Продавец Времени Глава 16

Часть 6. Теория муравья
День тридцать третий. «Линии судьбы»

Вадим доставил Виктора и Александра к ресторану и перед тем как попрощаться вдруг решил высказаться.
– Я внимательно следил за игрой, но понял, что чего-то не понял, – Вадим неуверенно посмотрел на Виктора. – В любом случае было круто!
– Это всегда так, – загадочно улыбнулся Виктор. – Спасибо за сопровождение, и проследите, пожалуйста, чтобы для этого парня, Антона, все карточные притоны в этом городе были закрыты.
– Хорошо, сделаю, – Вадим преданно кивнул на прощание, сел в машину и уехал.
– Ну что же, пойдемте, мой друг, поужинаем, выпьем чаю, и я расскажу вам все в деталях, – предложил Виктор и направился к входу в ресторан.
В ресторане оказалось совсем мало посетителей, и они уселись за свободным столиком в дальнем углу зала.
– Как вы оцениваете со стороны сегодняшнюю игру? – спросил Виктор, после того как они сделали заказ.
– Ну, в целом игра была результативной, но короткой, – неуверенно ответил Александр. – И как я понял по выражениям лиц игроков, несколько неожиданной. Хочу теперь узнать, почему?
– Начнем все сначала, – Виктор загадочно улыбнулся. – Как вы понимаете, присутствие Вадима было крайне необходимо, но не для охраны, а с целью создания, как любят говорить в этих кругах, определенного авторитета, который позволил навязать хозяевам игры мои условия.
– Но игра-то все равно была в их руках, – парировал Александр. – Их территория, их колода карт, и крупье тоже их, и, судя по всему, они играли совсем нечестно.
– Да, играли он совсем нечестно. Я предложил одну раздачу на крупную ставку. В такой ситуации не рискуют, и они были вынуждены сразу играть нечестно, – продолжал Виктор. – Вы заметили, что колода карт была крапленой?
– Нет, не заметил, я стоял достаточно далеко. Но предположил, что такой расклад очень вероятен, да и, насколько я знаю, хороший крупье умеет раздавать нужные карты даже с обычной колодой. Ловкость рук, и никакого мошенничества.
– Так и случилось, впрочем, крап на картах совершенно незаметен, и если вы обратили внимание, крупье одел специальные линзы. Эти линзы усиливают определенный цвет и фактически позволяют видеть карты насквозь, – продолжал Виктор. – Слишком дерзко они играть не стали и колоду не подтасовывали, но и этого было достаточно. Крупье пару раз передернул карту и поменял расклад в пользу своего хозяина.
– Но как он умудрился скинуть туза? – недоуменно спросил Александр.
– Он и не скидывал его. Я изменил положение карт, – безмятежно признался Виктор. – Я ускорил свое Время, и это дало мне возможность вначале видеть подтасовку карт, а потом посмотреть карты обоих игроков.
– И вы просто изменили игру в свою пользу, – воскликнул Александр. – Так просто?!
– Не так все и просто, – поправил Виктор. – Человеческий глаз видит все, хотя мозг не все осознает. Мне пришлось делать быстрые движения много раз и при этом делать медленные отвлекающие движения, чтобы даже подсознательно у всех присутствующих не возникло и тени сомнения. Вначале я посмотрел карты обоих игроков, затем посмотрел обмен их карт, потом поменял карты перед финальным вскрытием.
– Удивительно, я даже не заметил этого. Вы сели заранее в центре, чтобы дотянуться до карт обоих игроков, не вставая со стула? А если у них вся игра снималась на камеры?
– Такое возможно, но даже если у них установлены самые лучшие камеры видеонаблюдения, их скорость съемки не позволит уловить все мои движения. Я двигался слишком быстро, – объяснил Виктор. – Но я думаю, они отключили камеры перед игрой. Они были уверены в своем превосходстве, а оставлять улики, когда сам жульничаешь, очень глупо.
– Гениально! – воскликнул Александр. – Вы так быстро сориентировались в ситуации и создали иллюзию того, что этот Бурый сам ошибся.
– Хорошая импровизация требует опыта и быстрой сообразительности, а еще удачи. Если бы они не положили карты на стол перед вскрытием, весь мой план мог провалиться, – пояснил Виктор. – Я поменял карты не только у Бурого, но и у Антона.
– Что вы имеете в виду? – удивился Александр.
– Антон скинул восьмерку, оставил короля и двух валетов. Когда после обмена зашла вторая восьмерка, он понял, что ошибся, и очень удивился, когда сброшенная восьмерка оказалась снова у него на руках, – ответил Виктор и загадочно улыбнулся. – Бурому крупье раздал двух тузов и еще одного с обмена. Пиковую даму он скинул, а я решил вернуть ее обратно вместо туза.
– Грандиозно! Она будет сниться ему по ночам, – восторженно воскликнул Александр. – Теперь каждый из них думает, что это само провидение, добрая или злая сила играла с ними в покер. Этот шулер больше не захочет с нами связываться, а Антон уверует в Бога. Но вам не кажется что это в какой-то степени не честно, даже с учетом того, что они жулики?
– Возможно, но быть всегда благородным, как вы понимаете, невыгодно. Они сжульничали, и я посчитал возможным сжульничать в ответ, – пояснил Виктор, и с улыбкой добавил: – Самое интересное то, что изначально фортуна определила положение карт в колоде именно в таком порядке, в каком они были вскрыты. Я всего лишь исправил жульничество крупье.
– Я думаю, этот Виталий остался просто в шоке от сегодняшней игры, – с усмешкой отметил Александр.
– Я тоже так думаю, только он один видел, как карты удивительным образом поменяли свои места, – согласился Виктор.
– Но при этом он ничего не сказал, – с сомнением напомнил Александр.
– А что он мог сказать? Что карты вдруг поменялись местами? Проще поверить в чужую ошибку и усомниться в своих глазах, чем в чудо, – усмехнулся Виктор и уже без улыбки добавил. – Такова природа человека: не верить своим глазам, если мозг не может объяснить происходящее.
– Или поверить в бога или дьявола, – усмехнулся Александр.
Официант принес чайник с горячим чаем и чашки.
– Вы в очередной раз вспомнили о боге, – заметил Виктор, разливая чай по чашкам. – Вы как-то хотели побеседовать со мной на эту тему.
– Да, хотел, – согласился Александр. – Когда вокруг творятся чудеса, очень часто начинаешь вспоминать о Боге.
– У вас будет возможность побеседовать об этом с очень интересным человеком, – заверил Виктор и взглянул на часы. – Уже новый день, завтра мы едем в монастырь.
– Я думал, вы шутите, когда сказали, что Антон отправится в монастырь, – с недоумением отметил Александр и недоверчиво уточнил: – В монастырь? На целый год?
– Никаких шуток, – без сомнений ответил Виктор. – И в монастырь настоящий, без всяких поблажек. Именно там я вас познакомлю с одним удивительным человеком, и мы побеседуем с ним о боге и жизни.
– Ну что ж, я думаю, Антону это будет полезно, хотя я не верю в божественное исправление людей, – согласился Александр. – А вот познакомиться с интересным человеком всегда полезно.
– По поводу божественного вмешательства в жизнь людей и чудесного исправления мы поговорим отдельно, но что касается Антона, я полностью уверен, что монастырь положительно повлияет на его жизнь, возможно, изменит ее в корне.
– Поясните, почему вы так уверены.
– Этот молодой человек теперь наш клиент, и наша задача не только купить у него излишки Времени, но и по возможности положительно на него повлиять, – ответил Виктор и тут же спросил: – Вы можете назвать основные проблемы Антона?
– Амбиции, сложный характер, лень, плохое воспитание, – начал Александр. – И, конечно, наркотики! Вы заметили, что он употребляет кокаин?
– Да, заметил, еще при первом знакомстве, на крыше. У него были соответствующе расширены зрачки, – согласился Виктор. – Но вы сами видели, как он после игры выкинул коробочку с волшебным веществом.
– Видел, но наркомания страшная вещь, – парировал Александр. – Сегодня коробочку выкинул, завтра новую купил.
– Наркотическая зависимость не так сильна, как о ней говорят. Встречаются люди, совершенно невосприимчивые к наркотикам, – возразил Виктор. – Гораздо опаснее психологическая зависимость, пустота в душе и жизни человека, которую заполняют наркотики. От этой пустоты очень сложно избавиться, и пока она существует, будет и физическая зависимость.
– Вы правы, и мне сложно судить, я сторонюсь пагубных привычек, так же как и вы, – согласился Александр. – Но я видел последствия наркомании, и вы как врач тоже о них хорошо знаете.
– Я знаю много о подобных препаратах. Но почему вы считаете, что я совсем идеальный человек? –  с легкой усмешкой спросил Виктор и, не дожидаясь ответа, продолжил: – Я не монах, ограничивающий себя во всем, и не избегаю ни вина, ни карточных игр, ни общества прелестных дам. Я просто очень сдержан и дисциплинирован, к чему меня обязывает моя профессия. Я втайне очень люблю людей, но ненавижу их пороки. За свою жизнь я перепробовал очень многие вещи, к которым сам отношусь негативно. Курил табак и даже сейчас люблю выкурить трубку настоящего кубинского табака. Я употреблял алкоголь практически всех разновидностей и марок, и даже пробовал наркотические средства.
– Вы употребляли наркотики? – удивился Александр.
– А что вас так удивляет? – злорадно усмехнулся Виктор. – Вы, наверное, знаете, что кокаин был очень популярен в конце девятнадцатого века в высшем обществе. Одно время этот волшебный порошок даже считался панацеей от всех болезней, пока великие мужи не заметили, что подсели на него по полной и стали деградировать и полностью зависеть от этого чудного лекарства.
– Ах, да, я читал об этом, – спохватился Александр. – Вы вновь поймали меня на еще одном стереотипе.
– Это не стереотип, это очередная ошибка науки, победа страстей и желаний над разумом и благородными стремлениями, – возразил Виктор. – Вы же здравомыслящий человек и понимаете, что любой препарат может быть полезен в минимальный дозах, если не злоупотреблять им. Кокаин хороший стимулятор и при ограниченном, разовом применении не вызывает зависимости. Он, как и многие другие наркотические препараты, является отличным медицинским средством, но, к сожалению, часто люди злоупотребляю лекарствами.
– Да, я понимаю, великое открытие науки в очередной раз люди использовали не по назначению. Непомерно превышая разумную дозу, люди превратили лекарство в яд! – согласился Александр. – Наркотическая зависимость страшная вещь, которая губит тысячи жизней по всему миру ежедневно!
– Зависимость вызывает не наркотик, а человеческий мозг – человеческая слабость. Слабые, зависимые люди всегда найдут любую возможность стать наркоманами. Кто-то будет курить табак, кто-то употреблять алкоголь, кто-то любит очень хорошо покушать, – пояснил Виктор. – Наркотическая зависимость отличается от прочих лишь тем, что слишком сильно завладевает сознанием человека, часто настолько, что человек перестает жить обычной жизнью и выпадает за пределы общества.
– Точное замечание, – согласился Александр. – В современном мире появляются новые альтернативы зависимости. Интернет и компьютерные игры – вот новые наркотики двадцать первого века! Смыл тот же. В виртуальном мире человек находит возможность жить в лучших условиях, там он ощущает себя сильным, смелым и красивым. В выдуманном мире он с минимальными усилиями может реализовать все свои мечты, порой совершенно невозможные в реальной жизни. А тем временем в реальной жизни он становится зависимым, теряет интерес к обычным вещам, становится асоциальным, забывает о насущных потребностях и даже иногда пренебрегает питанием.
– Вот, вы и описали основные симптомы наркомании, – мрачно усмехнулся Виктор. – Современная медицина еще только столкнулась с этой проблемой, но думаю, в ближайшем будущем «интернет зависимость» станет стандартным заболеванием человечества. Но вернемся к нашему клиенту. Он действительно наркоман, и все характеристики его личности вы тоже правильно отметили, но пристрастие к наркотикам только следствие, побочный эффект от его основной проблемы.
– И в чем же заключается основная проблема этого человека, по вашему мнению?
– В отсутствии цели в жизни, – уверенно ответил Виктор. – Данная проблема очень популярна в современном обществе, многие люди в той или иной мере подвержены ей.
– Согласен. Люди часто сами создают эту проблему и загоняют сами себя в тупик. Антон, я думаю, слишком эгоистичен, и в этом основная причина отсутствия у него цели в жизни. Цель в жизни не так-то и сложно найти.
– Цель несложно найти, но будет ли эта цель достойная? Антон решил испытать судьбу и фортуну, тысячи игроманов живут по всему миру только с этой целью – играть!
– Я не считаю, что это осмысленная цель в жизни. Это болезнь, напоминает наркоманию и алкоголизм.
– И я такого же мнения. Многие молодые люди, взрослея, запутываются в себе, в жизни, в своих желаниях и мыслях, и иногда так серьезно, что уже не могут вернуться в общество и стать полноценными людьми.
– То есть вы считаете, что Антону необходимо помочь разобраться в себе и своей жизни и направить его в нужное русло? – предположил Александр.
– Да, я так думаю и собираюсь ему помочь. Но для начала давайте детально разберемся в этом вопросе. Как вы думаете, кто самый главный у человека в жизни?
– Неожиданный вопрос. Сложно сказать, у каждого человека все по-разному, – неуверенно ответил Александр. – Родные, близкие, любимая, друзья…
– Нет, самый главный для человека – он сам! – заявил Виктор. – «Я» – первое и главное в человеке! Всегда на самом первом месте – «Я»!
– Но разве это не эгоизм? – усомнился Александр. – Самовлюбленность?
– Эгоизм – это когда «Я! Я! Я!». Когда на всех местах в жизни у человека только «Я», – пояснил Виктор. – А когда «Я» на первом месте – это тождественность. В этом сама суть человека, его инстинкты, основа его существования как живого существа. Только пока человек жив – существует и все остальное. Близких он тоже определяет как самого себя, как часть себя, и так образуется понятие «Мы»! Дальше человек может определить другие приоритеты, но если он забудет о себе, забудет свое «Я», он потеряется и перестанет быть личностью! Человек, потерявший себя, не желающий жить, – настоящий самоубийца, делающий осмысленный выбор между жизнью и смертью. Он уже не личность и даже не человек, и если ему не дать умереть, заставить его жить, жизнь уже не будет ему интересной, а он жизни! Без цели и смысла человек замыкается в себе, он чувствует забвение и обреченность своего существования. Он умирает психологически и просто существует, пока не приходит к физической смерти. В каком-то смысле он мертвец в этом мире, и весь смысл его жизни – это путь к смерти.
– Интересная и одновременно мрачная философия, – заключил Александр и осторожно спросил: – Вы хотите сказать, что если человек осмысленно не хочет жить, то и не нужно ему мешать умереть? Но разве это гуманно?
– Не нужно путать жалость, сострадание и гуманизм, – предупредил Виктор. – Самоубийцу жалко, и необходимо попытаться вернуть ему смыл жизни, но когда он осмысленно не хочет жить – это сделать невозможно! Не нужно держать его! Человек, не желающий жить, уже сумасшедший или преступник, недостойный сожаления. У него все основные инстинкты отключены и подавлены. Именно поэтому самоубийцы ищут быстрый способ смерти, такой чтобы мог лишить их жизни однозначно! Еще они принимают наркотики и алкоголь, с целью подавить самый главный человеческий инстинкт, не позволяющий совершить самоуничтожение, своего рода предохранитель – «любовь к жизни».
– А как же люди, жертвующие собой ради других?! – усомнился Александр.
– Это уже великая любовь! – без всяких раздумий ответил Виктор. – Это обратная ситуация, когда любовь к жизни, преобладает над самой жизнью. В этом случае даже «предохранитель» отключается, потому как это во благо, но на самом деле такие случаи встречаются редко, чаще всего в периоды великих катаклизмов и войн.
– Поучительная философия, мне стоит подумать над этим, – Александр ненадолго задумался и спросил: – Но как вы оцениваете случай с Антоном? Думаете, он хочет жить?
– Безусловно, иначе я не полез бы на эту старую крышу спасать этого обормота. Люди, демонстративно стремящиеся к самоубийству, на самом деле пытаются обратить на себя внимание. Хотят, чтобы им помогли, чтобы их спасли! Часто они отрицают это, но подсознательно очень хотят жить.
– И если это было не так, то он бы не ждал, когда его спасут, а прыгнул сразу?
– Верно, принял бы большую дозу наркотиков перед сном или застрелился тихо дома, и никто бы не смог ему помочь.
– Логично, – Александр задумался, но продолжил: – Тогда получается, Антон не обреченный самоубийца, а просто запутавшийся человек, которому мы помогаем найти смысл жизни?
– Верно! И более того, если мы постараемся, то его личность может существенно измениться в положительную сторону, и, возможно, в будущем он станет хорошим и достойным человеком.
– Необходимо только направить его по правильной дороге? Указать ему верный путь?
– Нет, это неправильно, – возразил Виктор. – Мы лишь поможем ему разобраться в себе и выбрать жизненный путь, по которому он пойдет сам. Каждый человек должен сам выбрать свою судьбу.
– Но если человек сам выбирает неправильный путь? – недоуменно спросил Александр. – Что если он вновь выберет путь, ведущий его опять на край жизни?
– Мы можем убеждать его, давать советы, читать лекции, но выбрать он должен сам! – убежденно ответил Виктор. – Он должен захотеть пойти по верному пути, и только тогда он действительно придет туда, куда нужно, и не свернет с этого пути.
– А куда нужно? – вдруг спросил Александр. – Какая цель, по вашему мнению, должна быть у человека?
– Вы спрашиваете о смысле жизни? – улыбнулся Виктор. – Мы обязательно поговорим об этом завтра в более подходящей обстановке. Поговорим о боге и вере, смысле жизни и предназначении человека.
– Но я хочу узнать ваше мнение о смысле человеческой жизни. Вы же Продавец времени, и для вас, безусловно, важно знать, какие жизненные цели движут людьми? – возразил Александр. – Как вы думаете, для чего живет и существует человек?
– Это действительно важно, и вы обязательно услышите мой ответ. Я могу много рассуждать и философствовать на эту тему, но скажу вам сразу, вы зря спрашиваете о смысле жизни у философа, – с наигранной усмешкой на лице, ответил Виктор. – Что он может знать о настоящей жизни во всех ее проявлениях? Разве он видел настоящую жизнь?  Вы спросите о смысле жизнь у простого человека, а лучше у нескольких совершенно разных людей, и они вам скажут правду. А для начала спросите о смысле жизни у Петровича.
– У Петровича? – удивился Александр.
– Да, у нашего дворника. Обязательно спросите, он точно знает ответ на этот вопрос.


Рецензии