Великому Жан-Жаку Руссо. Письмо XII

Письмо к Юлии. (Отрывок.)

    Как умиляет ваше простодушное письмо, дорогая Юлия!
Как чувствуется в нём ясность невинной души и нежная заботливость любви, о которой думаю и я! 
Ваши мысли изливаются безыскусно и свободно; они оказывают на сердце чудесное действие, как даже я бы не смог,
действие, какого никогда не окажет вычурный слог…
   Разумеется, лишь вам надлежит управлять нашими судьбами, и это не только право, которое я предоставляю вам,
а ваш долг, к которому я вас призываю, это справедливость, о коей прошу вас сам…
    Отныне я вручаю вам до конца моей жизни власть над моей волей:
располагайте мною как человеком, у которого уже нет ничего своего, я не наделён никакой долей,
всё существо моё принадлежит вам одной.
    Не сомневайтесь, я не изменю своему слову, выполню любое ваше веление.
И тогда, стану ли я лучше, станете ли вы счастливее, – в любом случае я буду вознагражден за послушание и терпение.
Итак, смело вручаю вам заботу о нашем общем счастье, создайте его для себя – это всё, что требуется. Я прошу, не велю.
А мне, тому, кто не в силах ни на миг забыть вас или подумать о вас без восторга, который надо подавлять, как волны кораблю,
мне предстоит лишь творить вашу непреклонную волю...
   Пренебрежём всеми этими пустыми спорами философов о  добродетели и счастье,
а время, которое они тратят на тщетные поиски путей к тому и другому,
употребим на то, чтобы стать добрыми и счастливыми в любое ненастье.
   Я всегда думал, что добро – это лишь прекрасное, претворённое в действие, в котором мир любви возник,
что они тесно связаны и в совершенной человеческой натуре их питает один и тот же источник…
    Да, я даже утверждаю,
что не всякому сердцу дано почувствовать волнение при первом взгляде на Юлию, не всякому из ею покорённых…
Ах, Юлия, наше сердце поведает нам гораздо больше, – напыщенный книжный язык холоден для влюблённых…
   Истинная же любовь, напротив, –
всепожирающий огонь, он воспламеняет другие чувства и вдыхает в них новые силы, старые сохранив.
Вот почему и говорят, что любовь создавала героев.   Над их памятниками и сейчас шелестят тенистые ивы!
Тот, кому судьбой предназначено стать героем и чьей возлюбленной будет Юлия – самый счастливый!
––––––   

Жан-Жак Руссо. Юлия, или Новая Элоиза. Письмо XII. К Юлии. (Отрывок.)
Как умиляет ваше простодушное письмо, дорогая Юлия! Как чувствуется в нём ясность невинной души и нежная заботливость любви! Ваши мысли изливаются безыскусно и свободно; они оказывают на сердце чудесное действие, какого никогда не окажет вычурный слог…
Разумеется, лишь вам надлежит управлять нашими судьбами, и это не только право, которое я предоставляю вам, а ваш долг, к которому я вас призываю, это справедливость, о коей прошу…
    Отныне я вручаю вам до конца моей жизни власть над моей волей: располагайте мною как человеком, у которого уже нет ничего своего, всё существо которого принадлежит вам одной.   Не сомневайтесь, я не изменю своему слову, подчинюсь вашему любому велению. И тогда, стану ли я лучше, станете ли вы счастливее, – в любом случае я буду вознагражден за послушание.  Итак, смело вручаю вам заботу о нашем общем счастье, создайте его для себя – это всё, что требуется. А мне, тому, кто не в силах ни на миг забыть вас или подумать о вас без восторга, который надо подавлять, мне предстоит лишь творить вашу непреклонную волю...
   Пренебрежем всеми этими пустыми спорами философов о счастье и добродетели, а время, которое они тратят на тщетные поиски путей к тому и другому, употребим на то, чтобы стать добрыми и счастливыми.    Я всегда думал, что добро – это лишь прекрасное, претворенное в действие, что они тесно связаны и в совершенной человеческой натуре их питает один и тот же источник…
    Да, я даже утверждаю, что не всякому сердцу дано почувствовать волнение при первом взгляде на Юлию…
    Ах, Юлия, наше сердце поведает нам гораздо больше, – напыщенный книжный язык холоден для влюбленных…
Истинная же любовь, напротив, – всепожирающий огонь, он воспламеняет другие чувства и вдыхает в них новые силы. Вот почему и говорят, что любовь создавала героев. Счастлив тот, кому судьбой предназначено стать героем и чьей возлюбленной будет Юлия!


Рецензии