Как швед под Самарой

               
                Как швед под Самарой

  Напротив нашего города, чуть выше по течению расположена знаменитая Серная гора. В 1926 году историк  П.А. Преображенский писал, что по воспоминаниям  старожилов когда-то здесь находилась каторга. Заключенные в начале 18 века добывали  в этом месте волжскую серу, необходимую, как компонент в производстве дымного черного пороха. Здесь существовала не просто каторга, действовал настоящий концентрационный лагерь для военнопленных. Критическинастроенный читатель  пожмет плечами – какой  еще лагерь, какие еще пленные в начале 18 века. Напомним, что Петр 1 вел в это время кровопролитную Северную войну. После поражения под Полтавой в русский плен попало много шведских солдат, часть из которых и направили  к волжским берегам добывать серу для новых русских побед. Пленные прибывали с 1710 по 1714 годы. (ЦГАДА, ф.248, д.464,л.1213) По записям голландского путешественника Корнилия де Бруина  на 1711 год  серный рудник под Самарой обслуживало до 4 тысяч человек. Масштабно.
 В то время никто о Женевской конвенции и слыхом не слыхивал, в силу ее отсутствия. А потому к военнопленным относились, как заблагорассудится. Проплывая по Волге, путешественник Паллас так описывал добычу серы на Самарской Луке: «Выход на оную (Серную гору) в нынешние жары был весьма труден по причине утесистых боков и густого чапыжника, ибо не инако, как руками и ногами карапкаться должно. Удивительно, что при многолетней работе на сей горе не старались сделать лучшей дороги для взхода, которую легко бы можно было сделать кривизнами, и при том еще такую, по которой возили бы камень на лошадях. Но всегда оной носили работники далее версты на своих плечах по крутой и каменистой тропинке, по которой и без ноши идущий человек находится в опасности, чтобы не сделаться уродом». Такие традиции безжалостной эксплуатации и неуважения к человеческой жизни связаны именно с тем, что принудительно  работать заставляли  именно военнопленных. Многие погибали от непосильного труда и травм. Трупы закапывали у  подножья горы в общих ямах, как говорится без креста и без надписи, без священника и поминания, как собак и бездомных. Постепенно  вымиравших шведов  заменяли российские преступники. Единственной привилегией им служило то, что после смерти от увечий их закапывали индивидуально и ставили  деревянный крест, всеж таки православные.
 Подобное доморощенное  и насильственное производство, конечно, было нерентабельным и быстро прекратилось. Перед войной с Наполеоном правительство снова попыталось начать производство серы на Волге уже с использованием русских крепостных. 100 лет прошло, а технология оставалась та же и результат тот же.  После разгрома Наполеона Самара увидела новых военнопленных – французских солдат. Отношение к ним местных жителей стало вряд ли  более гуманным, чем за сто лет до того к шведам. Как  писал в своих заметках   И. А Второв: « …я испытал неудовольствие удержания здешних глупых жителей от ссоры с пленными французами, которым не только ребята, но и взрослые не дают прохода, дразнят их как собак». Когда чиновники спрашивали самарцев, что вы лаете на пленных, зачем бросаете им кости и палки? В ответ звучало – так они же собаки, ведь по-русски то не понимают. Немцы, одним словом, немые.
 


Рецензии