Жизнь удалась!?

        Еду я как-то в троллейбусе, сижу, а рядом стоят двое и разговаривают. Я не люблю слушать чужие разговоры, более того ненавижу, когда громкие голоса мне мешают думать, размышлять, планировать, мечтать…  Мужчины были немного навеселе, поэтому и разговаривали громко. Безо всякого на то желания я узнал, что у одного из них, родился внук, и он по этому случаю праздновал. О чем еще они говорили, я не слушал, мне было не интересно.
        И вдруг прозвучали слова, которые меня заинтересовали. Мозг моментально отреагировал на услышанную фразу, подобно тому, как я обычно при чтении по диагонали останавливаюсь на нужном мне ключевом слове. Я поднял голову и посмотрел на этого человека. Это был круглолицый, немного полноватый мужчина на вид лет 50-ти. И вот что он сказал своему другу, как бы заканчивая разговор: «Я прожил жизнь нормально. Жизнь удалась!»
        Я вышел из троллейбуса, но эти слова все звучали в ушах. Можно ли судить о человеке по одной случайно услышанной фразе? Что это, самодовольство, мудрость? Вроде, слова обыкновенные, подвел черту, но ведь звучат как финальный аккорд. А человек он не старый, активный, не похоже, что больной. А если так, то ему еще жить и жить, по крайней мере, лет 20. Конечно, это здорово, что появился на свет продолжатель его рода, его фамилии. Он вырастил сына, вероятно, посадил дерево и пр. В этом ли смысле его жизнь удалась? Сможет ли он и через годы это повторить? Не будет ли серьезных потерь, не наделает ли ошибок, не станет ли о чем-то важном сожалеть?
        Подумал я об этом, а потом задал этот вопрос себе. А нормально ли я прожил бОльшую часть своей жизни, могу ли о себе сказать, что жизнь удалась? Хотя бы удавалась до сих пор. Ведь были и успехи, и ошибки, немало было случаев, о которых потом сожалел. Заблуждался не раз. Хотя, вроде, подлостей другим не делал, по крайней мере, сознательно...
        Все в мире относительно. Возможно, относительно кого-то я прожил и живу нормально. Думаю, что многие друзья скажут, что и мне та фраза подходит. Пусть не имею высоких званий, регалий. Высот карьеры не достиг. Сильно к этому и не стремился, помнил старую в научной среде поговорку: «Лучше быть здоровым кандидатом, чем больным доктором». Друзья скажут: не бедствуешь, на работе ценили, сейчас много путешествуешь, у тебя хорошая семья, внуки, внучка очень любит… Вроде, достиг того, к чему многие стремятся…?
        А недавно мой старый университетский друг сказал: «Мы с тобой уже пересекли средний срок жизни мужчины в нашей стране, теперь живем за того парня…» Так что может мы еще делаем благое дело, статистику улучшаем?
        Бог не дал мне больших способностей и талантов. Но дал желание познавать новое, нескончаемый интерес к жизни, впечатлительность, стремление к позитивному...  Привлекают люди, природа, наука, путешествия. Проснулся интерес к истории семьи, города, страны.  Жаль, что к собственной истории интерес возник слишком поздно, когда уже некого расспросить. В молодости это не казалось важным, других дел много было.
        Чего же мне еще не хватает?  Разве что пенсия маловата? Может положение не стабильное, не знаю что будет завтра? Может потускнели идеалы, меньше стала вера в людей, пришлось же повариться в конкурентной среде? Или не хватает талантов, признания? Мировые проблемы беспокоят? Или как в известной песне: «А мне всегда чего-то не хватает: зимою лета… осенью весны»? Может надо довольствоваться тем, что есть и будешь счастлив!?
        Наверное, рано подводить итоги, жизнь продолжается. Но все же, удалась ли жизнь? Я в этом совсем не уверен. И дело не в пенсии или званиях...

       

На фото картина В.Е. Маковского «Оптимист и пессимист»,
Национальный художественный музей Республики Беларусь, г. Минск

               


Рецензии
Да удалась у Вас жизнь, Владимир! Не заморачивайтесь по этому поводу! Вы женаты, дочь, внуки, что Вам ещё надо? Жизнь прекрасна сама по себе! Если Вы пересекли седьмой десяток, уже это превосходно! Р.Р.

Роман Рассветов   27.04.2020 19:20     Заявить о нарушении
Да, нечего мне жаловаться. Хотя, конечно, всегда хочется больше и лучше. Если ничего не хочется, тоже плохо.

Владимир Кожин 3   27.04.2020 19:29   Заявить о нарушении
А мне единственное, чего хочется, это пожить подольше, увидеть правнуков. Р.

Роман Рассветов   28.04.2020 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.