали всей семьёй, т.е. мои родители и я. А когда у нас через несколько лет появился домик крошечка в три окошечка, то я привозила туда и дочку, которой к тому времени было три года.

Она целый день бегала по участку, находила какие-то интересные растения, цветы и прочее, прекрасно ела, нагуляв аппетит, и даже днём спала, устав от беготни. Однажды наши соседи купили  машину песка, но шофёр поленился завести её на их территорию, а сбросил весь песок на проезжую часть между нашими участками.

В нашем садовом товариществе отношения были на самом деле товарищеские. Поэтому многие садоводы сразу же пришли на помощь, чтобы убрать песок с дороги. Пришла помогать и моя дочка. Принесла детский совок, формочку для песка и стала делать куличики. Пока взрослые закидывали песок на территорию хозяина, она делала куличики на нашем участке, пристраивая их так, чтобы получилась одна большая дорога из куличиков. Взрослые работали , наверное час, дочь тоже работала не уставая. Когда весь песок уже перекидали, то мы увидели длинную предлинную вереницу куличиков, опоясывающую весь наш участок. Этих куличиков было , наверное, штук сто, не меньше, все взрослые пришли в восторг от такой работы малышки, а малышка сияла от радости, что её работа так понравилась взрослым.

После куличиков надо было помыть руки и умыться. Водопровода ещё у нас не было, воду мы приносили из колодца. Из ведра, где стояла вода, я налила в тазик воду, чтобы дочка помыла ручки и лицо. Она всё помыла, вылила воду из тазика и попросила налить ещё немного воды в таз. Я налила и пошла, готовить ей еду.  Когда пришло время, звать дочку есть,  я увидела такую картину: мой ребёнок сделал из листиков кораблики, в них посадил муравьёв и катал этих муравьёв по «морю», а море волновалось, так как она дула на воду, чтобы корабли качались. В другой раз моё чадо собирало жёлуди, их набралось много, и малышка решила из них вырастить лес . Она выкопала много ямок , положила в каждую жёлудь, закопала их и в своём маленьком ведёрке принесла воды, чтобы «посадки» полить. Уцелел всего один дубок. С тех пор прошло много лет, может быть, 20, может быть 30, а дуб, который посадила моя трёхлетняя малышка, растёт и сейчас. Под ним можно посидеть на лавочке в жаркую погоду, вспомнить моих родителей, которых уже нет в живых и вспомнить, как насмешила маленькая выдумщица всех взрослых своими куличиками.


Рецензии