Нарочно не придумаешь

1
14 июня 1978 г. я запомнил на всю жизнь. В этот день проснулся я рано, было около 4-х часов утра. Все в отряде еще спали сладким сном. Накануне мы закончили геофизические исследования по 2-му профилю. Необходимо было еще провести параметрические наблюдения у колодца. К сожалению, топограф не оставил никаких указаний о его местонахождении. Желательно было сегодня с утра закончить наблюдения по данному профилю и перемещаться на другой.
Не сделав наблюдения у колодца, мы вынуждены будем затем вновь вернутся сюда, а это потеря времени, горючего и пр. Я, как старший инженер-геофизик, курировал данный объект. Это был мой первый выезд в пустыню Кызылкум.  Моей задачей в поле был контроль проведения работ, оценка сложности объекта по полученным данным на месте и, при необходимости, проведение дополнительных исследований. Это был мой первый самостоятельный объект в геологии, и я должен был показать себя с лучшей стороны.
Мои раздумья были прерваны звоном небольших колокольчиков, которые чабаны привязывают к некоторым овцам. "Эврика", мысленно подумал я; "нужно спросить у чабана о местонахождении колодца, ведь он наверняка должен был знать об этом". Недолго думая, я надел трико, майку, влез быстро в кеды, взял карту и побежал в сторону, откуда раздавался звон. Мне казалось, что чабан со стадом должен находиться где-то недалеко, но я  ошибся.
В пустыне звук четко слышен на большем расстоянии по сравнению с  городом. Я увидел стадо, примерно, в километре от себя и подумал, что за минут двадцать я дойду до чабана. Не тут-то было, стадо удалялось от меня быстрее, чем я приближался к нему.  Я перешел на бег. За полчаса я догнал их. Чабан восседал на коне с берданкой за плечами. По обе стороны от него сидели две здоровые овчарки ростом почти с осла, готовые по команде хозяина растерзать незнакомца.
- Ассалому алайкум (приветствие у мусульман),  - сказал я, обращаясь к чабану.
Он ответил мне кивком головы, не слезая с лошади. Было заметно, что чабан встревожен и совсем не рад нашей встрече. Я спросил его о местонахождении колодца. Он ответил, что не знает и посоветовал узнать об этом у семьи, юрта которой, по его словам, была расположена где-то недалеко. Я поблагодарил его, мы попрощались, и я двинулся назад в расположение отряда.
По дороге я невольно раздумывал о причинах странного поведения пастуха, которое было не свойственно жителям Кызылкумов. Что же так насторожило его? Немного погодя я понял, что все дело в моем внешнем виде. Перед отъездом в поле я постригся наголо. За полмесяца полевых работ я оброс щетиной и внешне стал похож на зека . Мне было известно, что недалеко от Учкудука находится лагерь зеков, которых используют на работах в рудниках. По слухам, в прошлом году пара зеков сбежали и в степи, встретившись с чабаном, убили его.
В отряд я возвращался так, как будто шел с работы домой. Шел я размеренным шагом со скоростью около 5 км/ч. Примерно через час меня охватило небольшое беспокойство. Я вдруг понял, что заблудиться в пустыне очень просто. Однообразный, на взгляд горожанина, ландшафт не позволял сориентироваться на местности. Вокруг были одни пески, пески и барханы. Я остановился и попытался сориентироваться по Солнцу. Положение светила на небосклоне за два часа изменилось, но все же по нему можно было определить примерное направление движения.
После двух часов ходьбы я понял, что отряд остался где-то позади. Необходимо было возвращаться. Но куда идти? Надо было задать новый курс под углом к предыдущему. Я это понял и пошел по новому курсу. В качестве ориентира мне служило светило, которое уже начинало изрядно припекать. Сняв трико, я обкрутил его вокруг головы наподобие чалмы и пошел дальше. Новоиспеченная чалма хорошо защищала голову от прямых солнечных лучей, в то время как мои обнаженные ноги защищал их волосяной покров. В новом направлении я прошел еще около двух часов. Пару раз поднимался на верхушку барханов, но до горизонта простирался все тот же однообразный ландшафт. Небольшая паника охватила меня.
Я не знал, что делать дальше. Продолжать идти в том же направлении не было смысла. Солнце неумолимо двигалось по небосклону, приближаясь к зениту, и ориентироваться по нему уже было бессмысленно. С утра я не выпил ни глотка воды, и меня начала мучить жажда. Голова гудела и мысли путались. Я знал, что в летний зной без воды человек в пустыне может выдержать не более двух суток. К тому же через сутки происходят необратимые процессы в организме и, даже если человек и выживет, он уже не будет адекватным.
Мне надо было срочно решать, что делать дальше. Я уселся под ближайшем саксаулом, который почти не давал тени. Надежда на ребят из отряда была мизерная. Во-первых, я никому ничего не сказал, когда помчался за чабаном. Во-вторых, где они меня будут искать? Конечно, ближе к ночи они догадаются развести костер на верхушке одного из барханов, но это еще 12 часов надо жариться. А если меня не найдут, тогда конец всему. Хотелось жить, ведь самое интересное только начиналось. Мне исполнилось всего 33 года, как говорят возраст Христа, но ведь я не Христос.
Вдруг я вспомнил предсказание. Тогда, в 1969-70 г.г. я был на дипломной практике в Ленинградском Физтехе. Со своими сокурсниками мы решили в выходной посетить Петергоф, где имелся целый комплекс замечательных фонтанов. Там мне в первый раз и предсказали судьбу.

2
Тишину нарушил пронзительный звонок будильника.  Я нехотя приоткрыл правый глаз, было всего 5 часов утра, но в комнате уже было светло: начались белые ночи. Я разбудил товарищей, мы быстро перекусили по паре бутербродов с колбасой и двинулись на запланированную давеча поездку в Петергоф. Часа через два мы были уже у цели. Петергоф поразил нас царской роскошью, разнообразием фонтанов. Мы ходили, как и все, глазели с открытыми ртами на этот дворец Петра великого, не успевая осмыслить все увиденное.
Когда мы переходили от павильона к павильону, меня бесцеремонно задержала за рукав молодая цыганка, говоря: "молодой, красивый давай погадаю судьбу твою". Я отдернул руку, сказав, что не хочу знать. Мой приятель Валера был, напротив, рад узнать, что его ждет впереди. Дурной пример заразителен, и я тоже поддался чарам молодой цыганки. Она взяла мою левую руку и начала ворожить:
- Вижу, что ты через год женишься по любви на молодой и красивой.
Я, как завороженный, слушал ее. После небольшой паузы, смотря мне прямо в глаза, она продолжила:
- Для гадания тебе молодой и красивый необходимо позолотить ручку.
Заинтригованный предсказанием, я вытащил из кармана брюк советский рубль и положил его в ее ладонь. Она небрежно засунула его во внутренний карман камзола. Взяв затем вновь мою руку и что-то внимательно рассматривая, проговорила:
- Первые годы после женитьбы ты будешь счастлив, у тебя будут двое детей.
Повторив свою манипуляцию, и получив уже трешку, она закончила:
- Ты будешь увлечен работой, но в возрасте 33 лет ты умрешь.
Я не очень доверял цыганам, но это предсказание меня немного шокировало. По гаданию цыганки выходило, что мне оставалось прожить всего восемь лет. Прошло несколько месяцев, за это время я получил диплом физика и решил его обмыть в обществе своего давнего друга Ильи. Попивая пиво и, не спеша, разжевывая резиновое мясо шашлыка, мы наперебой рассказывали друг другу события нашей жизни. Я, несколько бравируя, рассказал ему и предсказание гадалки. К моему удивлению, Илья несколько разбирался в хиромантии. Он взял мою левую руку, внимательно осмотрел ее и подтвердил предсказание цыганки.
После памятной встречи с Ильей прошло около полугода, и я вновь оказался в Ленинградском Физтехе. Работа поглощала львиную доли времени, а остальное уходило на быт. Воспоминание о предсказании не оставляли меня и я решил вновь съездить в Петергоф погадать судьбу у цыганки. На этот раз я выбрал не молодую, а опытную цыганку и не пожалел червонца. Она также подтвердила, что я женюсь по любви, и у меня будут двое детей. Далее, внимательно глядя на линию жизни, она сказала:
- В возрасте 33 лет в твоей жизни произойдет важное событие, подробностей я не вижу. А доживешь ты до глубокой старости и умрешь в 84 года.
В ту пору советские люди были почти сплошь атеисты. Тем не менее, получив новое предсказание судьбы, я успокоился.


3
Так что же получается? - рассуждал я. Мне 33 года, и как предсказала старая цыганка, меня ждет испытание. С другой стороны, у меня пока всего один ребенок, а по всем предсказаниям должно быть двое. Значит, как не крути, я должен выжить. Этот вывод меня несколько ободрил. Надо было что-то делать, но что? Может, поискать колодец с питьевой водой, там утолить жажду и дождаться чабанов. Нет, это не выход. Запустить мотор у колодца мне не удастся, так как чабаны не оставляют приводной ремень. Вспомнил: герои Майн Рида для спасения от обезвоживания пили кровь своих верных лошадей.
У меня нет лошади, зато вокруг меня на расстоянии всего 5-6 метров стояли на задних лапках и с любопытством глазели на меня не менее двух дюжин сусликов. Противно, конечно, пить кровь этих млекопитающих, но надо попытаться сперва хоть одного поймать. Я отломал ветку саксаула и попытался подбить хоть одного суслика. Не тут-то было, при малейшем моем движении вся орава сусликов мгновенно скрывалась в многочисленных норах.
Мой взгляд привлекли стебли каких-то эфемерных растений. Стебли были высотой до метра, диаметром около сантиметра и на вид должны были содержать какую-то влагу. Я отломал часть стебля и стал его жевать, в надежде утолить все усиливающуюся жажду. Моя ротовая полость заполнилась какой-то вязкой жидкостью, которая явно была как противна, так и неэффективна в смысле утоления жажды. Пришлось не только выплюнуть эту гадость, но еще и поплевать вслед.
По моим расчетам наступило полуденное время. Голова все больше клокотала, мысли сбивались. Я понял, что нужно принять верное решение и придерживаться его до последних сил. У меня была карта района работ масштаба 1:200000, т.е. один сантиметр на карте соответствовал 2 километрам. Карта была старая, 1948 г. выпуска. На ней была изображена проселочная дорога, которая вела за пределы карты. Я решил идти по этой дороге до конца. Но сперва мне нужно было найти эту дорогу. Я вновь выбрал наиболее оптимально направление движения и двинулся в путь.
Так прошло часа два, пока я не наткнулся на некоторое подобие дороги. По следам шин видно было, что здесь не так давно проехали несколько машин. Но эта ли нужная дорога, вряд ли? Я пошел дальше. В следующие полчаса я пересек пару подобных дорог. "Сколько же их всего и какая из них верная", - подумал я. Необходимо было выбрать одну из них. Я выбрал ту, по которой, как мне показалось, проехало больше машин. Я прошел по выбранной дороге еще часа полтора-два. Голова уже гудела как улей. Я твердил себе:
- Ты бывший солдат ГСВГ , не раз совершавший ночные марш-броски по 50 км с полной боевой выкладкой. А сейчас на родной земле, налегке в одних подштанниках, неужто не сможешь пройти 50 км за ночь? Смогу, смогу, смогу, – твердил я себе неустанно.
Я стал подсчитывать свои физические возможности. До заката Солнца я смогу пройти еще километров 20, за ночь 50, итого 70. Это все, что в моих силах, и я это сделаю. Я подавил в себе всякие сомнения, шел размеренным шагом в одном темпе и вспоминал самые хорошие моменты моей жизни. Так прошло еще часа два, прежде чем я решил забраться на верхушку бархана, дабы оглядеть окрестности. Мне показалось, что вдалеке что-то блеснуло. Я подумал: "Неужели уже начинаются галлюцинации"? Я подавил в себе неприятные мысли и продолжил путь. Идти не хотелось, было желание где-то присесть и отдыхать, отдыхать. Я знал, что это делать нельзя. По моим расчетам было уже около 4 часов дня, время максимальной раскаленности воздуха. Теперь, успокаивал я себя, жара будет спадать, а к вечеру, возможно, наступит и прохлада. Голова трещала как тысяча чертей. Я шел как зомби, стараясь ни о чем уже не думать. Примерно через час такой ходьбы я вновь влез на бархан. Оглядев горизонт, я увидел два близко расположенных "зайчика".
"Возможно, это лобовые стекла двух машин отражают солнечные лучи, – подумал я. – "Если это наши машины, то почему их два? Ведь мы приехали на одной машине. Может быть, подъехал топограф? " – попытался я найти объяснение.
Я продолжил путь. Пройдя километров 5, я повторил маневр. На этот раз я увидел уже дюжину "зайчиков". Такой поворот событий меня обрадовал. Через час пути я уже различал дома, которые были выстроены в один ряд. Крыши домов отражали солнечные лучи и были для меня теми загадочными "зайчиками". Уже издали я заметил колодец и направился к нему. На расстоянии около 300 метров от него у меня еще хватило разума снять с головы "чалму"и использовать ее по прямому назначению. Я несколько расслабился, ведь цель была уже достигнута.
Чабаны-казахи летом предпочитали жить в юртах, а не в построенных для них коттеджах. "Зачем идти к колодцу, когда можно зайти в рядом расположенную юрту, - подумал я, – «в юрте я укроюсь от безжалостного солнца. Неужто хозяева откажут мне в глотке воды"? Недолго думая, я зашел в юрту.
– Ассалому алайкум,  – поздоровался я с хозяином-казахом лет шестидесяти.
– Алайкум ассалом, – ответил он, несколько удивленный моим появлением.
- Можно ли у Вас попить воды? – спросил я его по-узбекски.
 – Да, да, – ответил он и показал на ведро с водой. Долгожданная вода была рядом. Мне казалось, что я смогу выпить полное ведро воды. Не мешкая, я поднял ведро и поднес к губам.
 – Тухта, ичма, ямон булади! (Постой, не пей, плохо будет!) - воскликнул хозяин юрты.
Он усадил меня рядом с собой за хонтахту (стол на коротких ножках), кликнул молодую женщину и велел ей накрыть стол. Мы стали неторопливо вести беседу. Я рассказал ему свою историю, но он не поверил ей.
– Ты зэк, я запру тебя на ночь, а утром передам милиции, – сказал он безапелляционно, глядя мне в глаза. 
Спорить и доказывать ему что-то у меня уже не было сил, к тому же я знал, что это бессмысленно.
- Делайте как считаете нужным, главное - я вновь среди людей, – ответил я.
Вскоре появился долгожданный зеленый чай. Хозяин разлил его по пиалам (посуда для питья чая, наподобие чашки без ручки). Чай был горячий и обжигал губы. Я усиленно дул в пиалу с чаем, дабы он быстрее остыл. Пил я вынужденно небольшими глотками и это, как я понял потом, было важно. Организм постепенно получал необходимую влагу. Не спрашивая разрешения хозяина, я разлил чай еще в две пиалы. Я пил, пил и пил. Молодая женщина принесла уже третий чайник чая. Только после этого я обратил внимание на лепешки и сахар-рафинад, находившиеся на хонтахте.
После выпитого я окончательно расслабился, и меня стало клонить ко сну. Глаза мои непроизвольно закрывались, я уже почти дремал, когда вдруг меня кто-то стал трясти за руку.
- Вставай, вставай, самолет приехал, – говорил кто-то в ухо - если ты не зэк - беги к самолету, иначе он через пять минут уедет, – продолжал твердить голос.
Открыв глаза, я понял, что это хозяин меня тормошил. Преодолевая усталость, я вышел из юрты и из последних сил побежал к самолету. Самолет находился в трехстах метрах от юрты. Я кричал, размахивал руками, чтобы меня услышали летчики. Летчики меня дождались.
Я рассказал им свою историю. Видно было, что, в отличие от хозяина юрты, они мне поверили. Я узнал, что почтовый самолет АН-2 каждую неделю привозит почту в этот далекий аул. Летчики предложили мне поехать с ними в Бухару. Я поблагодарил их и сказал, что оставить отряд не могу. Тогда они предложили мне покружиться с ними, дабы с воздуха заметить наш отряд с машиной. Это было царское предложение, и я сразу согласился. Мы поднялись на небольшую высоту и стали кружить. Сверху отряд нами не был замечен. Летчики сделали три круга, помахали крыльями и сбросили запечатанную бутылку с запиской внутри. Все происходило так, как это обычно бывает в приключенческих романах. Затем, по моей просьбе, они приземлились вновь у аула. Я сердечно поблагодарил экипаж, и они уехали по своим, не терпящим отлагательств делам.
Уже вечерело, когда я вновь появился в той же самой юрте. Хозяин удивился моему повторному появлению.
– Пойдем, я отведу тебя на склад, где ты и заночуешь, – сказал он мне командным голосом.
Без возражений я поплелся за ним, еле волоча ноги. Не прошли мы и двадцати шагов, как заметили двигающуюся к поселку грузовую машину с включенными фарами.
– Постой, – сказал я спутнику – это мои ребята едут.
Через минуту машина остановилась около нас. Ребята высыпали из машины, и мы стали все обниматься, как закадычные друзья, давно не видевшие друг друга. Это была искренняя радость. Я сердечно попрощался с хозяином юрты, и мы двинулись в путь для продолжения наших исследований. По пути ребята мне рассказали, что видели кружащийся самолет, махающий крыльями, и догадались поехать в точку его приземления.
С тех пор прошло много лет. Я вспоминаю эту историю с благополучным концом, как сказку. Сколько случайных событий должно было произойти, чтобы эта сказка стала былью. Я очень сожалею, что не узнал, не записал имена и фамилии неповторимого хозяина юрты и славных летчиков, для того, чтобы с ними встретиться и отблагодарить. Меня извиняет только то, что я находился в расслабленном состоянии, когда голова плохо соображает и хочется только спать.

4
Сегодня рано утром я вошел в Интернет, так как днем он бывает чересчур загружен. Включил agent mail.ru и вижу - на линии мой племянник уже пожелал мне доброго утра. Я, в свою очередь, пожелал ему доброго вечера. Я  регулярно держу связь с Тимуром в режиме on line. Сейчас он находится в Сан-Франциско, учится в престижном ВУЗе. Недавно я по его просьбе отослал ему по электронной почте свой рассказ. Поэтому спросил его:
- Ты прочитал мое письмо?
- Да, дядя. Классная история, действительно, нарочно не придумаешь. Сегодня, наверное, такое невозможно.
- Кто бы мог подумать тогда, что за 35 лет может произойти такой скачок в развитии средств связи и информации?
- Дядь, ты при желании сегодня по Интернету можешь прогуляться по улице любого большого города, например, увидеть улицу, по которой я хожу каждый день и мой дом.
- Спасибо. Боюсь только, что я не в ладах с различными программами, а без них никак.
- Это просто, дядя, я тебя научу. Извини, но мне надо спешить, привет всем, до встречи в режиме on line!
- Пока дорогой, береги себя.


Рецензии