Производство жизни и воспитание

                Воспитание и производство жизни

Tanta vis probitatis est, ut eam in hoste etiam diligamus (Cicero Marcus Tullius, Lael. 29). Так велика (такова) сила честности, что её мы любим даже во враге. (Цицерон Марк Туллий).
Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. (Аристотель).
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию. (Локк Джон).

Воспитывая безнравственного человека, родители одними из первых и самым болезненным образом пожинают плоды собственного труда. (Автор этой статьи).

После развала так называемого социалистического лагеря и распада Советского Союза завершился период политического (экономического и идеологического) противостояния двух систем. С этого момента мировое сообщество вступило в иную фазу своего существования и развития, когда единственным показателем успеха и благополучия государства, той или иной группы (категории) людей и каждого конкретного индивида является его уровень потребления. Потребительство стало основной характерной чертой для обыденного сознания массовых слоев посткапиталистического общества.

 Совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений – все это принципиальные, характерные черты общества потребления.
Распространению духа потребительства способствуют повышение жизненного уровня и стандартов бытового комфорта, увеличение времени досуга населения. Через средства массовой коммуникации, рекламу, моду и т. п. разжигаются потребительские страсти массового потребителя, выполняя при этом и экономическую функцию искусственного стимулирования потребления, необходимого для расширенного воспроизводства и оборота капиталов.

Потребительство как стиль жизни влечет за собой множество негативных последствий; оно дегуманизирует человеческие отношения, ведет к разрыву социальных связей, формирует конформистское общественное мнение и соответствующее ему поведение личности, способствует росту аморализма и цинизма, атрофии духовности. Провоцирующие образцы и идолы потребления втягивают личность в изматывающую борьбу за «успех», обрекают на неразрешимые для рядовой личности колебания между тем, что ей действительно необходимо и тем, что ее обязывают желать «общепризнанные» установки потребительского благополучия. Следует отметить, что быстрый рост потребления, как правило, не сопровождается повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Именно в этот период жизни общества возникает острая необходимость в осмыслении и оценке такого важнейшего показателя общественного развития, как ценностная ориентация личности и общества.
Переоценить роль воспитания в жизни каждого человека и общества в целом просто невозможно. Его роль можно только недооценивать в должной мере, что мы повсеместно и наблюдаем.

Воспитание самым существенным образом оказывает влияние на взаимосвязь тела и духа, на формирование понятий добра и зла. Без преувеличения можно сказать, что вся судьба человека более всего зависит от воспитания, и гораздо более, чем от чего-либо другого. Даже несчастный или счастливый случай в жизни человека так или иначе связан с этим фактором человеческой жизни и отражается посредством его.
Ниже приводятся определения понятий воспитания, образования и обучения, взятые из словарей. Затем автор даст свое краткое определение понятия воспитания, которое в дальнейшем обосновывается всем содержанием этой работы (статьи).

ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой информации, религиозные институты, общественные организации и др.

ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование.

ОБУЧЕНИЕ, основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.

А теперь определение автора: Воспитание - это процесс как целенаправленного, так и стихийного воздействия на человека материальных и духовных условий его существования, в результате чего формируется в нем система обобщенных взглядов на окружающий мир и его место в нем, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей, оказывает прямое воздействие на генетическое состояние организма человека.

Дело в том, что воспитание на самом деле оказывает прямое воздействие на генетическое состояние живого организма как у человека, так и у животных.
А сейчас и здесь приведем конкретные естественнонаучные аргументы, которые более точно и образно определят сущность и роль воспитания.

Начнем с самых упрощенных представлений генетики.

Каждый ген в виде иллюстрации мы можем представить в образе специализированной комнаты, ящичка, а лучше всего в виде файла.
Файл может быть предназначен для хранения, передачи или переработки данных (операционный файл). Поэтому наиболее образно представить себе ген в виде файла.
Геном – это совокупность генов, регулирующих определенный набор функций (действий) в организме.
Рассмотрим в качестве примера геном речи. Это совокупность генов формирующих развитие у человека речи.
Вспомним огромное количество жизненных примеров, описывающих человека с раннего детства оторванного от общения с себе подобными. О наличии у таких людей речи, а также о методах и способах мышления здесь не о чем и говорить.

Вывод. При наличии геномов их инициализация (подключение к действию) зависит от степени воздействия окружающей среды, т. е. от воспитания и его инструментов – образования и обучения.

Когда и как начинается процесс воспитательного воздействия на генетику (геномы) человека?
Как мы знаем, процесс вызревания сперматозоидов в организме мужчины длится около двух месяцев.
А теперь разберемся с термином вызревания сперматозоидов.

Изначально генетический код сперматозоида содержит около 30-50 тысяч генов, т. е. около 30 -50 тысяч совокупностей генов (образно говоря файлов), регулирующих определенный набор функций (действий) в организме.
Вызревание сперматозоидов – это есть процесс заполнения практически пустых файлов (генов) соответствующей им информацией. Какая информация будет заложена в это время в файлы (гены), зависит от образа жизни мужчины, от его чувств, ощущений и даже мыслей. В рамках используемой здесь терминологии, весь этот процесс автор называет процессом изначального воспитания будущего поколения.

После оплодотворения женской яйцеклетки, судьба плода переходит в сферу воздействия на него женщины. Как мы знаем, этот процесс длится уже 9 месяцев. Эта стадия воздействия на судьбу будущего поколения уже гораздо более изучена и определенна. В рамках используемой здесь терминологии, этот процесс автор называет процессом предродового воспитания будущего поколения.

В период изначального воспитания и предродового воспитания закладываются как физиологические, так и духовные основы будущего человека.

После появления ребенка на свет, начинается этап воспроизводства им его собственной жизни.
На этом этапе в его воспитании уже принимают участие семья, дошкольные воспитательные учреждения (ясли, сад), школа и т. п.
 
ОТМЕТИМ ТЕПЕРЬ НЕКОТОРЫЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭТОГО ПРОЦЕССА.
1. Чем раньше начался процесс воспитания, тем сильнее и эффективнее его воздействие.
2. Чем раньше имеет место воспитательное воздействие, тем меньше времени ему отведено на это природой.
В подтверждение вышесказанного мы можем ориентировочно отметить такие сроки, отведенные на воспитание:
Мужчина – это 1,5 – 2 месяца;
Женщина – это 9 месяцев;
Ясли, детский сад – 2-5 лет;
Школа – 10-12 лет;
Семья, государство и окружающая среда – всю жизнь.

Воспитание животных мы называем дрессировкой. Это значит, что в процессе дрессировки мы вырабатываем у них (животных) нечто похожее на инстинкты, вернее, условные рефлексы. Эти рефлексы в дальнейшем закрепляются генетически в их потомстве. Таким образом, человечество одомашнило многие виды животных.
Одомашнивание животных – это классический пример целенаправленного воспитания. Как мы знаем, домашние животные от этого не стали глупее своих диких собратьев, даже наоборот, мы, зачастую, их очеловечиваем, т. е. приписываем им многие человеческие качества.
А теперь приведем два интересных примера.
Однажды к одному знаменитому педагогу (воспитателю), кажется, это был Бенджамин Спок, пришла молодая супружеская чета за советом: «как и когда им воспитывать своего будущего ребенка?» Педагог спросил их: «а сколько лет вашему ребенку?» Ему ответили, что жена находится на пятом месяце беременности. Он (педагог) воскликнул, что они уже на пять месяцев опоздали.
Так вот, на самом деле они опоздали, по меньшей мере, на шесть или семь месяцев. Дело в том, что созревание (воспитание) сперматозоидов длится в организме мужчины в среднем около двух месяцев. О последствиях недозревания сперматозоидов при зачатии ребенка смотрите в первом разделе «Производство жизни».

Есть и другой интересный для размышления факт. Как-то ученые-биологи решили скрестить африканских зебр и лошадей. Скрещивали самцов зебр с лошадьми и самок зебр с самцами лошадей. В итоге, ни там, ни тут ничего не получилось – потомство отсутствовало. Однако, как это ни странно, после естественного получения потомства от подопытных животных, некоторые жеребята оказались полосатыми, т. е. имели расцветку похожую на зебр. Этот факт, хоть в определенной мере и косвенно, подтверждает наше принципиальное положение о том, что генетическое воспитание (воздействие на потомство со стороны родителей) начинается еще в период созревания семени и в процессе выращивания ребенка в утробе матери. Пожалуй, очевидно здесь одно обстоятельство – чем раньше это воздействие было начато, тем оно эффективнее.

В ИТОГЕ, МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОБОБЩЕНИЕ:

наши знания, наш опыт, полученный в процессе жизни, на генетическом уровне потомству практически не передаются;
но наши убеждения, наши принципы, наши навыки, наши идеалы носят, как правило, рефлекторный характер и могут передаваться по наследству.
Необходимое условие для мужчин – это период созревание семени и соответствующий духовный и физический настрой в это время.
Необходимое условие для женщин – это физический и духовный настрой в период вынашивания плода.

В изложенном выше обобщении несколько неопределенно понимаются слова «духовный и физический настрой» на конкретный период времени.
Так, например, под духовным и физическим настроем мужчины в период созревания семени автор рекомендует понимать следующее:
Мужчина осознанно и искренне хочет иметь ребенка.
Цель создания потомства: а) продление собственной жизни и своей индивидуальности в другом человеке; б) это игрушка для заполнения собственной жизни как у всех; в) средство привязать супругу к себе; г) объект для передачи накопленных материальных ценностей, а также всякие другие цели.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ГЕНЕТИКУ БУДУЩЕГО ПОТОМСТВА В ЭТОТ ПЕРИОД;
а) здоровый физически и духовно-нравственный образ жизни б) собственные духовно-нравственные и физические действия в этот период, осознанно понимающие ответственность их перед ребенком (ощущение, как будто он вас видит, чувствует и будет копировать вас); в) частота и искренность представления воображаемых качеств в будущем ребенке.
Есть, конечно, и другие факторы, но здесь не время и место их перечислять.

          НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ (ВЫВОД) К ВЫШЕИЗЛОЖЕННОМУ.
Автор пришел к выводу, что существует три периода воспитания человека:
1. Период изначального воспитания, когда семя созревает в организме мужчины;
2. Период предродового воспитания, когда ребенок находится в утробе матери;
3. Период воспитания в процессе воспроизводства жизни самим ребенком.

Такая периодика воспитательного процесса на первый взгляд может показаться весьма гипотетической и не очень подтвержденной серьезными аргументами. Особенно это касается периода изначального воспитания.
Однако вся история возникновения человеческого общества может служить подтверждением справедливости изложенной периодики.
Как мы знаем первобытная община, в которой имел место инцест (кровосмешение) не выжила и прекратила свое существование.
Родовое общество избавилось от кровосмешения, но вынуждено было ввести, так называемый, институт семьи. Те родовые сообщества, где институт семьи отсутствовал, также прекратили свое существование (выродились).
Как мы знаем, институт семьи требовал сохранения супружеской верности не только от женщины, но и от мужчины. Именно это требование способствовало, как мы теперь знаем, реализации периода созревания сперматозоидов у мужчины.
Все религиозные мировоззрения и догмы как раз и отражают (эмпирику) человеческий опыт, сохраненный в этом отношении всем человечеством.

А теперь приведем здесь один раздел из моей статьи «О взаимосвязи  права, государства, личности», опубликованной в Казахстанском журнале  «Юрист» в апреле 2007 года.
« Пример влияния воспитания молодого поколения на историческую судьбу Российского государства
В российской историографии принято считать Великими двух монархов – это Пётр І и Екатерина II. Пётр І Великий, если и признаётся западом Великим, то только потому, что в самой России он считается таковым безоговорочно. Екатерина II звание Великой приобрела сначала на западе (Европе), а уже после этого стала величаться Великой в России. В Европе Екатерина II считалась еще при жизни просвещенной императрицей. Советская же историография титула Великой за Екатериной II не признавала.
В современной Российской Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия  достаточно много говорится о заслугах Екатерины II Великой перед отечеством и лишь вскользь упоминается:
«В эти же годы (1764) был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе».
На наш взгляд русская историческая наука в целом не оценила достаточно полно последствия проведенных Екатериной воспитательных преобразований. Приведенный ниже пример должен послужить иллюстрацией того, как носитель высшей власти в государстве, изменив в положительную сторону процесс воспитания молодого поколения, коренным образом изменил судьбу своей страны.
Весь фактический материал нами взят из статьи В. О. Ключевского «Два воспитания» Далее приводим выборочно отрывки из неё.
«Нет ничего удивительного в том, что умная и образованная женщина, вступившая на русский престол в 1762 году, поспешила подумать о воспитании юношества: кому же, прежде всего, и подумать о таком важном предмете, как не женщине умной и образованной?……При специальном обучении должно быть общее воспитание, подготавливающее к гражданскому общежитию; это воспитание должно быть сосредоточено на разработке нравственного чувства; это должно взять в свои руки государство. Такие мысли Екатерина высказала потом в своём Наказе.…С президентом Академии художеств И.И. Бецким, внимательно изучившим учебное дело за границей, Екатерина задумала целую систему «воспитательных училищ», которая должна была сетью покрыть всю Россию. Тому же Бецкому поручено было разработать и исполнить задуманный план. Он изложил общие начала нового воспитания в докладе под заглавием: Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. Эту педагогическую теорию, созданную веком и мало еще где испытанную на деле, краткая надпись «Быть по сему» превратила в простой закон Российской империи от 12 марта 1764 г. Эти общие начала потом переложены были в статьи Устава сухопутного корпуса 1766 г. и подробно развиты в приложенных к нему в виде руководства Рассуждениях о установлении корпуса, и этот ряд учено-педагогических трактатов вместе с уставом объявлен был «недвижимым законом» к точному и непременному исполнению. Казалось, никогда еще власть не подходила так близко к ученой мысли, и впервые ученая мысль становилась властью. …
Усилия и средства, потраченные со времени Петра І на обучение наукам и художествам, принесли мало добрых плодов.… «Беда в том, что изучению наук не сопутствовало «добродетельное воспитание», без которого ждать прочных успехов в науках – суетная надежда, ибо опытом доказано, что «один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина» и не предохраняет от пороков, которые делают научные успехи бесплодными и даже иногда вредными». Итак, «корень всему злу и добру – воспитание». «Путь к цели – создать воспитанием, «так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей», от которых бы пошли в бесконечный ряд дальнейших поколений непрерывною нитью предания правила истиной благовоспитанности». «Имея в виду эту великую цель, следует завести для детей обоего пола не простые школы, а воспитательные училища...»…. Воспитатель соединял в себе двоякое значение – воспитателя (дядьки) и преподавателя наук; но где эти значения разделялись, учительская должность становилась ниже воспитательской…
Опыт Бецкого убедил, что в деле воспитания школа не может оторваться от семьи. …Под родным кровом дитя получает то, чего не может дать школа; школа должна дать то, чего оно (дитя) не находит дома. Дома оно [дитя] привыкает понимать и любить своих, в школе приучается жить с чужими и, применяя к ним привычку понимать и любить, выработанную на родных объектах, учится превращать чужих в своих ближних.»…. «Никогда ни в каком женском воспитательном заведении педагогия не предписывала более осторожного, заботливого и деликатного обращения с сердцем и впечатлением воспитываемого существа, чем какое предписывалось в этом сухопутном шляхетном питомнике русских офицеров-граждан». [В.О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. «Два воспитания» .Т. 5. стр. 417; Т. 9. стр. 5-27. М. 1989.].
О результатах такого воспитания прекрасно выразился замечательный русский писатель С.Т. Аксаков, прошедший к 1807 году полный курс воспитания и обучения в Казанской гимназии и университете:
«Прощай, шумная, молодая, учебная жизнь! Прощайте, первые невозвратные годы юности пылкой, ошибочной, неразумной, но чистой и благородной! Ни свет, ни домашняя жизнь со всеми их дрянностями еще не омрачали вашей ясности! Стены гимназии и университета, товарищи – вот что составляло полный мир для меня. Там разрешались молодые вопросы, там удовлетворялись стремления и чувства! Там был суд, осуждение, оправдание и торжество! Там царствовало полное презрение ко всему низкому и подлому, ко всем своекорыстным расчетам и выгодам, ко всей житейской мудрости, - глубокое уважение ко всему честному и высокому, хотя бы и безрассудному. Память таких годов неразлучно живет с человеком и, неприметно для него, освещает и направляет его шаги в продолжении целой жизни, и куда бы его ни затащили обстоятельства, как бы ни втоптали в грязь и тину, - она выводит его на честную, прямую дорогу. Я, по крайней мере, за всё, что сохранилось во мне доброго, считаю себя обязанным гимназии, университету, общественному учению и тому живому началу, которое вынес я оттуда. Я убежден, что у того, кто не воспитывался [именно, воспитывался, а не обучался. Примеч. автора] в публичном учебном заведении, остается пробел в жизни, что недостает некоторых, не испытанных в юности, ощущений, что жизнь его не полна …».[С.Т. Аксаков. Избранные сочинения. «Воспоминания». М.-Л. 1949. стр. 303.].
Приведённое выше высказывание выражает не единственное в своем роде отношение к воспитанию в публичном учебном заведении. Известно множество  замечательных стихов А. С. Пушкина, посвященных лицею, воспоминаниям о нём и лицейских друзьях.
Трудно переоценить качество и количество выдающихся людей, которых дало России внедренное Екатериной Великой «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Это их трудами возник рассвет русской литературы, музыки, живописи, науки и искусства. Особенно важно отметить то, что главное назначение воспитанников лицея, гимназий, школ и училищ было устройство на государственную службу. Из них формировалось высшее, среднее и низшее звено государственных служащих Российской империи.
С тех пор все, что мы знаем лучшего о русской государственности, науках и искусствах создано людьми, вышедшими из колыбели екатерининских училищ, гимназий и высшей школы.
Советская общеобразовательная и высшая школы, несмотря ни на что, в некоторых своих аспектах заимствовала эти идеи.
В Российском Энциклопедическом справочнике школьника [Энциклопедический справочник школьника. Гуманитарные науки. М. 2002. стр. 707.] в разделе Философия истории приводится основополагающий вывод английского историка и социолога 20 века Тойнби А. Ж. [Тойнби Арнолд Джозеф. «Постижение истории» т. 1-12, 1934-61 г.]: «Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. В настоящее время существует пять основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная».
Наверное, нет более лестной характеристики для любого народа или нации чем быть поставленным в ряд мировых цивилизаций человечества. По нашему мнению громадная заслуга в этом принадлежит воспитательной деятельности российского государства, установленной еще Екатериной II Великой.

НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ-ВЫВОД:
В воспитательные училища при Екатерине II Великой в принудительном порядке принимались дети дворян мужского пола в возрасте 5-6 лет и не более, так как считалось, что в более позднем возрасте ребенок уже испорчен домашним воспитанием. Читатель может себе представить какой можно ожидать результат, если этот процесс начать с ИЗНАЧАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ будущего поколения?!
Уже сегодня в нашем обществе можно, хотя бы выборочно, создавать подобные воспитательные учреждения, в которых будущие отцы и матери займутся воспитанием собственного потомства еще до зачатия ребенка!

                Понятия и термины.
ФАЙЛ, –а, м. (спец.). В ЭВМ: поименованная область данных. Имя файла. Хранение файла. Текстовые файлы (предназначенные для чтения человеком).

ГЕН, –а, м. (спец.). Материальный носитель наследственности, единица наследственного материала, определяющая формирование элементарного признака в живом организме.

ГЕНОМ, совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio — освещение). Поясняющий пример, пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства, составная часть искусства книги..

АНАЛОГИЯ (греч. analogia — соответствие, сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии — знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект.

МОДЕЛИРОВАНИЕ, исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование — одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования — как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).
МОЙ МЕТОД – ЭТО МОДЕЛИРОВАНИЕ.
 АНАЛОГИИ И ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЭТО ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ.

ГЕНЕТИКА (от греч. genesis — происхождение), наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. В зависимости от объекта исследования различают генетику микроорганизмов, растений, животных и человека.

КОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ, свойственная живым организмам единая система «записи» наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов. Для краткости каждый нуклеотид обозначается русской или латинской заглавной буквой, с которой начинается название азотистого основания, входящего в его состав: А (A) — аденин, Г (G) — гуанин, Ц (C) — цитозин, в ДНК Т (T) — тимин, в мРНК У (U) — урацил.

 
Нуклеиновые кислоты представляют собой биополимеры, построенные из молукул-мономеров - нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, углевода и остатка фосфорной кислоты. В образовании молекулы ДНК принимают участие углевод дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты и четыре азотистых основания: аденин (А), гуанин (Г), цитозин (Ц) и тимин (Т).


                Дюков В Л
 
Эта часть статьи опубликована в казахстанской газете «Новости здравоохранения» № 8, 31 августа 2013 года.


                Дополнения

Здесь мне хочется рассмотреть тему: к чему может привести неправильное или неполноценное воспитание ребенка?
О периодах воспитания в процессе воспроизводства жизни и предродового воспитания ребенка в основном все более или менее понятно и известно. Самое загадочное и неизвестное кроится в периоде изначального воспитания. Многое из того, что будет здесь мной сказано, будет носить, в некотором смысле, гипотетический характер, так как привести прямые доказательства пока невозможно. Для этого необходимо было бы провести специальные многолетние исследования.

Физиологические последствия отсутствия изначального воспитания очевидны и проявляются сразу же после рождения ребенка. Здесь мной будут отмечены скрытые психологические дефекты и недостатки этого периода. Самый распространенный из них – это комплекс неполноценности. Ниже мной приводится понятие комплекса в психологии, взятое из энциклопедического словаря, а также сведения об упоминаемых в нем лицах.

КОМПЛЕКС, в психологии — соединение отдельных психических процессов в некое целое. В узком смысле — группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом; одно из основных понятий глубинной психологии. Согласно психоанализу З. Фрейда, комплекс формируется вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в область бессознательного (напр., т. н. Эдипов комплекс как результат вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу). В «индивидуальной психологии» А. Адлера главная роль отводится так называемому комплексу неполноценности — ощущению индивидом своих органических или психических недостатков.

ЭДИП, в греческой мифологии сын царя Фив Лая. Эдип по приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасенный пастухом, он, сам того не подозревая, убил отца и женился на своей матери, став царем Фив. Узнав, что сбылось предсказание оракула, полученное им в юности, Эдип ослепил себя. Миф об Эдипе разрабатывался в мировой литературе (См. Софокл).
ЛАЙ (Лаий), в греческой мифологии царь Фив, отец Эдипа. Лай долгое время не имел детей, и, обратившись к дельфийскому оракулу, получил предсказание, что сын убьет его. Поэтому Лай приказал бросить младенца на горе Киферон. Когда много лет спустя царь отправился в Дельфы, чтобы узнать судьбу брошенного ребенка, случайно встреченный на дороге незнакомец в ссоре убил его. В трагедии «Хрисипп» Еврипид объяснил судьбу Лая проклятием, которое на него наложил Пелопс за совращение сына Пелопса, Хрисиппа.

И так, царь Фив Лай, ведя безнравственный образ жизни (совращение Хрисиппа), не мог долгое время иметь детей, так как занимался регулярным сексом. Оракул (религиозный мудрец), зная это, предсказал ему психически неполноценного сына Эдипа, женившегося в дальнейшем на своей матери Иокасте, который станет причиной его смерти.
Как мы видим, еще у древних греков комплекс неполноценности связывался, так или иначе, с отцовством (Эдипов комплекс).

              Комплекс неполноценности и чувство собственной
                значительности, общность и  различия.

Чувство собственной значительности может выступать как порок или как естественная потребность.
 Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения. АМЬЕЛЬ Анри Фредерик.
Если человек страдает от нереализованного чувства собственной значительности и, удовлетворив его, он успокаивается, значит это естественная потребность его духовно-психологического мировоззрения. Если неудовлетворенность чувства собственной значительности непрерывно растет по мере его удовлетворения, значит это чувство порочно.
Чувство собственной значительности как естественная потребность может сформироваться в любой период процесса воспитания. В этом случае оно связано с приобретенными способностями, навыками, знаниями и т. п.
Чувство собственной значительности как порок связан с комплексом неполноценности и возник, скорее всего, в период изначального воспитания, точнее, его недостатка или дефектов.
Безудержное стремление к власти, деньгам, показное благополучие, возвеличивание собственной персоны, унижение, угнетение людей и другие подобные проявления психики – все это проявление комплекса неполноценности, возникшего из недостатка или дефектов изначального воспитания.
Можно предположить три варианта возникновения комплекса неполноценности, в основе которого лежат недостаток или дефекты изначального воспитания.

1 Полное отсутствие некоторых элементов информации, необходимой для здоровой психической жизни будущего потомства.
2 Заложенная в этот период информация не соответствует здоровой психологической жизни будущего потомства.
3 Заложенные элементы информации имеют недостатки по п. 1 и 2.
Приведу в качестве примера два крайних, взаимно противоположных друг другу, варианта отношения отца к будущему потомству.
 
1 Отец хочет иметь детей, образно представляет их физиологические, психологические и интеллектуально-нравственные качества, хочет и готов заниматься их выращиванием и воспитанием.
2 Отец не хочет иметь детей, боится иметь детей, не хочет и не готов заниматься их выращиванием и воспитанием.
Во время созревания сперматозоидов эта информация откладывается и закрепляется вне зависимости от того сознательно или интуитивно (бессознательно) она присутствует в родителе (отце).
Мало-мальски думающий читатель понимает, наверное, что промежуточных состояний отношения отца к будущему потомству может быть в жизни сколько угодно много. Все они отражают мировоззрение, идеологию, принципы жизни будущего родителя.

       Еще несколько слов о процессе вызревании сперматозоидов
               в период изначального воспитания.
У мужчины в сперме содержится около 100 или 150 млн. сперматозоидов. При этом каждый сперматозоид абсолютно индивидуален. Из этого следует, что среди них находятся и самые разнообразные мутанты. Процентное количество тех или иных сперматозоидов-мутантов носит наследственный характер. В период изначального воспитания (в процессе вызревания) начинают проявляться дефекты сперматозоидов-мутантов, что выражается, в первую очередь, снижением их естественный активности. Слабые (больные) сперматозоиды-мутанты оказываются менее активны (подвижны), чем основная масса здоровых. Следовательно, вероятность достичь цели (яйцеклетки) у сперматозоидов-мутантов становится гораздо меньше, чем у здоровых. Чем короче период изначального воспитания, тем больше вероятность оплодотворения сперматозоидом-мутантом.
Дефекты и недостатки изначального воспитания отрицательно влияют и на здоровые сперматозоиды. Чем, например, короче время изначального воспитания, тем меньше личное влияние мужчины на изначальное физическое и духовное формирование будущего ребенка.

Небольшое примечание. Кроме непосредственного физиологического и духовного воздействия организма мужчины на семя, имеет место (обязано быть) взаимодействие подвижных от природы сперматозоидов друг с другом. И в связи с этим хочется отметить довольно высокую вероятность одного социального фактора этого периода воспитания. Как упоминалось выше, каждый сперматозоид индивидуален, подвижен и контактирует с окружающими его братьями и сестрами. Недостаток времени изначального воспитания неизбежно отрицательно сказывается на количестве контактов и их качестве,  что само по себе может оказывать вполне определенное негативное влияние на судьбу будущего потомства. Очень вероятно при этом такое обстоятельство, как коллективное взаимодействие сперматозоидов в процессе оплодотворения яйцеклетки.

                Самовоспитание

Следует особо выделить еще один вид воспитания в процессе воспроизводства собственной жизни. Это самовоспитание.
Под самовоспитанием я понимаю внутренний процесс в человеке, сложившийся под интегральным (суммарным) влиянием всех трех этапов воспитания. В нем отражаются самые существенные принципы мировоззрения человека. Например такие как, честь, совесть, смелость, достоинство, благородство, великодушие, с одной стороны, и подлость, эгоизм, трусость, безволие и т. п., с другой стороны. Посредством самовоспитания человек (личность, индивидуум) в состоянии преодолеть практически любые духовно- нравственные дефекты всех трех этапов воспитания. Самовоспитание – это отражение и, в то же время, процесс формирования (культивирования) духовно нравственных ценностей личности.
Самовоспитание – это самосовершенствование самого себя. Человек, занимающийся самовоспитанием, то есть самосовершенствованием, прокладывает себе дорогу в бессмертие, точнее в Генетический код Вселенной, а образно говоря, дорогу в Рай.
Суть (смысл) всех наук и искусств в том, чтобы подвигнуть человека (личность) к самосовершенствованию (самовоспитанию) и научить этому.
Смысл жизни каждого конкретного человека состоит в духовно-нравственном самосовершенствовании. Самовоспитание – это самый действенный инструмент в этом направлении.
Каждый человек инстинктивно занимается самовоспитанием.
На что может быть направлен этот самый эффективный инструмент формирования личности человека?  Это самооценка, самоконтроль, самообразование, самокритика, самоуважение (честь, достоинство), самоограничение и т. д., в том числе и самовозвышение, самоуспокоение, самолюбие (эгоизм), самодурство, самонаказание вплоть до самоубийства, и пр.

                Тело и дух

Забота о собственном теле была присуща человеку всех времен. Вместе с тем существуют диаметрально противоположные точки зрения на сущность и значение тела. И все же диалектическое единство тела и духа было отражено уже в известном изречении древних: «В здоровом теле – здоровый дух».
Ниже я привожу цитаты, касающиеся этого вопроса из книги Л. П. Гримак «Резервы человеческой психики» М. 1989. , с. 84.
; Благодаря высокоразвитым функциям мозга человек приобрел свойство восстанавливать свою работоспособность во время физической и умственной активности. Еще И. М. Сеченовым было доказано, что активный организм быстрее восстанавливает свои силы, чем пассивный. Так, он установил, что работоспособность уставшей руки восстанавливается быстрее, если во время отведенного для неё отдыха будет работать другая рука.
Положительное значение регулярных физических тренировок показано во многих исследованиях. Американский физиолог Э. Джокел установил, что старые гимнасты — а они всю жизнь регулярно занимались спортом — по уровню физической и умственной работоспособности оказываются на 10—20 лет моложе своих сверстников, не занимавшихся спортом. Как известно, люди, систематически занимающиеся спортом вплоть до глубокой старости, реже заболевают наиболее распространенными старческими болезнями.
Однако автор вовсе не склонен провозглашать культ тела. Думается, что одним из авторитетов по этому вопросу следует считать древнеримского философа Сенеку, который не только много теоретизировал о взаимоотношениях тела и духа, но и практикой собственной жизни подтверждал сказанное: «Угождайте же телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости, - писал он,— и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным... Слишком многое порабощает раба собственного тела — того, кто слишком за него боится и всё мерит его меркой... Чрезмерная любовь к нему треножит нас страхами, обременяет заботами, обрекает на позор... К тому же груз плоти, вырастая, угнетает дух и лишает ого подвижности... тело, хоть без него и не обойтись, для нас более необходимо, чем важно... Наш царь, — заключал Сенека,— это душа...» и именно она управляет телом. Следовательно, внимание к телу оправдано лишь при том условии, если это способствует укреплению психики. То избыточное внимание к телу, которое ведет к его изнеженности и слабости, размягчает душу, лишает психику должной гибкости и устойчивости.
Таким образом, при всей важности крепкого и здорового тела, способствующего развитию крепости и силы духа, ведущая, главенствующая роль в жизни человека отводится именно духу. Нелишне будет привести и описание жизненного опыта Сенеки, давшего ему право на вышеуказанные выводы.
В молодые годы он был настолько болен, что дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Именно в этот период своей жизни он навлёк на себя гнев императора Калигулы, завидовавшего его уму и красноречию и потому отдавшего приказ его убить. Приближенные Калигулы посоветовали отменить этот приказ, так как Сенека, по их заключению, должен был умереть сам в ближайшее время. Однако Сенека не только не умер, но сумел через несколько лет полностью восстановить свое здоровье. Его работа над своим телом и психикой была настолько успешной, что он в одном из писем делал вывод: «Прожить сколько нужно — всегда в нашей власти». Пример Сенеки, утверждавшего, кстати говоря, что «философом надо быть не на словах, а на деле», показывает, что достигший полноты власти над своим телом человек способен проявлять невообразимую силу духа.
Его смерть трагична. За участие в заговоре против императора Нерона он в возрасте 70 лет был приговорен к смертной казни. Нерон предоставил Сенеке возможность покончить жизнь самоубийством. Вот как это все описало историком Тацитом: «Сохраняя спокойствие духа, Сенека велит принести его завещание, но так как центурион воспрепятствовал этому, обернувшись к друзьям, восклицает, что раз его лишили возможности отблагодарить их подобающим образом, он завещает им то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из его достояния, а именно образ жизни, которого он держался... Вместе в тем он старается удержать их от слез то разговором, то прямым призывом к твердости, спрашивая, где же предписания мудрости, где выработанная в размышлениях стольких лет стойкость в бедствиях?». Затем Сенека открыл себе вены на руках. Однако, увидя, что старческая его кровь вытекает медленно, он перерезал также артерии на ногах. Опасаясь, чтобы вид его не смутил жену, он велел перенести себя в другое помещение. Но смерть все не приходила. Сенека приказал дать себе яду, но и яд не подействовал. Тогда философ приказал посадить себя в горячую ванну. Сделав «возлияние Юпитеру Освободителю», он вскоре испустил дух.
К сожалению, не всегда большой ум сопровождается такой же силой духа. Нередко в подобных случаях развивается тягчайшая дисгармония между телом и духом, отмечающая каждую минуту жизни человека сознанием трагизма. Примером тому может служить жизнь немецкого философа Ф. Ницше. О своем уме он писал как о проявлении высшей человеческой возможности. В одной из его книг имеется глава, которая называется «Отчего я так умен». Тем не менее, его отношение к своему мозгу и своему телу было поистине антиинтеллектуальным. В результате к 35 годам он потерял сон и аппетит. В течение 11 лет он почти ни разу не ложился спать без снотворного. Лишь за один месяц он мог принять 50 граммов хлоралгидрата. В 39 лет он пишет: «Страшные и почти непрерывные страдания заставляют меня с жадностью ожидать конца». В 45 лет он тяжело заболевает психически и в таком состоянии живет еще 11 лет.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977, с. 14, 28, 43, 293.
Тацит Корнелий. Соч. В 2 т. Л., 1969, т. 1. Анналы. Малые произведения, с. 307. ;

От себя добавим, что сущность человека, его главное назначение, состоит в его способности мыслить, т. е. перерабатывать, хранить и передавать информацию. Отсюда, само собой вытекает и главенство духа (мысли) над телом.
В нашей общественной (социальной) жизни аналогом тела служат материальные ценности, а ЭКОНОМИКА определяет (характеризует) методы, способы и средства производства и воспроизводства материальных ценностей. Аналогом духа служат духовные ценности – это науки, искусства, и главное, нравственные нормы, а ВОСПИТАНИЕ определяет ЦЕЛИ методов, способов и средств производства и воспроизводства материальных и духовных ценностей.
Образование и обучение – это всего лишь инструменты воспитания.
Перенося всё вышесказанное относительно взаимосвязи тела и духа в сферу социальных (политических) отношений можно сказать, перефразируя Сенеку:
... «Слишком многое порабощает рабов материальных ценностей — того, кто слишком из-за них боится и всё мерит их меркой... Чрезмерная любовь к ним треножит нас страхами, обременяет заботами, обрекает на позор... К тому же груз материальных ценностей (денег), вырастая, угнетает духовные ценности и лишает их подвижности... материальные ценности, хоть без них и не обойтись, для нас более необходимы, чем важны... Наш царь, — заключаем мы вместе с Сенекой,— это духовные ценности...» и именно они должны управлять обществом».
Ценностная ориентация современного общества на экономику, т. е. на производство и воспроизводство материальных ценностей – это тупиковый путь жизни, ведущий к деградации и вырождению.

                Виталий Дюков


Рецензии
Жизнь будущего поколения, конечно, существенным образом зависит от психофизиологического здоровья их родителей. К сожалению, мы на это мало обращаем внимания, а о некоторых ключевых моментах этого процесса имеем лишь смутное представление.

Если очень кратко, то наша жизнь тоже полностью зависит от инстинктов. Если у диких популяций жизнь протекает под управлением только, в основном, Врожденных инстинктов, обусловленных генотипом вида, то жизнь человека протекает под управлением двух видов инстинктов – кроме Врожденных инстинктов, на системы жизнеобеспечения человека воздействуют еще и Приобретенные инстинкты – Привычки.

Более детально мои представления изложены на моей страничке в «Науке о Человеке».

Владимир Плетнёв   16.10.2015 17:25     Заявить о нарушении