Мелкая моторика. Продолжение

   До возвращения отца с войны мы жили у бабушки Катерины Белянушкиной в Таволжанке. Мамочка работала  учительницей в соседнем селе Борки. Дедушки нашего Петра Белянушкина уже не было в живых. На фронт его не взяли из-за порока сердца, зато мобилизовали на военный завод в Куйбышев, где он и умер прямо на рабочем месте в горячем цеху. Так что войну мы пережили без мужчин в Таволжанке.

  Когда наш отец вернулся с войны, мы переехали на его родину, к его родителям Аксёновым Фролу Осиповичу и Марии Васильевне.Но каждое лето я жила в Таволжанке, где была внучкой Кати Белянушкиной  и считалась своей, таволжанской.
 
  Тогда не принято было "шалберничать", как выражалась бабушка-мама. Это она научила меня мыть пол, убирать в комнате, поливать огород, полоть грядки, жать рожь или просо, молотить в два, в три и даже в четыре цепа.И многими деревенскими умениями обязана я бабушке Катерине.

  Помню жаркий летний день. Мне 6 или 7 лет. "В полном разгаре страда деревенская": мы с бабушкой полем просо на нашем усаде. Просо посеяно не бороздками, а "вразброс",сплошным ковром. Оно ещё очень маленькое, сорняки уже выше его. Бабушка показывает, какая травка - просо, а какая сорняк. Ползаю на коленках, до дрожи боюсь ошибиться и вырвать просо вместо сорняка. Очень жарко. Нестерпимо хочется пить. Бабушка советует:"Перетерпи. Чем больше пьёшь, тем больше будет хотеться пить".Но я не выдерживаю , глохчу и глохчу квас.Глаза щиплет от пота. А тут ещё девчонки с нашей улицы зовут купаться на Барыш:
   -Ли-и-ирка-а! Айда с на-ами-и!
  Не могу отвечать, потому что слёзы душат. Боюсь, что бабушка увидит их и рассердится. Конечно, она заметила моё состояние и успокаивает меня:"Потерпи ещё немножко. Вот тебе урок,- она воткнула колышек метрах в двух впереди меня. -Сделашь урок и побигёшь на Барыш."

  Я приободрилась и поползла вперёд быстрее. Но бабушка возвращает меня, указывает на огрехи. И опять я падаю духом, надежда совсем покидает меня. Бабушка внушает:
   -Терпи, доченька,терпи! Терпенье и труд всё перетрут!
  Ох, как пригодился в жизни мне этот урок! Чтобы скрасить тяготы моего земледельческого труда, бабушка говорит:
   -Думашь, мне легко смалу-то жилось? у тя мама и папа есть, а я сиротой росла, в чужих людЯх...
  И я с удивлением узнаю, что моя бабушка тоже когда-то была маленькой и что в "чужих людЯх" жилось ей несладко: пришлось с малых лет много и тяжело работать, терпеть обиды и даже побои.
   -Мам, они злые что ли были?
   -Кто?
   -Люди, у которых ты жила.
   -Что ты, доченька! Я им по гроб жизни кланяться должна и Бога за них молить. Не они - пошла бы я побираться.
   -Как это?- не поняла я.
   -А вот как: вешашь на плечо котомочку из холстинки и идёшь от дома к дому. Встанешь под окнами и протяжненько так говоришь(бабушка сделала голосок тоненький-тоненький):"Пода-а-йти милостыню Христа ради!" Ну, у кого сердце  доброе и есть лишний кусок - подадут. А иные прогонят да ещё нагрубят. Но это редко случалось. Если в доме нечего было подать, говорили:"Бог подаст, милая!" И пойдёт бедняжка несолоно хлебамши к другому дому.

   -И ты ходила, мам? - потрясённо спрашиваю я.
   -Бог миловал! Говорю же, приютили меня.Тогда в деревнях не принято было отдавать сироток в приют. Считалось : приютишь сироту - зачтётся тебе на том свете. Многие грехи, говорят, простятся.

 Поглощённая разговором с бабушкой, я не заметила, как выполнила "урок", получила "увольнительную" и шементом умчалась купаться.


  Надо сказать,что бабушка Катерина своеобразно относилась к воспитанию: она считала,что незачем читать нотации и делать словесные внушения:
   -Жизнь сама научит всему, что надо, да и добрые люди подскажут.Вот я, -говорила она,- в школу ни дня не ходила, а читать-писать, да и считать научилась. Если хочешь, всему сам научишься. Поменьше шалберничай(бездельничай) - побольше работай, и никакая дурь тебе в голову не полезет.

  Когда летом я жила у неё, каждый вечер перед сном получала "урок" на завтра: убрать в доме, полить цветы, вымыть пол, вечером полить огород. А потом, когда  подросла,обязана была сходить с двумя вёдрами и с коромыслом за водой в колодец к Шемырёвым, через три дома от нас. Иногда бабушка объявляла:
   -Завтри  в лес за дровами поедем!

                Продолжение следует.


Рецензии