Умница

Как-то летом 1970 года мы жили все на даче . Родители занимались огородом, мы с мужем помогали им, дочка играла возле нас, ей тогда было 2,5 года. К нам пришёл сосед и принёс большую рыбину в подарок. Мы его стали спрашивать, откуда она у него, а он сказал, что выловил в Истринском водохранилище. Водохранилище от нашей дачи было километрах в 10, но сосед утверждал, что если идти лесными тропами, то можно сократить расстояние на 3-4 км. Муж загорелся пойти порыбачить. Даже  предложил устроить турпоход, прихватив кроме удочек ещё и палатку и спальные мешки, чтобы порыбачить не один день , а пожить там у воды недельку. Погода стояла прекрасная , июль –месяц, там же можно и купаться, а мы все очень любили поплавать. Сказано, сделано. Снаряжение у нас на даче лежало ещё с тех пор, когда не существовало на участке дома, и мы жили в палатке, а спали в спальных мешках,  удочки  же и прочие «причиндалы» для рыбалки давно валялись без надобности на чердаке. Муж сто лет назад привёз их, но в нашей речке  можно было выловить лишь лягушонка. Так они и остались валяться на даче. Мы с мужем хотели идти на рыбалку вдвоём, но дочка требовала, чтобы её тоже взяли «ёвить йибку». Словом, не долго думая,  взяли и её. А чтобы ей не было там скучно прихватили какие-то игрушки и одну единственную обожаемую ею книгу с картинками «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Любила наша дочь эту книгу за дивные картинки, которые она могла разглядывать подолгу. Набили рюкзак едой и тёплыми вещами для дочки, чтобы она не простудилась ночью и пошли. Поход наш действительно растянулся километров на 10, а так как Любочка ещё и уставала часто, из-за чего мы останавливались отдыхать, пришли мы на водохранилище под вечер. Вышли мы с такой стороны к нему, что людей вокруг не было, зато стеной стоял лес и уже вышедший на «работу» месяц отражался в воде. Словом, красота, тишина, чудо, да и только! Муж быстро поставил палатку, натаскал лапника под неё и положил на него спальные мешки, мы все вместе притащили хворост и разожгли костёр. Недалеко валялось бревно, которое стало для нас лавочкой. На нём мы и поужинали. У дочки слипались глаза, поэтому я сразу же уложила её, застегнув мешок и накрыв её сеткой от комаров. Мы же остались у костра  любоваться вечерней красотой . Мужу не терпелось начать удить, а я пошла к тому месту, где виднелся песок, чтобы искупаться в нагретой за день воде. Купанье было замечательным, и я порадовалась, что мы находимся в такой дивном месте во всех отношениях. Совсем стемнело, трещали кузнечики, иногда всплёскивала рыба, любовался собой в воде месяц. Иногда какая-то птица пищала, но в основном так было тихо, что казалась , что тишина звенит в ушах. Я залезла в палатку, забралась в мешок, ровное сопение Любочки убаюкивало.

Утром наш папа показал улов.  Не сказать бы , что там было много рыбы , но на уху хватило. Дочь радостно бегала около озера, гоняясь, то за стрекозами, то за мотыльками. Громко хохотала, когда мы утром с ней плескались, умываясь, а, позавтракав, притащила мне свою книгу: «Почитай!»  «Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился, и царица у окна села ждать его одна.» Любочка потребовала, чтобы я посмотрела какой красивый царь и какая красивая царица. Иллюстрации действительно были великолепные. Жаль, я не помню, какой художник их рисовал. Мы с ней рассмотрели и лица и одежды царя с царицей. Потом только я продолжила чтение. Останавливала меня дочь постоянно, и мы с ней внимательно рассматривали все картинки, и только потом можно было читать дальше. Так мы прочитали всю сказку, и мой ребёнок предложил сходить в лес за ягодами или грибами. Папа наш ещё спал после ночной ловли, и мы пошли одни. Я специально ходила по краешку леса, чтобы мы с ней не заблудились. Набрели на полянку земляники, потом нашли немного черники, когда все ягоды были съедены, мы увидели красивый подосиновик. Любочка его сорвала очень осторожно и несла его до самой нашей палатки то и дело , нюхая, словно это цветок.

Ежедневно есть уху мы не хотели, и поэтому муж придумал насаживать свою рыбу на прутики, развешивая её на солнышке.

Каждый день, живя в этом раю, мы плавали в чудесном водохранилище, обязательно после завтрака дочь притаскивала мне своего Пушкина, и пока я ей не прочитаю всё от начала до конца и по 1001 разу не полюбуюсь на картинки, она от меня не отставала. Потом до обеда мы гуляли по лесу, ели ягоды, иногда находили грибы, а один раз вышли к полю, где паслось стадо коров. Дочка прежде коров никогда не видела. Сначала она с опаской на них смотрела, а потом попросила: «Пойдём к ним, я хочу помотеть у коёвы лицо». Мы подошли ближе, и она, посмотрев «лицо коровы» сказала: «Она касивая».

 На этом дивном берегу водохранилища мы пробыли не неделю, а две, а потом, вернувшись на дачу, всех угощали вяленой рыбой.

 У мужа отпуск кончился раньше, и он уехал в Москву. В середине августа надо было выходить на работу и мне. Мне надо было в школе готовить свой кабинет к 1 сентября, ходить на разные августовские совещания и собирать документы для дочки, чтобы определить её в детский сад. Любочка ходила на работу со мной.

Во время педсовета она сидела рядом со мной и рисовала, как я думаю царя, царицу и королевича Елисея из своей любимой книжки. Когда кончился педсовет, к ней подошла наша директор школы и похвалила её за то, что она так тихо, как мышка просидела целый час и попросила показать рисунки . Дочь ,конечно, показала.

Директор спросила, а знает ли она стихи наизусть и может ли их ей прочитать. И тут моя доченька поразила всех. Она начала читать наизусть свою любимую сказку Пушкина, и хоть не выговаривала ещё половину слов, прочитала её всю на память от начала до конца.

Учителей в классе было много, все были потрясены, что такая кроха помнит всю сказку. «Ну, ты и умница, тебя уже можно принимать в школу», - сказала директор. Любочка улыбалась в ответ. С тех пор меня в школе все учителя  всегда спрашивали: «Ну, как Ваша умница поживает, чем ещё удивила?» А у доченьки моей и правда, была замечательная память, поэтому она все 10 лет училась без троек в обычной школе и в музыкальной одновременно, а первые годы и вообще была отличницей.

 


Рецензии