Однажды... 331-340

331. Фискалы-коррупционеры

При Петре I (1672–1725) для борьбы с поразившей Россию коррупцией был введен институт фискалов – тайных агентов, в задачу которых входил негласный надсмотр за чиновным людом на местах. Если фискал обнаруживал преступление, то незамедлительно доносил «куда следует», а наградой ему служили штрафы, взимавшиеся с виновных: до 50% всей суммы штрафа. Однако поставленные на стражу законности и справедливости фискалы сами быстро скатились к коррупции: они нарушали закон, клевеща и принуждая давать им взятки, чтобы не отдавать чиновных воров под суд. Самого обер-фискала Нестерова (1651–1724) – и того черт попутал: за короткое время глава фискальной службы набрал взяток на 300 тысяч рублей, за что и был обезглавлен.

332. Не для Божьих ушей

Однажды непревзойденный классик итальянской оперы знаменитый Клаудио Монтеверди (1567–1643) прибыл в Венецию, чтобы возглавить там капеллу собора Святого Марка. Надо сказать, что композитором он был более светским, чем духовным. Его оперы «Орфей» и «Ариадна» успешно ставились в лучших театрах. Но служба есть служба, и пришлось маэстро сесть за написание церковной музыки. Правда, при этом Монтеверди не забывал и о светской музыке. Он создавал оперу за оперой. Естественно, влияние такой музыки сказывалось и на его церковных композициях. Жизнерадостным посетителям собора это нравилось. И не в меньшей степени нравилось лукавым священнослужителям из других церквей Венеции, действовавшим по принципу: заимствуй светскую музыку и подбери к ней благочестивый текст. Долго оставаться незамеченными такие проделки не могли. Однажды, случайно попав на богослужение в другой собор и услышав знакомую ему музыку, Монтеверди изумленно воскликнул: «Господи, прости меня! Но не для тебя  я сочинял эту музыку!».

333. Золотая благодарность

Некоторый американцы настолько любили своего «великого немого» Чарли Чаплина (1889–1977), что готовы были отдать ему последнее. Как-то проехался знаменитый комик в нью-йоркской подземке. Выбрался наружу и обнаружил у себя в кармане дорогие золотые часы. Весь вечер актер пытался понять, каким образом эта вещь могла попасть в карман его пиджака. Так и не найдя ответа, на следующий день он отнес их в полицейский участок. А вечером артист получил анонимное письмо, в котором говорилось: «Дорогой мистер Чаплин! Я – профессиональный карманник. Вчера в метро мне удалось вытащить из одного кармана прекрасные золотые часы. Увидев Вас в вагоне, я не смог удержаться от соблазна сделать Вам подарок, так как являюсь Вашим большим поклонником…».
Ситуация прояснилась, однако старания нью-йоркских полицейских не увенчались успехом. Воришка не был пойман. Поиски настоящего владельца украденных часов тоже оказались безрезультатными, поэтому в полиции решили вернуть злополучные часы Чарли Чаплину. Эта пикантная история получила в прессе широкую огласку. Спустя некоторое время Чаплин получил еще одно письмо без подписи: «Дорогой мистер Чаплин! Несколько месяцев назад в метро у меня украли золотые часы. Я был страшно расстроен, но на днях в газете мне встретилась заметка, в которой рассказывалось, что вор-карманник подарил украденные часы Вам. Я тоже являюсь большим почитателем Вашего таланта, поэтому от себя лично посылаю Вам к этим часам золотую цепочку».

334. Равноправие полов

Оказывается, шахматная королева не всегда была женского рода. Изначально ферзь был исключительно мужской фигурой.
До XV века – времени правления Изабеллы Кастильской (1451–1504) – его называли «аль-ферза», что в переводе с персидского означает «помощник». В то время аль-ферза был слабой фигурой, мог ходить всего на одну клетку, как король. Однако в 1475 году, после прихода к власти королевы, испанцы «изменили» пол фигуры: она стала женщиной, однако продолжала ходить всего на одну клетку. Примерно в 1495 году, когда Изабелла стала одной из самых влиятельных королев Европы, ее шахматная фигура получила возможность двигаться по всей доске. В то время шахматы и стали самой популярной игрой на континенте.

335. Разбойник на престоле

Великие понтифики не всегда были людьми кристальной честности. Во всяком случае, в историю римских пап вписан человек, который , до того как возглавить католический мир, был удачливым пиратом.  Речь идет об Иоанне XXIII (1364/1365–1419), который в миру звался Бальтазар Косса. Прежде чем получить сан, он успешно грабил суда в Средиземноморье.
От нападений его флотилии страдали берега Испании и Италии, арабских стран Магриба. Самые богатые трофеи приносил грабеж христипнских церквей… позднее Коссе довелось выполнять тайные поручения нескольких пап: в частности, он самолично пытал и казнил кардиналов, обвиненных в заговоре. В благодарность за эти услуги самого Бальтазара возвели в кардинальский сан. И однажды, после смерти одного из пап, кардиналы сошлись на том, чтобы заменить его «человеком сильной руки». Коса был избран папой 25 мая 1410 года.
Правда, новый понтифик не утратил пиратских привычек: он накапливал огромные богатства, в частности, наладив грандиозный «бизнес» на индульгенциях – письменных отпущениях грехов; развязывал грабительские войны, предавался неимоверному распутству… Одновременно с этим новый папа усердствовал в сожжении еретиков.
В конце концов, о чудовищных пороках папы заговорили и простолюдины, и князья, и короли. Собор в Констанце предъявил Иоанну XXIII обвинения из 74 пунктов… И папа был низложен.

336. Тупой и еще тупее

Будущий американский президент Джон Калвин Кулидж (1872–1933), учась в младших классах, вдруг как-то признался, что плохо разбирается в деньгах. Ушлые одноклассники тут же начали подначивать «рыжего Кэла» и предлагать ему всякие сомнительные денежные операции.
Однажды ему предложили на выбор две монеты: в 5 и 10 центов. Кулидж взял пятицентовик, потому что он был больше. И после этого, сколько бы ему ни предлагали подобное, он всегда выбирал монету в 5 центов. Потеха длилась несколько дней. Когда она всем надоела, у Кулиджа поинтересовались: неужели он не понимает, что 10 центов больше, чем 5? 
– Понимать-то я понимаю, – честно признался будущий президент, – но кто бы стал предлагать мне такой выбор, если бы я сразу выбрал 10 центов.

337. Главная причина

Наполеон Бонапарт (1769–1821) не всегда умел отличить хорошее от плохого. Однажды к императору пришел инженер, который продемонстрировал ему проект парохода.
«Какая-то железка поплывет без парусов? Да вы считаете меня дураком!» – закричал Бонапарт и приказал инженеру убираться со своими чертежами.
В ссылку на остров Святой Елены свергнутого императора англичане отправляли на судне, которое во время пути обогнал американский пароход. Наполеон, проводив печальным взглядом техническую новинку, вдруг вспомнил, как он обошелся с несчастным изобретателем, и горестно воскликнул: «Так вот главная причина моего поражения!»

338. Вероломный людоед

Знаменитый президент Центральноафриканской Республики Жан-Бедель Бокасса (1921–1996), он же император Бокасса I, тиран и людоед, большой друг Советского Союза и нашей пионерии (когда Бокасса был в Артеке, его приняли в почетные пионеры), всю жизнь был католиком. Так было принято у всех высокопоставленных лиц, достигших высоких должностей во французской колонии.
Но однажды он на некоторое время сменил религию и стал исповедовать другую веру. Это было связано с тем, что в страну с дружественным визитом прибыл Муаммар Каддафи (1940 или 1942–2011), ливийский лидер. Желая ему угодить, Бокасса не только принял ислам, но и провозгласил его государственной религией страны. Этот поступок был своеобразным подарком ливийскому лидеру. Но через три дня после отъезда высокого гостя, Бокасса со своими подданными преспокойно вновь обратился в христианство.

339. У Бога в подручных

Подавив в Германии революцию 1848 года, Бисмарк (1815–1898) потребовал публичной казни ее лидеров. Один из оппонентов гордо заявил «железному канцлеру»:
– Жизнь у человека одна и ее может отобрать только Господь Бог.
«Железный канцлер», глядя в глаза смутьяну, решительно рубанул:
– Господь Бог не может уследить за всеми мерзавцами на земле, а потому нуждается в нашей помощи.

340. Шинель от Столыпина

Когда началась революция 1905 года, Петр Столыпин (1862–1911), будущий председатель Кабинета министров Российской империи и знаменитый реформатор, исполнял должность саратовского губернатора. Однажды он приехал в одну из деревень усмирять вспыхнувшие массовые беспорядки. Будучи мужественным человеком, он вышел из экипажа и направился к возбужденной толпе. К нему подбежал здоровенный парень с дубинкой, намереваясь учинить расправу на месте. Петр Аркадьевич решительно шагнул ему навстречу, скинул меховую шинель и бросил ее парню; «Ну-ка, подержи, голубчик!». Мятежник растерялся и, бросив дубинку, схватил шинель. А Столыпин обратился к толпе и быстро успокоил ее.


Рецензии
Спасибо за эту интереснейшую подборку исторических материалов.
Очень поучительная штука - История. Только прилежных учеников у неё маловато.
Всего Вам доброго!
Читатель

Герчиков Илья   16.10.2015 23:48     Заявить о нарушении