По спектаклю Капитанская дочка

Каждый поход в театр для меня – маленький праздник! Я тщательно выбираю платье и готовлюсь  прекрасно провести вечер.

Орловский Театр Юного Зрителя -  мой самый любимый театр в Орле. Я посмотрела  почти все спектакли, ощутила эмоции актеров на различных театральных фестивалях, проведенных в ТЮЗе и других театрах нашего города. Естественно, за многие годы посещения ТЮЗа у меня появился любимый актер, заслуженный актер РФ – Валерий Евгеньевич Лагоша, каждая его роль исполняется как в последний раз, а актерское мастерство не имеет границ. В любом спектакле из него вырывается энергия быстрого горного ручья, а добродушие и юмор присутствуют в каждой роли. В любой постановке он предстает перед нами в разных амплуа, но задор, красноречие и открытость всегда присутствуют в нем, будь-то Билл Старбак, Мендель Крик или же Емельян Пугачев. В «Продавце дождя» он предстал в образе простого человека, пытавшегося продать, измученным от засухи людям, дождь, поверив в чудо. А если вспомнить роль Валерия Евгеньевича в «Биндюжнике и Короле», то перед нами появляется харизматичный, известный силач и грубиян, которого в конце постановки будет до слез жалко. Одним словом – талантливейший актер!

В конце сентября 2013 года я проходила мимо ТЮЗа и увидела новую афишу:      « А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Сцены из повести. Режиссер Александр Михайлов».  И, конечно, я не могла пропустить этот спектакль. Во-первых, «Капитанская дочка» - одна из моих самых любимых повестей, а во-вторых, актерский состав был великолепен.

Ожидание третьего звонка было очень томительным и волнующим, но оно того стоило! На протяжении всего спектакля я испытала бурю эмоций! И радость за Машу и Петра, и сожаление к невинным русским людям, погибших не своей смертью, и волнение за Гринева и Швабрина на дуэлях. Вся постановка прошла на одном дыхании. Все было на высшем уровне – игра актеров, хореография, бутафория. Как четко была подобрана музыка, а в особенности «Вальс» А.Шнитке, который придал некоторым  сценам «Капитанской дочки» обстановку страха и ужаса. Еще одна особенность спектакля заключалась в многофункциональных декорациях и уникальном освещении сцены.
Всего пару секунд и Следственная комиссии  превращается в комендантский дом. Как и в любом спектакле, освещение сцены играет немаловажную  роль. Значительные изменения света были видны в сценах допроса Гринева. В этом месте освещение было приглушенным, но достаточным, чтобы увидеть главных героев.  Также хочется отметить освещение сцены в момент метели и казни Емельяна Пугачева. В первом случае свет был
темно-голубым и холодным, а во втором случае освещение в каждом уголке сцены было разным. В левом угле сидел Гринев, свет был как  раз-таки приглушенным, так как по замыслу режиссера, Петр все еще находился в тюрьме. Немного правее от Гринева стояли Императрица, ее свита и Мария Миронова, освещение было ярким, но холодным. Такое же освещение было в центральной части сцены,  где располагался Пугачев и коменданты. В правом угле сцены находились простые люди, освещение было весьма сумрачным. Все эти  поразительные приемы с освещением были осуществлены, благодаря художникам по свету и, конечно же, определенным осветительным приборам. В спектакле был задействован верхний, боковой  и выносной свет. Нельзя не упомянуть про костюмы, ведь они были специально сшиты на современный лад. А все из-за того что спектакль перенесен в наше время, доказывая зрителю незащищенность от бедствий или бунтов в любую эпоху. Некоторые сцены заставляли зрителя полностью погрузиться в сюжет спектакля. Например, в момент метели. Сани неожиданно для всех поднялись над сценой и начали парить в воздухе под безудержный танец снега, сбивающего героев с пути.
Также удивительна была сцена с замедленным действием, когда Маша играла в снежки с подругой. Ведь такой прием мы могли увидеть только в фильмах, но Александр Михайлов перешагнув границу между театром и кино, сделал невозможное возможным. Но все  же заключительные сцены «Капитанской дочки» бесспорно можно назвать самым сильными во всем спектакле. Как точно продуман образ императрицы и ее поданных, а все благодаря потрясающим костюмам, великолепному гриму и, конечно же, ходулям, которые наглядно показали неравенство чинов. Императрица и ее свита даже не видели, тех простых людей находящихся у них в ногах, настолько они были высоки и горды. И, безусловно, сцена с Пугачевым, уходящим в иной мир, не могла не задеть душу зрителя. Этот несчастный человек стоял босяком в простой белой рубахе и с проникновенным взглядом в глазах, в котором и виден Человек, а не просто бездушный разбойник. И вот она - сцена смерти. Пугачев медленно поворачивается лицом в зрительный зал, вдумчиво смотрит вдаль, легкий поворот обратно, и уже через секунду снег подхватывает его душу, летящую на небеса…
 Постановка мне очень понравилась, и домой я уже ехала в задумчивости и небольшой печали. Я все еще находилась в сюжете «Капитанской дочки». Раздумывала над поступками, словами главных героев. И в этом состоянии я пробыла несколько дней. 
Концовка спектакля была очень яркой и душераздирающей. Было тяжело смотреть на Пугачева, бедных людей, которые погибли из-за бунтов. А ведь если вспомнить повесть А.С Пушкина «Капитанская дочка», то там все закончилось на других эмоциях! В конце произведения читатель был рад тому, как сложилась судьба Гринева и Мироновой, на душе ощущалась легкость, и каждый из нас искренне был счастлив за Машу и Петра. Но в «Капитанской дочке», поставленной на сцене театра ТЮЗ, режиссер обращает внимание зрителя на результат пугачевских бунтов, на самого Пугачева, разбойника с человеческими чувствами, на то, сколько людей погибло, сколько земель было ограблено, сколько человек потеряло свой родной дом и близких... А это, пожалуй, и самое важное. Александр Михайлов открыл орловскому зрителю новую «Капитанскую дочку», основную мысль которой знает каждый из нас, но никогда не задумывался над ней.


Рецензии