Как уходцы прошение генералу подавали

Чисто случайно на сайте "Горыныч" увидел отрывок из воспоминаний бывшего военного министра царского правительства Владимира Александровича Сухомлинова. Прочитал отрывок один раз, потом другой, третий... Трагедия "уходцев" - бывших уральских казаков, сосланных вместе с семьями в 1875 - 1878 годах в Туркестан, была мне знакома. Задумавшись на минуту понял, что генерал то, правильный вывод сделал из встречи с "уходцами". Ведь, он когда писал свои мемуары, успел пройти все "круги ада". Его царского министра, обвинённого в измене, арестовал царь, посадил в "каземат" Керенский, а освободил Ленин. Ему ли было не знать, что такое "это сладкое слово - свобода". Однако, читателю, чтобы стало понятно о чём пойдёт речь дальше, приведу сначала упомянутый отрывок из воспоминаний генерала:

"Два раза пришлось мне быть в Туркестанском крае, - вспоминал В. А. Сухомлинов. - Первый раз после поездки во Владивосток и затем на открытии Романовского оросительного канала.

Власть генерал - губернатора и командующего войсками объединена была здесь в лице генерала Самсонова, трагически погибшего затем на войне, под Танненбергом в Восточной Пруссии. Мой старый ученик по академии генерального штаба встретил меня на границе своего края, и затем все поездки по Туркестану и Закаспийской области мы совершали с ним вместе.

На одной из станций, близ Аральского моря, меня поджидала депутация уральских казаков, выселенных с Урала за то, что они не хотели подчиниться новому положению о войске и своё упрямство в этом отношении довели до упорного сопротивления властям. Несколько десятков типичных староверов, длиннобородых, худых, загорелых стариков, сняв шапки, подали мне прошение. Оно было так длинно, притом написано таким бисерным почерком, что удовлетворить их желание, прочесть немедленно всю тетрадь - не представлялось возможным.

- Ты только прочти сам, ваше высокопревосходительство, - говорили они, - тут всё по порядку объяснено, как и что противу закону с нами проделали.

Генерал Самсонов при них же доложил мне, - что им разрешают вернуться на Урал, с условием, чтобы они подчинялись порядкам, установленным для Уральского казачьего войска. Но они упрямо настаивали на чтении их "грамоты" и не давали мне прямого ответа, почему таким именно разрешением возвратиться не желают воспользоваться.

Из уральских казаков они давным - давно превратились в аральских рыболовов и с казачеством потеряли всякую связь. Протекло так много времени после их переселения, что не было и смысла в этом стремлении вернуться, - а одно лишь упрямство: только старая вера - истинная религия, только старые законы - настоящие основания для жизни.

- Сделай такую милость, - доложи нашу челобитную самому Царю, - просили они на прощание. Когда я вернулся в Петербург из поездки, то выяснилось, что действительно, прошений таких накопилось много, а ключ к разрешению этой шарады заключается в обыкновенно фанатичном упрямстве бывших уральцев".

Прежде, чем перейти к детальному рассмотрению вышеизложенного отрывка, а также к характеристике человека, написавшего его, необходимо несколько слов сказать о генерале Самсонове, сопровождавшего Сухомлинова в поездке по Туркестану.

Александр Васильевич Самсонов (1859 - 1914) - русский государственный и военный деятель, генерал от кавалерии (1910), командующий 2 - й армией во время Восточно - Прусской операции. Покончил с собой после поражения при Танненберге. По сути, генерал Самсонов и его армия пошли на самопожертвование.

Генерал А. В. Самсонов занимал многие командные посты в русской армии, а с апреля 1907 года стал наказным атаманом Войска Донского; с 17 марта 1909 года - Туркестанский генерал - губернатор и командующий войсками Туркестанского военного округа и наказной атаман Семиреченского казачьего войска. Талантливый организатор, генерал А. В. Самсонов наладил мирные отношения между русскими и местным населением, активизировал просветительство, содействовал развитию хлопководства, водоснабжения и орошения в крае. Он считал необходимым "развить Семиреченское войско до размеров... Сибирского", убеждал царя, что развитие Семиреченского казачества "должно быть поставлено в первую очередь". Однако, прилив казаков из других войск, в Семиречье, практически не осуществлялся. Станицы росли за счет естественного прироста населения и оседания в них некоторого количества крестьян. Попытки переселить в Семиречье ссыльных уральских казаков, проживающих в Сыр - Дарьинской области, к успеху не привели.

В 1911 году редакция альманаха "Средняя Азия", располагавшаяся в Ташкенте, опубликовала очерк "уходца" Толстова "Воспоминания Уральца Ферапонта Илларионовича Толстова", который оканчивался следующими абзацами:

"Тридцать пять лет живут уральцы в Казалинске, - писал Толстов, - не имеют ни звания, ни управления, ни собственного крова для правильного хозяйства, они не видят светлых надежд на выход из настоящего бесправного положения в родной стране.

Немного нас, стариков - уральцев, уцелело здесь, доживём ли мы, старики, когда без душевных тревог и с спокойными сердцами могли бы посвятить остаток наших дней молитве за благоденствие нашего отечества, и увидим ли наше молодое поколение в своем родном казачьем звании, под сенью старых православных знамен, где оно могло бы оправдать доверие Царя и отечества в бою против врагов".

Очерк Ф. И. Толстова напечатали, ведь, неслучайно. Вероятно, его публикация была частью плана генерала Самсонова по возвращению ссыльным уральцам казачьего звания и зачислению их в состав Семиреченского казачьего войска. Однако, начавшаяся война и отъезд Александра Васильевича в действующую армию, на фронт, а затем революция 1917 года, помешали осуществить задуманное. Вот, и встреча "уходцев" с военным министром Сухомлиновым и подача ему "прошения", то же, вероятно, были организованы при участии генерал - губернатора Самсонова.

Для начала необходимо определить, когда же "уходцы" могли вручить "прошение" генералу Сухомлинову. "Весною следующего года, 1910 - го, без всякого сообщения о том в Совете Министров, - подчеркивал бывший министр финансов Коковцев, - я узнал из газет, что Военный Министр выехал, по Высочайшему повелению, на Дальний Восток". Следовательно, впервые В. А. Сухомлинов посетил Туркестанский край весной 1910 года, но тогда он совершил поездку в Бухару и встретиться с "уходцами", вряд ли мог. Всё таки, Казалинск был на севере, а Бухара на юге Туркестанского края. Упоминание об этом есть в мемуарах великосветской дамы Марии Сергеевны Барятинской, праправнучки  генералиссимуса А. В. Суворова, жены флигель - адъютанта Николая II, Анатолия Барятинского, которая сохраняла записи о важных и мимолетных происшествиях, ценнейшие свидетельства давно минувших дней:

"Дело было в Страстную неделю, - вспоминала Барятинская, - и генерал Сухомлинов отправился в Бухару, чтобы отмечать Пасху там, хотя, так как город был полностью мусульманским, в нём не было ни одной церкви. Однако министру было известно, что генерал Самсонов был очень привязан  к своей семье и предпочел бы спокойно провести Пасху в её кругу.

Эмир Бухарский прислал жене министра целый вагон ковров и других ценных подарков, хотя высокопоставленным чиновникам и членам их свиты строго запрещалось принимать какие - либо подарки. Потом Сухомлинов объяснял, что сразу же отказался от предложенных даров, но эмир не так понял его отказ и, несмотря на протесты генерала, прислал подарки без его согласия".

Вероятно, уральцы вручили "грамоту" генералу Сухомлинову, когда он приехал в Туркестан на открытие Романовского оросительного канала, построенного в Голодной степи на средства Великого князя Николая Константиновича. Открытие состоялось 5 октября 1913 года близ станции Хилково в Голодной степи.

Про генерала В. А. Сухомлинова говорили, что он "способный, хотя и поверхностный человек, ловкий царедворец". Под его руководством Россия вошла в Первую мировую войну. "Никогда Россия не была так хорошо подготовлена к войне, как в 1914 году" - написал Сухомлинов в своей книге. Однако, всё пошло не так, как хотелось бы. Огромные потери русской армии в первый год войны, горечь поражений, стали первопричиной по которой генерал Сухомлинов закончил свою карьеру презираемым арестантом, подвергнутым в обществе остракизму.

В апреле 1916 года В. А. Сухомлинова, по подозрению в связях с германской разведкой, арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Имеются несомненные доказательства благосклонного отношения к Сухомлинову царя и царицы Александры Фёдоровны, возглавлявшей "немецкую партию" при дворе. Царь не верил, что Сухомлинов изменник и повелел его выпустить под домашний арест, но испугался "большого шума" и отменил своё "повеление". Суд над генералом состоялся уже при Временном правительстве.

"Для большей помпы процесса, который должен был опорочить царский режим и превознести этим новое правительство, - писал в мемуарах В. А. Сухомлинов, - избрали концертный зал Офицерского собрания армии и флота. Господа сенаторы, присяжные заседатели, прокуроры, защитники и подсудимые поместились на эстраде концертного зала собрания армии и флота. Места для публики было много".

Суд определил наказание осужденному: без срока лишения всех прав состояния и ссылку в каторжные работы.

"Обвинитель сенатор Носович, - писал Сухомлинов, - струсив, требовал применения самой высшей меры наказания, пожалев о том, что смертную казнь отменена".

20 сентября 1917 года приговор был объявлен в окончательной форме. Сухомлинов был "заточен" в крепость, а после Октябрьской революции, его перевели в петроградскую тюрьму "Кресты". В его деле разбирался молодой большевик Зорин, "простой мастеровой", который включил его отдельным пунктом в "декрет 1 мая", даровавший свободу бывшему царскому военному министру.

"Этот его "пунктик" в декрете 1 мая 1918 года имел место, - писал Сухомлинов, - и меня из неволи освободили: представитель большевистской юстиции оказался по здравому смыслу и своей порядочности выше моих сенаторов".

Из Петрограда Сухомлинов, боясь быть расстрелянным тайно перебрался через финскую границу и уехал в Германию, где и написал свои Воспоминания.

"Люди, окружавшие Ленина, - констатировал Сухомлинов, - не мои друзья, они не олицетворяют собой мой идеал национальных героев. В то же время я уже не могу их больше назвать "разбойниками и грабителями", после того как выяснилось, что они подняли лишь брошенное: престол и власть. Их мировоззрение для меня неприемлемо. И всё же медленно и неуверенно пробуждается во мне надежда, что они приведут русский народ, быть может, помимо их воли, по правильному пути к верной цели и новой мощи..."

"Воспоминания" В. А. Сухомлинова были опубликованы в Германии в 1924 году. Сам  же он, 2 февраля 1926 года, тихо скончался в Берлине, на 78 году жизни.

Генерал В. А. Сухомлинов был "прозорливым" политиком, умеющим заглядывать в будущее. Советский Союз, как правоприемник Российской Империи, действительно, стал мощным независимым государством, с мнением которого считались во всём мире. Недруги, даже, называли его "Красной империей". Поэтому на старости лет генерал Сухомлинов, вряд ли кривил душой, когда писал, указывая на множество прошений "уходцев", что "ключ к разрешению этой шарады заключается в обыкновенно фанатичном упрямстве бывших уральцев". Было вызвано такое дикое упрямство "уходцев", чисто их религиозными убеждениями, или другими факторами, по сей день не знает никто. Ещё одна загадка истории уральского казачества.   


Источники:

Барятинская М. С. Моя русская жизнь. Воспоминания великосветской дамы. 1870 - 1918. - М., 2006.

Коковцев В. Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903 - 1919 гг. - Париж, 1933.

Лещев Е. Н. Охрана государственной границы Российской Империи Семиреченским казачьим войском (1867 - 1917)/Е. Н. Лещев: Диссертация канд. ист. наук. - Москва. 2004. - 189 с.

Проскурин В. Н. Линия жизни генерала Самсонова//Веди, № 5, 2005, сс. 47 - 51.

Сухомлинов В. Воспоминания. - Берлин, 1924, с. 247 - 248.

Сухомлинов В. Генерал В. А. Сухомлинов. Воспоминания. СПб., 2015.

Толстов Ф. И. Воспоминания уральца Ферапонта Илларионовича Толстова//Средняя Азия, 1911, № 7, стр. 69 - 82. 


Рецензии
Николай, сегодня поздно, но обязательно прочту это. Скажи, а эти книги
Сухомлинов В. Генерал В. А. Сухомлинов. Воспоминания. СПб., 2015.
Толстов Ф. И. Воспоминания уральца Ферапонта Илларионовича Толстова//Средняя Азия, 1911, № 7, с есть у тебя на компе?
Жму руку, Я

Павел Кожевников   12.11.2015 08:16     Заявить о нарушении
Книга Сухомлинова есть в интернете. Её можно скачать. Но я использовал лишь отрывок, который есть на сайте Горыныча. А очерк Ф. И. Толстова, мне присылала Татьяна Ефремова, но он к сожалению не сохранился у меня в компе. Остались небольшие заметки в тетради.
С уважением,
Николай

Николай Панов   12.11.2015 10:28   Заявить о нарушении
Спасибо, казак!

Павел Кожевников   12.11.2015 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.