Как всё было. Три сказки

Быки и Свинья
творческий перевод сказки из «Jataka Tales»

Давным-давно жили два брата быка. Старшего звали Большой Красный Бык, а младшего — Маленький Красный Бык. Братья трудились на ферме, где выполняли самую тяжелую работу.
У фермера была дочь, которую собирались выдать замуж, и фермер приказал откормить свинью к свадьбе. Маленький Красный Бык увидел, как сытно кормили свинью и позавидовал, поскольку его самого и брата кормили лишь травой и соломой. Бык поспешил к брату и спросил:
«Ты видел, как сытно кормят свинью? А мы сидим на диете. Свинья не работает, а мы вкалываем с утра до  ночи. Разве это справедливо?»
Большой Красный Бык ответил брату: «Не завидуй свинье. Она жрёт еду Смерти. Её откормят, заколют и съедят в день свадьбы. А мы будем есть траву и солому и, надеюсь, проживём долгую жизнь....»
Так что же лучше: жрать, как свинья и угодить на свадебный пир или сидеть на травяной диете, как быки, и вкалывать с утра до ночи?.....

Почему женщины стали длинные волосы носить
творческий перевод сказки из “Yoruba Legends”

В очень давние времена в Японии длинные волосы были только у мужчин, а женщинам не полагалось иметь длинные волосы. Но однажды, женщины поняли, что длинные волосы — это так красиво, и стали их отращивать.... Вот как это случилось...

Две женщины очень сильно повздорили, и одна из них решила проучить соседку.  Однажды ночью мстительная женщина тайно выкопала яму-ловушку на тропинке, по которой её соседка ходила за водой по утрам. Утром соседка отправилась за водой и провалилась в яму и выбраться из неё никак не могла. Тогда она стала кричать и призывать о помощи. Крики услышал её сосед и прибежал на помощь. Он опустил руку в яму, но смог достать только до головы женщины, поэтому он схватил её за волосы и вытянул из ямы. Когда женщина была спасена, она неожиданно обнаружила, что её волосы стали такими же длинными, как у мужчин. Женщине стало очень стыдно и она поспешила домой.
Дома, она села перед зеркалом и уж хотела отрезать лишние волосы, то замешкалась.... Она взяла гребень и стала их расчесывать. Ей понравилось это занятие. Потом она уложила волосы в замысловатую причёску, заколов их палочками для риса. Она долго разглядывала себя в зеркале и поняла, что она стала красавицей и возгордилась...
Когда эта женщина появилась на людях, все мужчины стали смотреть на неё влюбленным взглядом, а женщины, чуть не померли от зависти. Но женщины, они в любой стране — женщины! Очень скоро, женщины этой деревни нашли выход из положения. Они стали добровольно прыгать в ту саму яму  и ждать, когда какой-нибудь мужчина вытащит их за волосы.
С тех пор, японские женщины стали отращивать волосы. А чем они хуже мужчин, спрашивается?.....

Тигр в ловушке
творческий перевод сказки из “Indian Fairy Tales”

Однажды тигр попал в ловушку, - в клетку с мертвым кроликом, куда тигр имел глупость залезть. Дверка клетки захлопнулась и тигр попался! Как ни старался тигр вырваться на волю, ничего у него не получилось. Обессиленный, он улегся на пол клетки и заскулил.
Мимо клетки проходил бедный брахман, и тигр взмолился?
«Добрый человек, выпусти меня отсюда!»
Брахман остановился и ответил: «Ну нет уж! Я знаю вас тигров. Я выпущу тебя, а ты меня тут же съешь!»
«Ну что ты! Никогда! Уверяю тебя, что не съем! Напротив, я буду служить тебе! Клянусь всеми моими полосками на теле!» - заверял брахмана тигр.
Долго пришлось тигру просить брахмана и клясться, что он не тронет его, и доброе сердце брахмана не выдержало стенаний и слёз тигра. Открыл брахман дверь клетки и тигр выскочил из неё. И как только выскочил, то сразу схватил брахмана и грозно зарычал:
«Ну ты и глупец! Выпустил на свободу своего убийцу! Ты даже не представляешь, как я проголодался! С каким же удовольствием я сожру тебя!»
Тщетно брахман умолял тигра пощадить его. Тигр был непреклонен. И чему тут удивляться — разве у тигра может быть доброе сердце? Но брахману удалось всё же отсрочить свою смерть. Он добился от тигра разрешения трижды спросить какого-нибудь о справедливости поступка тигра, и тигр снисходительно согласился....
Сначала брахман обратился к дереву — папайя, и вот что ответило ему дерево:
«Я укрываю усталых путников в своей тени, а вместо благодарности они обрывают мои плоды. Разве это справедливо? Так что не хныч! Будь мужчиной!»
Тогда брахман обратился к быку, который тащил тяжелый воз, и услышал такой ответ:
«Ты либо очень наивен, либо полный глупец, если ищешь справедливость!» Я с утра до ночи занимаюсь тяжким трудом, и получаю за это скудную еду. Ну и где справедливость?»
Огорченный брахман обратился к дороге, а она ему в ответ:
«Дорогой мой! Ну что ты жалуешься! Ты посмотри на меня... Меня изо дня в день топчут все кому не лень... Я уже еле дышу... А ты говоришь о какой-то справедливости!»
тут брахман обернулся и увидел шакала, который воскликнул:
«Уважаемы брахман! Что случилось! На вас лица нет! Вы выглядите словно рыба, которую вытащили из воды!»
Брахман сказал шакалу, что произошло и спросил: «Разве это справедливо?»
Шакал наморщил лоб и ответил:
«Весьма сложный и запутанный случай. Сразу и не разберешься... Повторите-ка эту историю ещё разок!»
Брахман подробно рассказал шакалу о том, как он увидел тигра в клетке и освободил его. Но шакал всё еще морщил лоб и сказал:
«Очень, очень запутанный случай. Необходимо провести следственный эксперимент, для того чтобы принять правильное решение...»
Шакал подошел к клетке и пробормотал:
«Как я понимаю, дело было так: вы, брахман, сидели в клетке, а мимо шел тигр и выпустил вас из клетки....»
«Идиот! - прорычал тигр. - Это я сидел в клетке, а брахман проходил мимо!»
«Ах вот как7! Понимаю... понимаю... Тигр и брахман сидели рядом, а мимо проходила клетку, и они влезли в клетку... но разве они вдвоём могли уместиться в этой клетке? Ничего не понимаю....» - причитал шакал.
«Ну ты и дурак! Ничего не понимаешь! - воскликнул тигр. - Сейчас я тебе всё растолкую!»
«Хорошо, хорошо! Буду признателен!» - ответил шакал.
«Посмотри на меня . Я — тигр!»
«Конечно! Так и есть! Вы — тигр!» - согласился шакал.
«А это брахман!» - сказал тигра, указывая на брахмана.
«Ну да. Это брахман» - согласился шакал.
«А это — клетка!» - сказал тигр, указывая на клетку.
«Точно. Это — клетка!» - согласился шакал.
«И я был в этой клетке! - сказал тигр, -Понятно?»
«Э.... не совсем...» - ответил шакал.
«Что тебе не понятно?» - рыкнул тигр.
«Мне не понятно, как вы попали в эту клетку?» - сказал шакал.
«Как, как! Зашел обычным путём!» - ответил тигр.
«Я не понимаю, что значит «обычным путём»? - спросил шакал.
Тогда тигр вошел в клетку и сказал:
«Вот что значит «обычным путём! - Теперь понял?»
«Теперь понял!» - откликнулся шакал и молниеносно закрыл дверь клетки.
Тигр от удивления открыл пасть, а шакал сказал: «Ну вот мы и восстановили статус кво. К сожалению, у меня нет больше времени разбираться в этой истории, поскольку меня ждут неотложные дела. Прощайте, господа!»

Конец


Рецензии