Царица

                I
Уж давно второй год пошёл, как овдовел молодой Царь.   Боль от потери жены, близкого и любимого человека, не так жгла сердце, как в первое время вдовства. Теперь он уже мог думать о державных делах и заботах,мог помнить, что надлежало   сделать сегодня, завтра, с кем и о чём говорить. Ясно, горе не совсем оставило его, но отступило, отодвинулось, ушло в дальние глубины его души. Такова уж, видно, была вышняя воля, что покойница не подарила ему деток. И она и он очень хотели стать родителями, хотели успеть воспитать достойных наследников, но не суждено им было.
    А тут придворные, боярская стая, стали открыто напоминать, что траур уже прошёл, что   пора и о невесте Царю подумать; видимо, каждый из них разумел, что царский выбор падёт на его дочь. Да и сам Царь понимал, что без нового брака наследников не будет.   Только уж больно не хотелось ему принцесс да боярышень, у которых в головах только и забот про наряды, балы да жеманства перед придворными кавалерами.   
    Долго думал Царь о невесте. Она ведь не только его женой должна быть, но и государыней Державы. Да и сердце должно принять её.
                11
   И вспомнил он, как года два-три назад он возвращался со своим войском с похода. Тогда на ночлег разбили лагерь между селом   и рекой, поставили шатры для воинов, командиров и царский шатёр. Заканчивали приготовление вечери. Вдруг подбегает к нему человек из свиты и докладывает, что какой-то местный крестьянин требует увидеться с Царём. По какому делу— не говорит, мол, всё скажу Государю. Хоть и был Царь утомлён походом и о вечере подумывал, но велел привести крестьянина в свой шатёр. Велико же было удивление Царя, когда услышал речь крестьянина:,,Нижайше прошу , Царь-батюшка, придти в мой дом, откушать вечерю и отдохнуть в тёплой комнате. Уже всё готово. Не гоже Государю в шалаше ночевать, когда рядом   село с его подданными. Опять же ночью от реки студёно, простуда может прилепиться. " Подумал тогда Царь и согласился. Он не чурался простолюдинов и нередко вступал с ними в беседу. Приказал что-нибудь доставить к столу, поставить к избе надёжную стражу и отправился с хозяином в дом.
   Стол был накрыт. По крестьянским меркам на столе было довольно еды: щи с курой, рыба, пироги, варенье, сметана и даже медовая наливка. Гостя посадили во главу стола, хозяин и хозяйка рядом, остальные с противоположной стороны стола.
   Ели степенно. Хозяева вели беседу с Царём, а у стола служила дочка-подросток Дуняша, лет 14-15 отроду. Смышлённая и проворная. Видела весь стол, успевала нужное подать, лишнее убрать, кому подложить, кому долить. Словом, как заправская хозяйка.
   Попили чаю и Государя проводили в комнату на чистую постель. Спалось ему хорошо. На рассвете откушали чай с блинами, и Государь покинул гостеприимный дом.   
                111
   Вот теперь он и вспомнил тот дом, ночёвку, вечерю и Дуняшу. И захотелось ему снова увидеть её. Приказал готовить небольшой отряд для похода в те края, да так, чтобы ночёвка опять пришлась на берегу на том же месте.
   Поход рассчитал так, чтобы оказаться в том же месте как бы мимоездом. И вот, прибыли на место, стали готовиться к ночлегу. Само собой, готовилась для всех вечеря, и шатёр царский был поставлен. Надобно отметить, что о своей задумке Царь никому не сказывал. Сидел в шатре и поджидал, не придёт ли снова тот крестьянин, не позовёт ли снова повечерять и ночевать. Пришёл тот крестьянин уж когда к вечере дело было. Спросил, не помнит ли его Царь-батюшка и , получив утвердительный ответ, повторил все слова, сказанные Царю при давнишней встрече. Царь приглашение принял, и всё в доме было, как и тогда.
   У стола служила опять Дуняша. Но это была уже не девочка-подросток, статная девица, настоящая невеста. Царь сказал ей ласковые слова и спросил, есть ли жених. Отец её ответил, мол, женихов много, да Дуняша их всех отваживает, говорит, что не таких хотела бы в мужья. ,,А каких тебе, красавица, надобно?"— спросил Царь. Та ответила:,,Чтоб добрый и ласковый был, чтоб работящий и сердцу был мил. " ,,И ни одного такого в селе нет?— снова спросил Царь. ,,Выходит, что нет— опять вмешался отец, а кое-какие завсегда найдутся. " ,,Ну, красавица— говорит Царь—придётся мне помочь тебе подыскать такого, чтобы тебя стоил. Ты только подожди моего возвращения с похода." все засмеялись, приняв слова Царя за шутку. Утром чай накрывала Дуняша, а щёки её то и дело покрывал румянец. Похоже, смущалась.
                IV
   А через несколько недель, возвращаясь с похода, Царь приехал прямиком в уже знакомый крестьянский дом. Теперь и он уже с трудом сдерживал волненье сердца. Приглянулась ему девица. Надо как-то сказать ей об этом. Да в жёны позвать. Умел Царь разговаривать и с боярами и с владыками, а здесь вдруг смущение одолело его.
   Надумалось ему позвать её пройтись по саду-огороду, мол, свежего воздуха вдохнуть. Отец отпустил девицу. Как отошли они немного от дома,Царь и спрашивает:,,А не забыла ли ты   про моё обещание тебе в мой давешний приезд?" Зарделось лицо Дуняши, как заря алая. Врать не приучена, потому ответила:" Нет, Царь-батюшка, помню твои слова."   ,,Тогда послушай, что сажу тебе. Ты ведь знаешь, овдовел я, да и наследников нет   у меня.   Я нарочно учинил поход через ваше село, чтобы тебя повстречать. А повстречал, так ты запала в моё сердце, и я решил сказать тебе: стань моей женой."   ,,Что ты, Царь -батюшка! Какая я жена Царю, крестьянская девка? Царицы из принцесс бывают.",, Не о том речь ведёшь, Дуняша.Это церёвы заботы. Ты скажи мне, похож я на жениха, которого ты ожидаешь?" ,,Похож, Царь-батюшка, ещё как похож!"
   О чём они там ещё говорили, прохаживаясь по саду, не знаем, да только за ужином Царь встал и попросил у родителей руки Дуняши. Не пересказать, что произошло за столом, не передать сказанных слов. Только закончилось всё словами отца:,,Бери в жёны нашу дочь, только не обижай её, а то врагом твоим стану." Царь коротко ответил: ,,Другом станешь. И готовься, сватов пришлю."

                V
   Как всё закружилось, завертелось, и за ночь не расскажешь. Только нельзя не сказать, как к Дуняше понаехали портнихи, сапожники, скорняк и няня со служанками. В доме поселились няня и служанка, остальные— в шатрах. Когда исполнили всё, для чего приезжали,сняли шатры и отправились. А служанка и няня остались и   по целым дням учили Дуняшу ходить, сидеть, за столом пищу вкушать, разговоры вести— столько всего учила она, что и не перечтёшь.
   После сватовства снова целая дружина прибыла. Одни платья примеряют, другие обувку пробуют, третьи обучают, как во всём этом стоять, идти, сидеть. И даже учёная дама, как тень, всюду за Дуняшей ходила и научала   всяким словам и разговорам. Долго стояли шатры у речки, пока не прибыли две кареты и повезли её—Евдокию Петровну— в церковь с Царём венчаться.
   А когда няня ввела её в церковь, все именитые гости, бояре , купцы и другие разные ахнули разом: вот это Царица! И забыли позакрывать свои рты.
   От той поры все забыли думать-вспоминать, что Царица— не царских, не королевских кровей.

   Уж много лет-зим прошло. А отец Царицы средь своих товарищей себя другом Царя называет.

       Октябрь 2015


Рецензии
Благодарна Вам, Иван Данилович, за такие прекрасные сказки. Они написаны удивительно-песенным слогом. Настолько проникают в самую душу, что впечатление остаётся надолго-надолго и хочется вновь и вновь возвращаться в эту прекрасную грёзу. Пусть всё, что Вы задумали всегда сбывается!
С уважением,

Галина Черонова   16.12.2016 08:19     Заявить о нарушении
Ещё вещий Пушкин А. С. определил в давние времена:"Сказка— ложь, да в ней намёк, добрым молодцам ( от себя: и молодицам)урок. Благодарю за прочтение и добрый отзыв. С уважением.

Иван Думанов   17.12.2016 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.