88 лет, круглая дата

У папы сегодня день рождения.
88 лет, круглая дата.
Мне так хочется написать о нём такое тёплое и светлое, как никто никогда ещё не писал, но слова все низменные, сухие, обыденные...
Решаю всё же ими описать свои чувства к папе,  мужчине, который для меня всю жизнь был примером.

Папа очень любил нас, детей, очень много посвящал нам времени, хотя в те годы его было не так много.
С ним мы летом купались, он учил моих братьев и меня плавать, он нам делал самодельные коньки из дерева обитого жестью, вырезанной из огромных банок яблочного повидла.
У нас зимой обязательно были лыжи. Помню свои первые; тогда папа приехал из города и привёз три пары лыж. Мне достались одна лыжа тёмно-синяя, а другая цвета морской волны – в магазине при икусственном освещении папа не заметил разницы. Ехать  400 километров обменивать лыжи возможности не было, а у меня, несмотря на это, было много радости от них. У старшего брата лыжи почему-то ломались  каждый год, и каждый год папа заботился, чтобы к зиме у него снова были лыжи.
 У нас раньше других детей появился велосипед – один на троих.
До сих пор вспоминаю как это было здорово, кататься по очереди. Выстраивалась длинная очередь из детей на нашей улице, договаривались, какой величины круг делать и ждали. Это предвкушение радости запомнилось до сих пор.
Мы не были богаты, папа работал один. Думаю, загадка в нашем «благосостоянии» была в том, что папа не пил, как все наши соседские папы. Мама сама много нам  шила и вязала. У нас было своё молоко, масло, мясо. Свои куры и кролики, ещё огород.
Летом папа сажал нас и соседских детей,  «сколько уместится», на свой мотоцикл и мы ездили купаться. Бывало висели на мотоцикле, как гроздья, оставлять дома никого не хотелось. В то время в селе не было ещё ни одной легковой машины, да и грузовые были редкостью. На реке от нас стоял писк и визг, папа тоже участвовал  в этой наше суматохе и радости.
Сколько светлых воспоминаних осталось от наших пикников в ближайшем лесочке,  куда мы ездили за берёзовыми вениками,  от игр и шуток на поле среди кукурузы, куда мы ездили собирать траву для кроликов. Её там было особенно много.
Зимой мы вместе пилили дрова. Сколько же у него было терпения с нами, ведь пилу всё время заклинивало, но он снова и снова объяснял, как тянуть правильно. Я выросла между двумя мальчишками и обязательно хотела быть как они. Мы вместе поливали вечером наш садик, носили воду с колонки. Папа всегда мог устроить так, что мы делали работу с удовольствием. Он много подшучивал над нами и мы над ним.
Что ещё? Летом надёжные, крепкие качели для нас и всех соседских ребятишек, где мы опять же катались «по очереди», зимой ледяная горка.
Мы тогда восприинимали это, как само собой разумеющееся, теперь я вижу это иначе. Папа нам прививал любовь к труду, необходимость трудиться. Он показывал, что любое дело, даже неприятное, можно делать с шуткой и тогда оно быстрее и лучше сделается.
Одна из любимых его поговорок была: никогда не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня.
Все домашние дела, такие, как уход за домашним скотом, работа в огороде, папа и мама делали вместе.
Мама любила читать и из каждой поездки папа привозил ей книгу.
Ещё у нас был аппарат, позволяющий смотреть диафильмы на стене и очень много лент-диафильмов. Мы, опять же чаще с нашими друзьями, в непогоду обиралсь у нас в детской и смотрели «кино». Читать под картинками чаще всего приходилось мне. Мы смотрели о Павлике Морозове, о Жене- партизанке,  доктор Айболит, который мы знали наизусть,  и ещё много других. Часто вместе плакали...
Когда мама лежала в больнице, а это случалось почти каждый год, папа нам варил и учил нас варить самостоятельно и даже кушал то, что мы готовили. А вечерами он собирал нас возле себя на диване, выключал свет и рассказывал «страшные» истории. Мы все хотели сидеть возле него, и тогда он говорил:  я же каждого обнимаю, хоть и не рядом. И спали мы тогда с ним по очереди, чтобы всё было справедливо.
Без наказаний тоже не обходилось, но обиды не оставалось, наказания были заслужены.
Одно время папа работал чабаном. Для нас чудное время. Очень часто он по дороге на работу забирал нас в школу; нас, это значит всех детишек, которые в это время были на улице по пути в школу.
А если была сильная пурга, и нас без родителей не отпускали домой, мы знали, скоро приедет папа.
Летом он позволял нам скакать верхом на лошади, брал с собой в степь с ночёвкой. Помню землянику на берегу реки, которую мы собирали в его фуражку для мамы.
Он брату очень рано позволял управлять мотоциклом, с коляской; они подгоняли его к поленнице дров, брат иначе не доставал. Я до сих пор поражаюсь, как он доверял нам.
Когда я стала старше.....
Однажды в школе мне захотелось на новогодний вечер в школе новые туфли, остался один день до праздника.  Я сказала, что у «всех есть»  и папа после работы, вечером в темноте, поехал на лошади в магазин за 20 километров, чтобы мне купить эти туфли. Это по холоду, в санях и уставший.
Однажды я просила маму купить мне брючный костюм. Они тогда только появлялись. Мама мне обьяснила, что это очень дорого(треть папиной запрлаты). Я успокоилась, а утром проснулась от того, что кто-то меня щекочет бумажкой по носу. Открыла глаза – папа деньгами водит мне по носу.  Маме он всегда говорил:  у нас единственная дочь, как же мы можем отказать.
Невозможно описать всё, хотелость передать дух любви в взаимоуважения, который излучали родители и передавали нам, как багаж на всю жизнь.
Думаю, мои братишки могут вспомнить много больше, ведь мне чаще приходилось оставаться дома и помогать маме, да и всего не опишешь.
Папа сейчас ходит медленно, осторожно, с болями, но ухаживает за мамой, как может. Варит, моет посуду,  старается её порадовать во всех мелочах.
Когда мама в больнице, он не находит себе места, звонит, выслушивает, беспокоится. Когда навещает маму, ему там не хватает времени, готов часами просто сидеть рядом. Удивляюсь , что им до сих пор есть о чём говорить.  Он никогда не забывает дарить маме цветы.
Как-то папа попал в больницу с воспалением лёгких. Когда врач пришёл с ним поговорить и спросил о том, что беспокоит, папа ему рассказал о маминых проблемах и болячках, что ей теперь дома одиноко...
Он никогда ничего не требовал для себя, только давал. 
В Библии есть замечательные слова: Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так поступай с ними.
Эту заповедь папа исполняет каждый день своей жизни.

Они с мамой прожили вместе долгую, счастливую жизнь, уже 61 год вместе. Они вместе ходили в Церковь, сколько могли, пока были здоровы, теперь они дома вместе читают Библию, вместе молятся о детях, внуках, правнуках.
Мои родители не одиноки, к ним приходит молодёжь из церкви, их навещают племянники, потому что мама им часто звонит, интересуется их делами, их навещают многочисленные друзья.

Они очень бояться только одного – умереть не в один день.

Моя душа полна благодарности к Папе, человеку, который подарил и продолжает дарить нам, маме и детям, столько светлого и радостного в жизни.

PS. В день рождения мама расстроилась, что не сможет подарить папе цветы(она не выходит на улицу)
Папа сам поехал в магазин и привёз ей букет для себя, чтобы у неё  была радость дарения...


Рецензии
Замечательных родителей выбрал Господь -
Вам, дорогая Леночка, слава Богу за всё!

"Ибо ТОЛЬКО Я знаю намерения,
какие имею о вас, говорит Господь,
намерения во БЛАГО, а не на зло..."
- Иер. 29:11-13.
Только один - Он знает,
от Кого нам родиться,
а от Кого креститься!
Родных и Ближних подбирает,
и любовь к ним проявляет,
через доброе сердечко!

Божиих благословений Вашему Роду!
С любовью сердца к Вам, Галина.

Галина Ефатерова   06.10.2023 00:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Галюша!
Я тоже очень благодарна за своих родителей, папа ещё 4 года пожил, а через год с небольшим и мама за ним засобиралась, они с нами 18 лет жили
Мира и радости дому твоему
Обнимаю!

Елена Редекоп   07.10.2023 19:40   Заявить о нарушении
проводили мы маму в другую страну...
***

Уходят мамы, жить устав,
оставив на земле заботы,
уходят к Богу, в небеса,
туда, где нет ни слёз, ни скорби.

Остались фото нам от мам
и тёплые воспоминанья
о том, как улыбались нам,
когда мы в дверь войдём нежданно.

И мысли наши вспять кружат,
где тепло и детства нежность,
где мы не ведали утрат
и мама с папой..., так надёжно...

Уходят мамы от земли
со взрослыми детьми простившись,
и время не остановить...
...вослед и мы уйдём из жизни.

И дай нам Бог детей любить
и улыбаться им почаще
и Господа за них молить,
благословлять, желая счастья.

Елена Редекоп   07.10.2023 19:43   Заявить о нарушении
О, дорогая Елена!
Хотя Родители уходят в небеса,
Для нас они там - Ангелами служат,
В беде и горе помогают нам,
Лишь только сердцем надо их послушать!

Благости во всех делах Вам и близким, всем здравия!
Сердечно обнимаю Вас, Галина.

Галина Ефатерова   07.10.2023 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.