Устремление в тупик. Киев после Парижа


Последние годы Украина страдает от попыток достижения декларируемых целей, в достижении которых не имеет совершенно никаких перспектив. Членство в ЕС, вступление в НАТО – цели нереализуемые, решение таких задач не обязательно, но, по мнению всех прозападных руководителей Украины, к этому нужно стремиться. Впрочем, то, что она не может их достичь – скорее счастье для Украины, которое не в силах оценить часть ее населения, потерявшего здравый рассудок на майданах и в «АТО». Но в процессе этого сизифова труда, страна теряет промышленный потенциал, часть населения и территорий, перспективы полноценного развития.
Зачем стремиться к таким целям? В процессе «бега на месте» определенным политическим силам удается мобилизовать в свои ряды какую-то часть электората, а политической укро-элите – отработать свои «тридцать сребреников» перед Западом.
Навязать ненужные цели населению – не такая уж сложная задача, если над СМИ установлен тотальный контроль, а пропаганда выстраивается на зависть Геббельсу. Политический маркетинг и ничего более. Мы часто покупаем товар, который нам совершенно не нужен – идем на поводу у рекламы. Как персонаж известного мультфильма, - «чтобы продать что-нибудь ненужно, нужно купить что-нибудь ненужное». Прозападные упыри и вурдалаки успешно разорвали Украину на части, теперь пытаются продать населению идею о необходимости сохранения единства Украины. Любой ценой, даже ценой тысяч жизней, некогда своих соотечественников.
Зачем это нужно Донбассу? Нет, возвращение в майданную Украину Донбассу не нужно, и этого не будет. Речь можно вести лишь о кардинально преобразованной Украине. Иначе, попытка срастить несращиваемое приведет к появлению украиноговорящего Франкенштейна.
Зачем это нужно Украине? Украине это также не нужно. Тем не менее, щупальца украинских СМИ крепко держат сознание своих соотечественников, постоянно призывая бороться за восстановление государственных границ в домайданных пределах.
Последствия переговоров в Париже в так называемом нормандском формате, а именно – перенос выборов в ДНР и ЛНР соответственно с 18 октября и 1 ноября на 20 апреля и 21 февраля 2016 года – вызвали бурную реакцию, как среди сторонников независимости Донбасса от Украины, так и у тех, кто готов продолжать воевать за возвращение Донбасса и Крыма в состав Украины.
Можно, забегая вперед, сразу оговориться – независимости Донбасса ничто не угрожает, так как Украина все равно не выполнит минские соглашения, сколько б ни заявляла об этом, а самой Украине совершенно не нужно то, на чем она так настаивает – возвращение территорий ЛНР-ДНР по контроль киевской власти. Про Крым можно уже не вспоминать – Меркель четко дала понять, что Украине не стоит даже заикаться о крымской проблеме, и переговоры будут вестись только по Донбассу.
Тем не менее, одни огорчаются от «слива Донбасса», другие от «предательства Порошенко». И те, и другие могут спать спокойно – Донбасс продолжит строить свою государственность, восстанавливать экономику и усиливать интеграцию с Россией, а «истинные украинцы» будут испытывать еще некоторое время фантомные боли от нехватки уже ушедших земель, пока не поймут, что Донбасс им не нужен и даже вреден.
Важнейшее достижение всех последних переговоров по Донбассу – это подтверждение всеми сторонами необходимости выполнения Минских соглашений.
Минские соглашения – лишь способ достижения цели, а не сама цель. Как для Киева, так и для Донбасса. При этом в Киеве их трактуют совершенно оригинальным способом, в чем можно было убедиться уже неоднократно, постоянно саботируя их выполнение.
Не будем вновь вчитываться в текст Минских соглашений – его основные пункты известны многим наизусть. Рассмотрим, какие цели декларируют украинские политики, официальные лица Украины, и что, в действительности они хотели бы и могли бы достичь в переговорах по будущему Донбасса.
«Донбасса – это Украина».
Под этим в Киеве подразумевают, что ЛНР-ДНР становятся вновь частями Луганской и Донецкой областей – как будто ничего с конца 2013 года не произошло. Над административными зданиями Донбасса начинают развиваться желто-синие флаги, появляются таблички на фасадах различных ведомств на украинском языке, в кабинетах усаживаются назначенные из Киева администраторы.
Чтобы это произошло, Украина настаивает, что в выборах на Донбассе должны участвовать все партии, существующие на территориях, подконтрольных Киеву. То есть, все те, кто ответственен за обстрелы  домов мирных жителей из орудий различных калибров, чьи символы очень напоминают символику Третьего Рейха, а идеологически ничем от фашистов не отличаются. И в добавление ко всему, подсчет голосов должна вести Центральная избирательная комиссия Украины.
Все это представить невозможно. За прошедшее с начала вооруженного конфликта время в ЛНР-ДНР сформировались свои партии и участие в выборах тех, кто в ответе за убийства мирных жителей – верх цинизма. В Киеве настаивают на том, что выборы должны проходить по законам Украины. Да, но по законам уже измененной Украины, где уже, в соответствии с Минскими соглашениями приняты законы и об Особом статусе Донбасса, об Амнистии и пр. Должны быть внесены изменения в Конституцию на постоянной основе, и по согласованию с представителями ЛНР-ДНР. Значит, выбирать в органы управления на Донбассе будут все же из своих.
И киевская власть должна успеть провести все изменения до февраля 2016 года. Но любую попытку выполнить обязательства в соответствии с Минском-2 встретят в штыки сами же депутаты Раде. Да и с такими инициативами вряд ли кто-то рискнет выступать.
Допустим, Киев успел. Свершилось чудо, и Украина успела совершить невозможное – принять необходимые законы в соответствии с Минскими соглашениями. В таком случае Донбасс получает возможность избирать на региональном уровне тех, кого он хочет, и даже говорить на том языке, на котором говорил всегда, но в добавление к этому на Украине появится компактно проживающее население, которое никогда не станет голосовать ни за одну из националистических партий. Нужно ли это киевской Украине? Проблема «Донбасс-Украина» никуда не исчезнет, и она будут неизмеримо острее, чем, например известные проблемы внутригосударственных отношений «Каталония-Испания», «Шотландия-Великобритания».
Но, хорошо, даже если все вышеуказанное сбылось, что дальше? Если мир затянулся, нужно заниматься восстановлением разрушенного.
Восстановление экономики Донбасса и его будущее.
За прошедшие полтора года пути Донбасса и киевской Украины слишком разошлись. Отличия в макроэкономических концепциях управления экономикой и стратегических целях – просто разительны. Украина исповедует разновидности неолиберальной теории, которые приносят колоссальное социальное неравенство – богатые становятся богаче, бедные становятся беднее, средний класс исчезает как класс.
В Народных республиках действительно ведут борьбу с олигархами, а не изображают борьбу, как это делают на Украине, где всего лишь ликвидируют конкурентов. Как подтверждение – в сентябре с.г. глава ДНР Захарченко подписал указ о введении санкций в отношении бизнесмена Сергея Курченко, который является владельцем компании, сорвавшей поставки бензина на территорию ДНР. Курченко попал в список персон «non grata» за саботаж и попытку дестабилизировать обстановку в «ДНР».
В Декларации о Независимости ДНР сказано, что «Республика обеспечивает условия для свободного развития и защиты конституционно признанных форм собственности, которые исключают присвоение результатов чужого труда, при приоритетном значении коллективных форм». Такое представить в отношении Украины, где присвоение результатов чужого труда – основа и цель всей экономической системы – просто невозможно. Украина продала все, что было возможно, теперь собирается продать то, что невозможно продавать, если, конечно, население не собирается в полном составе съезжать со своей территории. Планируется распродажа земли и остатков (чудо, что еще что-то осталось) государственной собственности. Причем, местный капитал к аттракциону невиданной щедрости допущен не будет.
Украина сознательно ликвидирует экономические связи с Российской Федерацией и добровольно уходит с рынков России. Для Донбасса – Россия основной заказчик и поставщик продукции, особенно после введенной Украиной блокады против  ЛНР-ДНР. Украина не сможет обеспечить заказами предприятия Донбасса. Она и со своими проблемами не в силах разобраться. Но если будут проведены реформы, действительно в соответствии с Минскими соглашениями, то Донбасс сможет вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Но это будет не что иное, как федерализация, а не т.н. децентрализация. Подмена понятий уже не пройдет. Но в таком случае – за что воевала Украина? Почему нельзя было сразу пойти навстречу пожеланиям жителей Донбасса? Кто ответит за тысячи бессмысленных жертв? Отвечать вне всяких сомнений, кому-то придется. Нужно ли это нынешней Украине? Действительно в Киеве этого хотят?
Украина не имеет средств на восстановление и желание отсутствует. Какая-либо существенная внешняя помощь оказана не будет. В мае 2015 года Правительство Германии выделило Украине 500 млн евро кредита «на энергомодернизацию и восстановление Донбасса». Как тогда заявлял Яценюк,- «средства будут потрачены на проекты по энергоэффективности, на утепление домов на уменьшение затрат на подачу электроэнергии». Вряд ли кто-либо на Донбассе ощутил на себе поступление этих средств. Да и в Украине тоже. Также, в мае 2015 года, посол США на Украине Джеффри Пайетт рассказывал, что Правительство США выделило Украине примерно $22 млн, которые должны быть направлены в том числе на восстановление Донбасса. Цифра, в масштабах страны, даже на подачку не похожа. Тем более в сравнении с выделенными Соединенными Штатами $300 млн на вооружения для Украины. У Штатов, судя по всему, желание убивать людей на Донбассе больше, стремления его восстанавливать, примерно в 15 раз.
Да и о каком восстановлении Донбасса может идти речь, если сама Украина уже в состоянии «частичного» или «выборочного» дефолта? Государственный долг Украины достиг величины ВВП, и основные «успехи» в этом деле достигнуты в последние полтора года, благодаря нынешнему «гениальному» Кабмину. Но это все происходило уже без участия ЛНР-ДНР. Если Украина станет вновь «единой», то и Донбасс должен будет участвовать в выплате этого неподъемного, умышленно навязанного внешнего долга. Прозападное правительство, по указанию «сверху» плело паутину внешних финансовых обязательств Украины с целью перевода страны под внешнее управление. С чем успешно справилось. Можно ли убедить Донбасс добровольно распрощаться с возможностью самостоятельного развития в будущем, и сознательно превратиться в доноров для глобальных вампиров?
И как демонстрация приоритетов Киева – новый кредит от Всемирного Банка. 2 октября Украина подписала Протокол о получении от Всемирного банка первой части третьего транша, кредита на сумму $560 млн, деньги от которого пойдут на строительство дороги Полтава-Харьков, а не на восстановление разрушенных домов жителей Донбасса в преддверии зимы.
Украина добивает систему образования ликвидацией госзаказа для ВУЗов и уменьшением доли обязательных предметов в средней школе. При этом идеологическая нагрузка в украинской системе образования растет. В связи с развалом промышленности и процессом деиндустриализации в Украине, техническое образование становится бесполезным для страны. Единственный стимул обучения в техническом ВУЗе – контракт с зарубежной компанией после окончания обучения, и скорее всего, в статусе «фрилансера». Фундаментальная наука также отмирает, вместе со всей структурой Национальной Академии Наук. Обучение на украинском языке значительно сокращает возможности применения своих знаний. А изучение английского, который пытаются внедрять, чуть ли не как «второй родной язык», вряд ли чем-то серьезно поможет в будущем, учитывая хотя бы кризис в самой Европе и недосягаемость Соединенных Штатов.
В то же время на Донбассе система образования постепенно переходит на российские стандарты, а ученики и студенты получают перспективы трудоустройства в пределах огромного евразийского рынка.
Молодая часть населения Украины не видит будущего в своей стране, как ни странно, в первую очередь те, кто активнее других скакал на майдане – они первыми стремятся уехать хотя бы в Польшу. Жителям Донбасса нет необходимости, да и желания эмигрировать в Европу – перспективы восстановления своей экономики видны уже сейчас. И если в Украине безработица растет, то Донбасс, по мере восстановления предприятий будет получать все больше заказов из России и стран ЕАЭС, что потребует все больше рабочих рук и умных голов. И как следствие перемирия и ощущения перспектив на своей земле – возвращение жителей Донбасса домой.
Одной из важнейших точек преткновения стала история – трактовка важнейших событий прошлого, отношение к памяти героев Великой отечественной войны и попытки героизировать приспешников гитлеровской Германии. Сможет ли Киев прекратить навязывание нацистской идеологии, абсолютно неприемлемой для Республик Донбасса? Вряд ли на это способна нынешняя Верховная Рада.
Различия между Украиной и Республиками Донбасса на бытовом уровне. Одно из основных отличий между Донбассом и Украиной – критерии эффективности работы предприятий. На Украине – это показатель прибыли, которую присваивает собственник промышленного или финансового капитала. На Донбассе – это занятость трудоспособного населения, пока что с целью элементарного выживания в условиях блокады со стороны Украины и последствий войны. Это различие в подходах определяет и отношение к собственному труду и видению будущего тех, кто остается на Донбассе для себя и своих детей.
На Украине растут коммунальные тарифы – ведь жилкоммунхоз также состоит из частных предприятий, основная задача которых – получение прибыли. И значительная часть доходов населения уходит на погашение платежей за свет, газ, воду. Рада принимает законопроект по регулированию в сфере коммунальных услуг, который должен обеспечить «единый подход в сфере формирования и установления тарифов». Этот закон предполагает оплату гражданами Украины услуг ЖКХ, в том числе и газа, по полной рыночной стоимости. Что такое «полная рыночная стоимость» - решают представители крупного капитала. Стоимость газа для населения уже выроста в семь раз за прошедший год (в Киеве цена газа за куб.м уже составляет 7,188 грн, а в Донецке – 1,182 грн/куб.м), разница в стоимости кубометра воды в Киеве и Донецке примерно троекратная (3,372 грн/куб.м в Донецке и 10,24 – в Киеве), стоимость отопления также имеет существенную разницу (4,71 грн/кв.м в Луганске и 16, 14 грн/кв.м в Киеве).
Донбасс постепенно отлаживает систему выплат пенсий и социальных пособий. В то время как на Украине пенсии и пособия были заморожены или даже снижены, многих существующих льгот пенсионеров лишили.
Сможет ли Украина облегчить жизнь своим гражданам, снизить коммунальные тарифы? Захочет ли Донбасс переходить на «евростандарты» Украины? Вряд ли.
В любом случае, сейчас Украина получила последний шанс исправить свои катастрофические ошибки и предпринять еще одну попытку сохранить целостность Украины, хотя бы формально. В нынешних условиях – федеративное устройство государства может быть пределом мечтаний для Киева.
Выполнение всех этих условий – совершенно невыполнимая задача для нынешней Украины. Киев, декларируя свое стремление к сохранению целостной Украины, явно в глубине души надеется, что этого не случится, но не случится не по его вине, а вследствие каких-то обстоятельств, ответственность за которые можно будет переложить на других.
Не сложно спрогнозировать, что в ближайшее время Киев выдаст очередные трактовки Минских соглашений, в которых их выполнение будет просто невозможным. Например, к обещанному Закону об амнистии добавят требования личной явки в Киев участников гражданской войны со стороны Донбасса, чтобы «самый справедливый суд в мире» суд майдана, мог решать – кто виновен, а кто нет. В Киеве будут вновь переставлять пункты Соглашений в удобном для себя порядке – могут потребовать предоставить контроль над границей в первую очередь, а об Особом статусе территорий вообще не вспомнить, настаивая на том, что все вопросы решены Законом о децентрализации. Принято говорить, что «мяч на стороне Киева». Но, это больше похоже на горящую головешку в руках, которую держать невыносимо, а перебросить кому-то крайне сложно.
И вовсе не исключено, что Порошенко, понимая свое положение загнанного в угол, не имеющего путей к отступлению, «президента» идущей ко дну Украины, предпримет последнюю попытку дестабилизировать ситуацию. Что не в интересах Европы, самой Украины, России и Донбасса, но было бы на радость своему заокеанскому хозяину.
В любом случае, у нынешней украинской власти времени на какие-либо маневры в отношении Донбасса осталось мало. Республики Донбасса сделали все возможное, что было в их силах, и после февраля-апреля 2016 года Украина уже не будет иметь возможности диктовать им свои условия.


Рецензии