Подарок

Когда мне было года 4, я узнала, что в нашем доме в коморке, в подвале дядя Семён, наш дворник, держит поросёнка. Поросёнка звали Борька. Оказывается, его дядя Семён купил ещё до войны. Этот поросёнок вырос уже в большого хряка, которого дядя Семён выводил на прогулку только поздно вечером. Пока были бомбёжки, поросёнок очень боялся, прятался по углам коморки, громко хрюкал и дядя Семён его не выпускал гулять, так как тот умер бы от страха, если бы начали бомбить. Но вот уже к 1943 году самолёты к Москве не летали, а если и летали, то слишком редко. Вот тогда-то он и стал выгуливать своего Борьку. И конечно, весь двор  узнал, что оказывается, в нашем доме есть «свиноферма». Это стало и поводом для шуток и у ребят, естественно, возникло желание познакомиться с Борькой. Каждый, кого родители поздно вечером выпускали гулять, рассказывали потом другим, какой Борька большой, умный, отзывается на свою кличку и ходит за дядей Семёном, как сабачонка.

 Дров у всех тогда  было мало, топили печи плохо, а в подвале к тому же было и сыро. Наш дворник и раньше, страдая ревматизмом, старался при каждой возможности затопить свою буржуйку, а теперь ему ещё было нужно иметь тёплое помещение для Борьки. Столько дров ему достать было невозможно, поэтому он своего «друга» перевёл в  комнату под лестницей, где дядя Семён жил со своей старушкой матерью уже очень старой и совсем глухой.

Борька ложился рядом с хозяином, и они грели друг друга в холодную погоду. Однажды мы увидели, что дядя Семён и его мать вместе ходят по двору и что-то ищут, они обошли двор несколько раз, приглядываясь к земле, и очень расстроенные собирались уходить домой, когда наш  Вовка спросил: «Дядя Семён, чего вы потеряли?» Дворник заплакал и сказал, что вечером выводил Борьку гулять, а продуктовые карточки из брюк не вынул, и они видимо, выпали из карманов, пока они с Борькой гуляли. Наверное, кто-нибудь утром нашёл их и забрал себе. Что им теперь есть с матерью целый месяц, когда месяц только начался , неизвестно. Соседи рассказали друг другу беду дворников и худо, бедно набрали для них каких-то продуктов, но совсем мало, лишь бы им не умереть с голоду. Все соседи тоже жили по карточкам и практически  впроголодь.

Вечером того же дня дядя Семён появился в нашей коммуналке  с авоськой, в которой были свёртки. Каждому, кто был в это время на кухне, он дал по свёртку и плача объяснил, что заколол Борьку, потому что теперь самим нечего есть, а кормить Борьку тем более нечем. Денег он ни с кого не взял и себе кусочка мяса не оставил. «Как я могу, есть своего друга, вы сами-то подумайте, а продавать друга тем более нельзя,»- говорил он всем, кто его спрашивал, почему он  себе ничего не оставил. Плакал дядя Семён несколько дней, ничего не ел, каждое утро выходил во двор поискать потерянные карточки, а каждый вечер выходил во двор в то самое время, когда обычно гулял с Борькой, и долго сидел на крылечке, выкуривая одну самокрутку за другой.


Рецензии