Дорога Жизни

« Когда ты становишься сильнее наркомании, ты начинаешь видеть ее причины. Наверное, я начал принимать наркотики, потому что они помогали поддерживать определенный статус в компании и создавали ощущение свободы от родительского контроля. Мне казалось, что если я это делаю, круче меня никого нет. На самом деле, думаю, мое окружение понимало, что я никто и ничто: шестнадцатилетний мальчик, который строит из себя нечто, не имея за душой ничего, кроме родительского авторитета и денег…»

Нечасто приходится читать подобные откровения, особенно, когда это одна из начальных записей дневников наркомана. Я нашел этот дневник совершенно случайно, но именно он заставил мыслить меня не только как областного судью и честного человека, но и  позволил залезть в душу наркомана, человека-потеряшки, человека-одиночки. 
Моя жизнь всегда была  наполнена драмой, слезами, криминалом и зависящим от меня гуманным и  справедливым решением, которое решит всю оставшуюся жизнь человека. Каждый день слушать с каменным лицом душераздирающие, порой дикие дела, принимать здравое решение и при этом не сойти с ума - вот моя работа. И знаете, я как-то даже привык за 15 лет службы к бешеным событиям в суде, к не всегда адекватным людям и к буйству мыслей и решений после работы. Не могу с точностью  сказать, что у меня каменное сердце и железный характер, но все дела, даже те, которые относятся к убийствам, я переношу как запивание горькой таблетки от головной боли по утрам. Наверное, многие считают, что судьи, в большинстве своем, рассказывают своим друзьям некие захватывающие истории из суда, к счастью (а может, к сожалению), я к таким не отношусь. Но есть у меня одна история, которая произошла в прошлом году, и я неустанно рассказываю ее всем тем, кто ее еще не слышал.

Есть в моей профессии такая необычная обязанность – посещение пациентов наркологических центров и психбольниц. Сложного ничего нет. Надо найти определенный ключик к каждому пациенту, узнать, что его волнует, тревожит, чем он был удивлен на неделе… Это некое общение с «другими» людьми, которые требуют чуть большего внимания, нежели остальные. Ведь порой именно из-за непонимания эти люди  уходят в мир иной.
Произошла эта история, как я уже говорил, около года назад. Грянул новый месяц-август. А значит и новое посещение пациентов. В назначенный день  я обошел всех пациентов, нашел  нечто особенное в  их характере, мыслях, но более всех меня удивил один пациент. Его звали Никита. Он показался мне странным и одновременно очень общительным и открытым молодым человеком. Когда я рассказывал ему смешные случаи из жизни, он радостно хохотал, но через несколько мгновений его лицо вновь становилось каменным, бесчувственным и пустым. Я чувствовал, что у него есть какая-то тайна, которую он не желает никому рассказывать. Каждая моя попытка разузнать его прошлое, заканчивалась легкой ухмылкой и взглядом в пол. Никита убеждал меня, что его прошлая, да и нынешняя жизнь обыкновенна проста. Я попрощался со всеми и обещал навестить моих новых знакомых снова.
Прошло около 3 месяцев. Жизнь била ключом, новые дела, новые решения, борьба с ленью,  движение вперед. Я люблю перемены. Я люблю рост во всем. Люблю безостановочную жизнь! Но, к сожалению, даже на самой яркой и успешной трассе жизни есть стоп сигналы, которые посылаются каждому из нас «сверху». Будь-то на первый взгляд злободневные проблемы, болезни, долги, ссоры, но что еще хуже…смерти.
Был понедельник. На работу я выехал намного раньше обычного, чтобы успеть ознакомиться с новым делом. По непонятной причине этой ночью в областном наркологическом центре обнаружили мертвое тело одного из пациентов на лестничном проходе. Признаков насилия не было, колюще-режущих предметов близ тела  тоже. Меня все это смутило, и, побыв в суде несколько часов, чтобы увидеть всё своими глазами, я отправился на место преступления. Позже медперсонал сообщил мне, что скончался Никита Старин. Я как назло не спросил фамилию того Никиты, с которым у меня было общение несколько месяцев назад. Я обошел все палаты. Моего Никиты нигде не было. Как говорится, правда глаза колет. Мне было очень тяжело поверить происходящему. Я был поражен! Дело было взято в мои руки. Я внимательно осмотрел все лестничные проходы и этажом ниже, за мусорным ведром, я обнаружил шприц и пустую банку от снотворного. И как, спрашивается, персонал центра наблюдает за пациентами? Я не понимал, как такое могло произойти. Я отчетливо помню наш последний разговор с Никитой. Может мы и недолго беседовали с ним, но могу точно сказать, что этот молодой человек грезил о счастливом будущем, об успешной карьере и дружной семье. Эти фраза вылетали из его уст молниеносно и с блеском в глазах! А я, внимательно слушая своего собеседника,  был убежден, что это рождение нового человека, новой ячейки общества. А сейчас я  в ужасе от случившегося! Как такое могло произойти! Ведь в его словах было столько уверенности, силы и веры, что даже сам Станиславский сказал бы: «Верю!» 
Как Вы уже поняли, мой подающий большие надежды друг, скончался от передозировки. Но даже несмотря на медицинскую экспертизу, я решил все-таки разузнать, что могло побудить Никиту на такой страшный поступок. Я долго бродил в стенах наркологического центра, ставя себя на место Никиты. Но ничего  разумного  не приходило в голову. И только спустя час я решил подняться в его палату. В ней никого не было. А  его  кровать   была не заправлена, будто человек только что здесь лежавший, вышел на минуту попить воды и вот-вот вернется вновь. Я присел напротив кровати. За окном была чудная погода, а в палате очень  напряженная и давящая атмосфера. Я чувствовал, что разгадка всей этой путаницы находится именно здесь -  в палате Никиты. Неожиданный звон. Это упала моя запонка. Закатилась куда-то под кровать. Ищу на ощупь и как вдруг замечаю нечто непонятное под матрасом. Я быстро достал запонку и тут же приподнял матрас Никитиной кровати. Это был дневник. Дневник наркомана. Я почувствовал, как гора упала с моих плеч, но и одновременно я осознавал, что сейчас все стороны Никитиной жизни будут как на ладони. Как я понял, он начал вести этот дневник, когда уже находился в наркологических центрах. Каждая запись – отдельная шокирующая история. Хотя весь дневник состоит из одной громоздкой истории, которая разграничивается только цифрами. Итак,  некоторые записи Вы  должны увидеть, чтобы понять, почему Никита решил самостоятельно оборвать свою жизнь. 



22.04.2014
«Я уже полтора года нахожусь в наркологическом центре. И с недавнего времени вспоминаю всю свою прошлую жизнь. Хотя бы  какая-то память останется после меня в этом дневнике.
 В школьные годы я был дебоширом. Из трех школ меня выгоняли за хулиганство. Я постоянно искал приключения: без них было скучно. Знания давались легко, не надо было особо напрягаться. Я  все писал и делал сам, и у меня было ощущение, что так будет и дальше – все в жизни будет даваться легко. Наверное, поэтому и начал расслабляться. В восьмом классе я уже регулярно прогуливал занятия, пиво и сигареты были в порядке вещей. Я знал ребят, которые курили «траву», это тоже казалось чем-то вполне обычным: вот, курят – и ничего. Как сейчас помню, что ходил во многие спортивные кружки, но любой спорт бросал при появлении первых трудностей. Теперь, прикованный к железной койке, я понимаю, что стоило еще немного напрячься – и все бы получилось.
Деньги «на забаву» брал у родителей потихоньку, если пропажа обнаруживалась, пытался свалить вину на домработницу.

24.04.2014
Вчера мне было плохо. Поэтому и не писал. Признаюсь, что принял в туалете и ведь знал, что ничем хорошим это не кончится! Дурак. А ведь как раньше было интересно жить! В девятом  классе  родители отправили меня учиться в Англию, но из английской школы я вылетел на 4 день – за то, что устроил пьянку, напоил учеников русской водкой и обругал преподавателей. Родители были в шоке. А мне было весело!

25.04.2014
По-настоящему взрослым я почувствовал себя в 15 лет. У меня была своя машина. Ну, как своя…мамина. Я пользовался ею постоянно. Однажды я взял ее без спроса и попал в аварию. Меня отругали. На тот период жизни наркотики казались мне самым лучшим, что только может быть, все остальное – пустой тратой времени. Жить было весело: я ходил в казино, в ночные клубы, играл на автоматах. Когда деньги закончились, я сделал слепок с ключа от сейфа и брал там родительские деньги. Так проходило мое юношество. Помню, что в 17 лет поступил в университет и начал встречаться с девушкой. Она была старше и очень была на меня похожа. 

26.04.2014
Кстати, из университета меня благополучно выгнали. И даже находясь в армии, (родители отправили меня туда для перевоспитания), я умудрялся находить лишнюю дозу. Я звонил маме, жалуясь на острую зубную боль, и на следующее утро меня отпускали в Смоленск. Там перед приемом врача я связывался с наркодилером и мне передавали товар.

27.04.2014
Я никогда не задумывался ни тогда, ни сейчас над тем, одинок ли я, но ощущение пустоты не покидало меня. В глубине души я понимал, что ничего не значу, ничего не добился, никому не нужен.
Сейчас в моей больничной жизни появился луч добра. Новая медсестра. Она единственный человек в моей нынешней жизни, которого не интересует мое темное прошлое и деньги. Она очень добра и мила. Рядом с ней я понимаю, что любой нормальный человек живет именно ради таких простых и искренних людей и никакие наркотические средства не заменят удовольствия времяпровождения с ними.

28.04.2014
В армии я продержался только лишь год. Так произошло из-за  дикого случая. Вот как все было. В очередной поездке в Смоленск  я попал в аварию. Я уснул за рулем. Когда  очнулся, рядом были мои родители и врачи. Все узнали, что я принимаю наркотические препараты. Родители решили незамедлительно увезти меня домой. Там уже на семейном совете они  решили проверить, долго ли я продержусь без моей «забавы». Каждый день к нам приходил врач, следивший за моим состоянием здоровья. И как-то раз я решил оказать помощь маме – выбросить мусор. А заодно на лестничной площадке принять дозу. Но эта попытка закончилась печально. Я стоял у окна, а время близилось к приходу врача. Дома меня не было более пяти минут. И только я достал все необходимое как на лестнице появился мой отец и врач. Я хотел выпрыгнуть из окна, но мы жили на 25 этаже. В итоге, я полез в драку с врачом и отцом. Естественно, никто такого разворота событий  не ожидал. Родители решили, что ситуация запущенна. Таким образом, я оказался в психбольнице. Благо явных нарушений с психикой не нашли, и уже через месяц лечения я был дома. Но потом меня отправили в наркологический центр, в котором я нахожусь и по сей день.

3.05.2014
Ух, долго я не писал. Но этому были веские причины. С моей медсестрой я общаюсь все чаще и чаще. Ее зовут Надя. Надежда. Так как мое нынешнее нахождение в наркологическом центре проходит на этапе «лечебные процедуры», меня часто отпускают  погулять в городском парке. Наши отношения с Надеждой крепки и взаимны. На Первомай мы гуляли с Надей по парку, сходили в ТЮЗ на «Украденное счастье». Я даже не знал, что девушки бывают такими сентиментальными. Спектакль ей очень понравился, да и мне тоже. А в конце она ревела в три ручья, и  я  ее успокаивал, как маленького ребенка.

5.05.2014
Вспоминая прошлое, перечитывая старые записи, я все больше удивляюсь  своему юношескому  ритму жизни. Сейчас я живу совершенно иначе. Каждое утро пробежка, легкий завтрак, лечебные процедуры, двухчасовое чтение, прогулка с Надеждой, обед, разговор по телефону с родителями. А вечером приходит Надя:   я ей рассказываю все-все, что со мной было,  и она мне тоже.



7.05.2014
Врачи говорят, что  больше не видят смысла в моем пребывании  здесь. Из абсолютного нуля я стал достойным человеком, которому в наркологическом центре  попросту нечего делать. Каждый вечер мы с Надеждой мечтаем о нашем светлом будущем. Строим планы на лето и  всю оставшуюся совместную жизнь. Я хочу увидеть родителей  как можно скорее! Подарить маме огромный букет самых ярких цветов, а отца  отблагодарить за поставленный им выбор – отдать меня в наркологический центр. Я хочу жениться на Надежде! Я хочу иметь сына и дочерей! Я хочу получить два высших образования! Я хочу достойную работу! Я хочу счастливой жизни! Я хочу жить!»

Это последняя запись в его дневнике. Сейчас я совершенно ничего не понимаю. Он же сам утверждает, что хочет жить! Как такое могло произойти? Может, случилось что-то с Надеждой?
Я спустился на цокольный этаж и спросил у заведующего об этой Надежде. Мне сообщили, что наркологический центр гордился этой девушкой. Она закончила два лучших медицинских ВУЗа Санкт-Петербурга. Со всеми пациентами была добра, вежлива, но, к сожалению, 2 месяца назад  она уволилась по собственной просьбе. Я начал приходить к логическому заключению. Никита мог не выдержать разлуки с ней, а может быть измены и поэтому покончил жизнь самоубийством!
Я находился в наркологическом центре уже полдня. От бури в голове и масштабного приема информации, ведущей в пропасть, у меня закружилась голова. Я решил немного передохнуть на кристально белых кожаных диванах наркологического центра. Время шло, я уже стал записывать в блокнот возможные причины смерти моего   Никиты, как вдруг автоматические двери центра распахнулись, и оттуда донесся  звонкий смех очаровательной девушки. Она была чудо как хороша! Словно веточка нежной сакуры! Как только Она вошла, медперсонал, находившийся  на первых двух этажах, кинулся ее обнимать и приветствовать. Везде были крики: «Надя! Надюша приехала! Девчата, спускайтесь! Надя наша! Ах, как хороша!» Эти возгласы подняли мне настроение,  на душе  стало необычайно светло и радостно. Пока счастливые девушки общались, у стен регистратуры показался некий высокий мужчина. В правой  руке он держал свою шляпу, а в левой -  кожаный портфель. На секунду я подумал, что этот статный молодой человек мой знакомый (один из лучших адвокатов в городе). Но мое сердце заколотилось как бешеное, когда он повернулся ко мне и я понял, что это не мой знакомый адвокат! Это был НИКИТА! Мой Никита! Я не верил своим глазам! Мы побежали друг другу навстречу. Его плащ развевался, а  улыбка сияла как лучший бриллиант! Мы обнялись и радостно поприветствовали друг друга. Как оказалось, Никита приехал с Надеждой именно за этим дневником. А скончался совершенно иной Никита.
После напряженного дня я с этой счастливой парой отправились ко мне домой. Моя жена узнала, что со мной произошло. Мы разговаривали до рассвета! Никита сообщил нам, что уже через несколько недель у  них с Надеждой будет свадьба, на которую он уже пригласил нашу семью.
Сейчас Никита заочно учится в университете. При этом уже работает и планирует получить второе образование. Когда я пошел провожать Надю с Никитой домой, он  признался, что хуже наркотиков ничего и быть не может.  Его прошлая жизнь  полна горечи, слез, утрат и страданий родителей. Он горд своими родителями, которые помогли поднять с колен мальчика. Никита обещал, что никогда не вернется к той жизни, полной гнили, и ни в коем случае не позволит прийти к ней своим детям. Никита уверен, что наркотические препараты – это стоп жизни. Поэтому, чтобы не впустить в свою жизнь частичку смерти,  все время нужно развиваться! Надо бороться с ленью, надо всю жизнь учиться, любить, путешествовать, саморазвиваться.
Напоследок мы обнялись, а шепотом Никита мне сказал: «Не бойся за меня. Единственное чего мне сейчас действительно не хватает – это время. Я хочу жить. Я хочу найти дело всей своей жизни и радоваться каждому прожитому дню. Пока! Еще увидимся!»


Рецензии