Один из лучших фильмов о Великой Отечественной

Фильм "Отряд"
+++++++++++++++

Давно… Очень давно я хотел рассказать об этом фильме. Но… Как написать, чтобы читатель поверил, что да, «Отряд» - это, действительно, один из наших лучших фильмов о Великой Отечественной войне? Их ведь много, этих фильмов. И хороших, и очень хороших среди них – немало.

«Торпедоносцы», «Проверка на дорогах», «На войне, как на войне», «Обратной дороги нет»… У каждого из нас, наверное, свой, личный список таких фильмов. И убедить кого-то в том, что его выбор хуже твоего?.. Нет, неблагодарная это работа. Неблагодарная и безнадёжная.

Но, попробую. Может, кто-то, прочитав, сочтет возможным откорректировать свой список и внести куда-то, между «Двадцатью днями без войны» и «Хрониками пикирующего бомбардировщика», и этот фильм, отснятый в 1984 г. на Литовской киностудии.

Уже в следующем, 85-ом, на фестивале в Минске, «Отряд» будет признан лучшим советским фильмом  того года. Специальные призы за режиссуру фильм получит в Тбилиси, югославском Космаи и болгарском Габрово. Хотя, как раз таки в этом - и ничего удивительного. Ведь снял фильм Алексей Симонов. Сын Константина Симонова.
И это, как мне кажется, – первая составляющая, сумма которых и привела в итоге к тому, что «Отряд» стал если не лучшим фильмом о Той войне, то одним из них.

Вторая – это актеры, снявшиеся в «Отряде». Кстати, для Симонова это был не только определённый риск, но и отход от устоявшихся канонов, когда в военном кино, особенно на главных ролях, снимались уже опытные артисты, люди в возрасте. В то время, как тогда, в самом начале войны, на восточных рубежах страны в бой вступили совсем молодые люди 1921-го, максимум 25-го годов рождения. Под эти возрастные категории подходила молодежь, только что закончившая разные театральные школы-студии или училища. Их ещё не знала страна, которой только предстояло это сделать. Но, наверное, уже верил режиссер, отдавший им главные роли в этом фильме. И они не подвели. Сыграли так, как  надо. И сегодня мы знаем Александра Феклистова (сержант Константин Доронин), Сергея Гармаша (Иван Урин), Александра Песков (Юрка Окунев), Дмитрия Брусникина (Никитин), Михаила Морозова (Костя Петров), не только по именам. Но и в лицо.

Ну, а третья составляющая успеха «Отряда», это, на мой взгляд, сам фильм.

О чем он? Если верить коротенькой аннотации, то о семерых солдатах, летом 41-го оказавшихся отрезанными от своего гарнизона и через оккупированную территорию, без продовольствия и оружия, отправившихся догонять части отступающей Красной Армии, чтобы в финале только двоим из них удалось это сделать и добраться до линии фронта.
Одно сложносочиненное предложение. За которым боль и трагедия живых людей, ждавших эту войну и, казалось бы, бывших в полной готовности встретить её во всеоружии. Но на самом деле всё пойдет совсем по-другому, значительно более страшному и жестокому сценарию. Который писали не в наших штабах. И не нашими командирами.

А ведь мы ждали. И были готовы…

Фильм начинается не собственно войной. А последними предвоенными неделями. Чтобы уже первыми кадрами, окунуть нас в атмосферу тревожного ожидания: «Тревога!».

И часть в спешном порядке снимается на проческу местности.

Мирный солнечный летний пейзаж. В траве стрекочут кузнечики. Литовские крестьяне заняты обычной работой. Им некогда отвлекаться, когда летний день год кормит. Поэтому, не прекращая косьбы, они кидают своё короткое - «Лабас», отвечая на приветствие местного проводника, идущего в цепи прочесывающих местность солдат.
Этот мирный пейзаж – обманка. Потому что где-то рядом – враг, непрошенным гостем нарушивший государственную границу. Явно не с мирными целями. И, скорее всего, уже не первый раз.

И в душном, влажном воздухе пахнет не грозой. Войной. Если не все, то очень многие понимают это. Именно поэтому на доводы Кости Петрова, который в унисон газетным передовицам начинает рассуждать о том, что ни в коем случае не надо поддаваться на провокации, ведь с Германией заключен пакт о ненападении, герой Феклистова резонно возражает: «Если ничего не будет, зачем нас, «огневиков», держать здесь?».

Будет. Очень скоро будет. С сильным и опасным врагом. И мы это понимаем. Когда, диверсанта так и не удастся поймать, а Юрка Окунев разочарованно протянет - «Застрелился», и недоуменно поднимет брови – «Это ещё почему?» - на встречное, Никитинское  - «И правильно сделал». Да потому что он, диверсант, до конца исполнил свой воинский долг и был верен данной им присяге. И таких, верных и готовых «до конца», очень много. Пока ещё по ту сторону границы. Но они уже готовы её перейти. А когда перейдут, не надо надеяться на то, что они тоже рабочие и крестьяне. Только в военной форме. Но – трудящиеся! Которые не могут воевать против первого в мире государства рабочих и крестьян. Своего государства!

Наивно? Может быть. Но это мы понимаем. А для того, чтобы это поняли они и тогда, должно было пройти время. Совсем немного. Уже в июле, перед тем как получить в грудь примкнутый к винтовке Маузера плоский штык, смертельно раненый Иван Урин, глядя прямо в глаза убивающему ему немцу, спрашивает: «Рабочий? Или крестьянин?»
И мы понимаем, что спрашивает он с издёвкой. На которую имеет право. Потому, что воинский Бог дал Ивану высшее счастье – умереть, зная, что перед этим враг заплатил за твою жизнь самой дорогой ценой. Своею жизнью. И не одной.

А если воинский Бог не дал такого счастья? Тогда что? И кто он? Тот, который не смог взять с врага соответствующую плату?

И на этот вопросы отвечает Иван, после того, как они наконец-то разжились отбитым с боем у немцев оружием, и ему, приложившемуся раз-второй к трофейной фляге, делает замечание Доронин:

- Что, немца убил, так и герой?

- Да, убил. И – герой! А что?!

- А Юрка не убил. Он тогда – кто?!

И мгновенно сникший Иван, после небольшой паузы отвечает:

- Юрке просто не повезло…

Скольким тогда, летом 41-го, «просто не повезло»? И они, так и не взяв с врага живой дани, легли в свою землю под небольшой утрамбованный малой саперной лопаткой холмик с затёской на рядом стоящей сосне: «Степан. Из Курска». А фамилии никто не знал. Не успели спросить. Некогда было. Не до того.

И неважно, что земля – литовская. И до этого по тебе, безоружному, стреляли с ближайшего хутора. Она всё равно, - своя. Потому что, кроме тех, с хутора, есть ещё и вот этот литовец. Примкнувший к отряду курсант Вильнюсского пехотного училища. Который на вопрос Ивана: «Зачем тебе с нами? Шел бы домой, к своим», - отвечает: «Мой дом - Советская власть».

И потом он, этот литовец, вместе с Никитиным отсекая огнем немцев от основной группы отряда, спасающей сбитого летчика, кричит своему напарнику:
«Что ты делаешь?! Приказ был – «несколько очередей и – отходим»!»

Но у раненого Никитина есть выбор. Отступить и стать обузой для отряда. Или остаться здесь, на этой, прежде незнакомой ему лесной опушке. И он выбирает второе. Разбивает гранатой циферблат единственных на весь отряд наручных часов. Чтобы память о репрессированном отце-комбриге, которому эти часы подарил Тухачевский, осталась с ним и не досталась врагу. А граната… Он ещё успеет ею подорвать и себя. И вместе с собой. Но до этого, повернувшись к литовцу спокойно ответить ему:
«Отходи, если был приказ»…

Но тот, увидев разбитые часы и отложенную гранату, только и сможет, что возмущенно бросить Никитину: «Как ты мог такое подумать?»

И они погибнут. Оба. И каждому из них тогда будет неважно - кто был рядом с ним Русский… Литовец… Они оба были солдатами. Рядовыми бойцами Красной Армии.

Да, они погибли. И Никитин. И литовец. И Петров. И Степан из Курска…

Им не суждено было брать Кенигсберг и Берлин. Не они расписывались на Рейхстаге. Они почти все погибли. Но до конца выполнили свой воинский долг и были верными данной ими присяге. Не стояли в стороне, когда их земля корчилась в муках и кричала от боли.

Они сделали всё, что смогли. И даже чуть-чуть больше, чем могли. Вечная им  память. И известным, и безымянным…

На снимке: Кадр из фильма. Иван Урин (Сергей Гармаш) и сержант Константин Доронин (Александр Феклистов). Ещё без оружия


Рецензии
Думал, что все лучшие фильмы о войне смотрел, а оказывается - нет. Надо бы " Отряд" увидеть. Понял: необходимо. Хотя в последнее время фильмы не столько смотрю, сколько пересматриваются. Нового не хочется. Наверное возраст. Да и войну на экране почему-то всё сильнее сторонюсь. Фобия что ли какая - вдруг материализуется?.. Сколько талантливых ярких художественных произведений создано на этой страшной теме - война...

Алексей Мельников Калуга   02.07.2018 13:35     Заявить о нарушении
Наверное, не случайно Вы, Алексей, наскочили на эту рецензию. Я сам, уж не знаю почему, вторую неделю восстанавливаю в памяти военную прозу Константина Симонова. Начал с трилогии о Лопатине, продолжил "Днями и ночами", а сейчас заканчиваю "Солдатами не рождаются". К чему бы это, наше с Вами такое совпадение?
"Отряд", на мой взгляд, из тех фильмов, которые обязательно надо посмотреть. Поэтому будет время, найдите фильм в Сети. Фильм очень хороший. Сильный и правдивый.
Не знаю, смотрели ли Вы "Торпедоносцы" (1983 г., "Ленфильм", по мотивам неоконченной повести Юрия Германа «Здравствуйте, Мария Николаевна», реж. С. Аранович). Если нет, то этот фильм, как мне кажется, тоже стоит посмотреть.
Спасибо Вам за отзыв!

Константин Кучер   03.07.2018 14:01   Заявить о нарушении
"Торпедоносцы" смотрел. Полностью соглашусь: выдающийся фильм. "Проверка на дорогах" - тоже. Это -классика.
А Записки Лопатина я, как ни странно, даже пытался учить наизусть. Начал с первого предложения. Попробую воспроизвести по памяти... "Возвращаясь на редакционной эмке из-под Ржева, Лопатин попал под утреннюю немецкую бомбёжку, перележалиее в снегу и нанюхался гари от близких разрывов..." Может что в деталях наврал, но за "мотив" ручаюсь. Зачем учил - и сам не знаю. Мне показалось, что в первом предложении (,там ещё о том,что Лопатин чуть не угодил а самое пекло) сказано очень много о войне. Буднично так, спокойно и потому - ужасно. Это, когда смерть ходит рядом, а ты занимаешься своими делами, но чувствуешь нутром,что у смерти дел больше, чем у тебя. И вообще мне, честно говоря, захотелось поучиться так начинать рассказ. Понять, как в одно предложение можно засунуть половину, а может быть и две трети войны.

Алексей Мельников Калуга   03.07.2018 14:33   Заявить о нарушении
Согласен, Алексей. В ранней юности мне очень нравилась военная проза Симонова и Бондарева (да и сейчас нравится, только, наверное, немного по-другому).
Несмотря на то, что понятно, - действовала цензура, была определенная идеологическая направленность, но тогда мне казалось (да и сейчас кажется), что они наиболее честно постарались рассказать и о той войне, и о том, как там, на войне (и не только на войне, но и в тылу!) себя чувствовал обычный, рядовой человек.

Константин Кучер   03.07.2018 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.