Мастера и мудрецы

            
                Верь в Бога, друг, и верь в себя.
                Как Мать, Отечество любя.

                Верь безо всякого сомненья
                В успех высокого стремленья.


   Четверостишие, которое мы поместили вместо эпиграфа, оказалось здесь не случайно. Его автор – Николай Алексеевич Илёшин. В Томске он больше известен как художник-монументалист, нежели как поэт. Да и поэтом, что и свойственно в таких случаях большим художникам, он себя не считает. «Пишу иногда о том, что думается, о том, что наболело,- говорит Николай Алексеевич.- Только вот не все  написанное мною понимают… Непредметно, что ли…Так,  что давайте лучше поговорим  о  витражах…».  А вот здесь-то поговорить «предметно» как раз и  есть о чем: лучшие общественные здания города сегодня украшены или его работами, или работами его друга и единомышленника Алексея Михайловича Потемкина, или их совместными трудами - ТЮЗ, Театр драмы, органный зал областной филармонии, рестораны, банки, библиотеки и т.д.

   Однако  первые художественные витражи в свинцовой пайке изготовил все-таки Николай Илёшин: в середине 70-х прошлого века он подрядился под это дело в НИИ вакцин и сывороток, и процесс, что называется, пошел…До этого выпускник Иркутского художественного училища, художник-оформитель о классических монументальных работах мог только мечтать…

-- До сих пор поминаю добрым словом Георгия Ефимовича Синельникова, директора этого института, - говорит Николай Алексеевич.- Тогда он осознал мой замысел, оценил и сделал отмашку…Так появились мои первые монументальные работы – витражи, потом ещё и ещё…

   Чуть ли не на следующий год уже Алексей Михайлович Потемкин выступил автором витражного полотна для Томского театра драмы. Трудился там конечно большой коллектив исполнителей, но авторство, естественно, осталось за мастером. Потом они уже вдвоем, Илёшин и Потемкин, сотворили витражи для ТЮЗа. Те, кто видел, знают – и Толстой, и Пушкин, и Гоголь смотрятся на тех полотнах, как живые. Монументальные, но живые, поскольку окружают их герои их же произведений, которые и на свет-то появились благодаря таланту великих мастеров…Так о больших мастерах могут рассказать только мастера…
         
   В 1978 г., опять же вдвоем, они исполнили свою первую художественную мозаику: украсили одно из общежитий мединститута. Автором того мозаичного полотна был Потемкин: в свое время он окончил знаменитое Строгановское училище, а его учителем был сам Замков - мэтр советского монументального искусства и прекрасный педагог… Но Илёшин отставать от своего компаньона и не думал, но упирал все больше на витражи. И не ошибся - в начале 80-х его приняли в Союз художников именно за серию мастерски выполненных витражных полотен. Так и продолжалось это сотрудничество томских художников, больше похожее на состязание…Но это уже глазами сегодняшнего зрителя…   

   Уже позднее, в самом начале 90-х годов, когда Александр Михайлович Крюк, историк по образованию и социальный прагматик  по сути,  предложил им создать художественное предприятие «Благо», размечтались: хорошо бы теперь   исполнить витражи  хотя бы  в одном православном храме…Время тогда было такое: в России началось возрождение Православия, немыслимое без восстановления храмов и других христианских святынь. Именно в то время в Томске верующим вернули здание Спасской церкви в Коларово, развалины Знаменского храма на Войкова, здание Петропавловской церкви на Спичфабрике и т.д. Однако первый заказ томским мастерам поступил из Кемерова – провести благоукрасительные работы в кафедральном соборе Знамение Пресвятой Богородицы. Что и было исполнено.

   Потом счет объектов, где были исполнены благоукрасительные работы,  пошел на десятки, но уже в своей епархии: Богоявленский кафедральный собор, Алексеевский монастырь, Воскресенская церковь, Петропавловский собор, Спасская церковь в селе Коларово, храм Владимирской иконы Божией Матери в Северске… Со временем у томичей и гостей города сложилось впечатление, что художественные витражи в Томске создавались исстари, настолько органично они вписались в архитектуру города. А у наших мастеров появилась ещё одна изюминка – Алексей Михайлович Потемкин, на этот раз вплотную, занялся художественной мозаикой. Так на храмах появились, в частности, мозаичные иконы. Подойдите, например, к Петропавловскому собору с восточной стороны, и посмотрите…Подумайте и оцените…


   Накануне 400-летия Томска поступил заказ и от светских властей: поучаствовать в художественном оформлении губернаторского квартала в областном центре. Однако на этот раз за дело взялись другие мастера из Томской региональной общественной организации «Союз монументалистов, скульпторов и дизайнеров» - именно скульпторы. Так, на площади между Драмтеатром и Белым домом появился герб Томской области и 16 барельефных композиций о четырех вековой истории города. Авторами проекта выступили отец и сын Гнедых. Примечательно, что скульптор Николай Гнедых – заслуженный художник России, так же как и другой «союзник» - живописец  и график Сергей Лазарев.

   Как бы банально это не прозвучало, но творчество действительно не знает границ.Вот и наши мастера,
когда пришло время, отправились за пределы Томской епархии. Вначале, как уже говорилось выше, были труды в Кемеровском кафедральном соборе. Потом, так уж случилось, оказались они в  Казахстане.

-- Пригласили нас туда, как это не казалось вначале странным, светские власти,- говорит директор «Союза» А.М.Крюк.- Однако все работы мы делали по духовному ведомству…

   Речь идет о благоукрасительных работах в православных храмах Казахстана – в Благовещенском кафедральном соборе города Павлодара и Свято-Никольской церкви города Сатпаева. Наши мастера отметили: аким (мэр) города решает там   и самые насущные проблемы традиционных конфессий - православия и магометанства. Может, поэтому и получили томичи по завершении работ грамоты от различных начальников с формулировкой – « За большой вклад в дело укрепления межконфессионального согласия и религиозного равноправия народов республики Казахстан.

   Что касается художественного творчества, то в Сатпаеве наши мастера развернулись вовсю: Свято-Никольским храм украсили и витражами, и мозаикой, и стеновой росписью. Но расписывали храм уже молодые мастера – Сергей Астафуров и Юлия Пушкарева. Правда, сегодня они носят одну фамилию, а вот почему, читатель пусть догадывается сам… «Старики» же говорят, что эта молодая пара не просто примкнула к ним, а привнесла стеновую роспись в их общую копилку творчества.

   Однако,  особую гордость у «союзников» составляют труды в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре. Конечно, не все там приняли участие, но гордость эта общая. Наши мастера ( а автором проекта был А.М.Потемкин) исполнили для Лавры витражи и установили их в зале заседаний духовного совета, в библиотеке и в церкви Смоленской иконы Божией Матери.  Так, что наш город славен не только учеными, пловцами и футболистами…

-- Здесь важно подчеркнуть, - говорит Александр Крюк, - что исполнение произведений монументального искусства – это труд коллективный. Художник задумывает эскиз, рождает, что ли, саму идею, например, содержание витража или мозаики, а вот жизнь ему дают исполнители…

   И он называет имена тех, кто обычно остается «за кадром» - мастер Николай Гроголь и его сын Вадим, Артем Потемкин и Антон Поздеев… Заметим, что истории известны имена подмастерьев, которые впоследствии и сами брались за божественную кисть…Большой талант даже очень способен порождать другие, аккумулировать, что ли, все лучшее из окружающей среды, а затем гранить и выделять…Однако при этом он всегда остается в ответе за тех, кого породил…
   Чем же сегодня живет Томское региональная общественная организация ,«Союз монументалистов, скульпторов и дизайнеров»?

-- Мы готовы к художественным работам любой сложности, - говорит его директор А.М.Крюк.- Судите сами: среди нас два заслуженных художника России – Николай Гнедых и Сергей Лазарев ( и об этом уже упоминалось выше), два лауреата премии Мизерова – Николай Илёшин и Алексей Потемкин, дизайнер-график Сергей Цецура, а еще и молодые дарования – Антон Гнедых, Ярослава Беспалова, Сергей и Юлия Астафуровы…Сейчас, в частности решается вопрос об участии наших мастеров в благоукрасительных работах в Астане, столице Казахстана. Храм Христа Спасителя там еще только строится, но мы уже готовы к тому, чтобы украсить его и витражами, и мозаикой, и росписью… Дай, Бог, случиться…   

   Многое рассказал Михалыч, как по-дружески называют своего директора мастера,  промолчал, пожалуй, об одном – о предстоящем издании четверостиший Николая Илёшина, которые сам автор в шутку называет «калабашками». Именно с такой «калабашкой» в голове однажды проснулся Николай Алексеевич и понял: осенило…Человек он православный, крещен был еще в давние времена, в Тогурской церкви, но к Богу, похоже, пришел не сразу. А тут понял: благодать снизошла, отбрасывать в сторону – значит согрешить…Взял, да и записал это четверостишье, потом еще одно, и еще…

    По мнению одних, эти «калабашки» - забава и «пустячок» большого художника-монументалиста, другие же, в том числе и автор этой статьи, видят в поэтическом творчестве православного мастера добрый знак. Мол, давай, старина, еще не вечер, далеко еще не все сказано, не все выражено, что наболело и надумалось. Может такими «путиками» и шли к истине мудрецы человечества? Слава, Богу  и пример есть достойный: сказав «А», должно сказать и «Б», а там и до «Омеги» недалече…


                В.Негрей


Рецензии