Эссе Древнейшая Русь Подонья

         Дискуссионный Клуб

 Офицер запаса ВДВ – «историк, краевед» - Фролов Василий

 "РУССКИЙ ФЛОТ в ВОЛНАХ ВРЕМЁН и ГИПОТЕЗ!? Выдержки печатались в журнале "Подъём")

Не выдуманная история Русского флота на Русском (Чёрном!?) море!

   Возможно для многих сейчас слова «российский флот» ласкают слух, но для меня «Русский военно-морской флот» имеет больший смысл и большую древность.
   Как организованная структура он существует свыше трёхсот лет, т.к. эту дату отмечали в 1996 году. Но, строго говоря, история флота началась гораздо раньше, ещё с походов русов или росов на Царьград в IX-Х веках и взятия новгородцами в 1187 году шведской крепости Сигтуны - города, находившегося на берегу озера Меллар, где позже был основан Стокгольм.
   Сегодня, возможно проследить вехи на пути возмужания как флота, так и самой Руси/ России. Известный факт, что в XVI веке корсарский флот московитов изрядно попортил крови неприятелю на Балтике в ходе Ливонской войны. И отношение некоторых англичан к данным фактам покажем ниже.
         Ретроспектива 300-т летней давности.
   Известно, что первый русский военный корабль европейского типа - фрегат "Орёл", вооружённый 22 тяжёлыми пищалями, был построен в Коломне при царе Алексее Михайловиче в 1667-1669 гг. (Есть ещё не подтверждённые сведения о строительстве флота на Двине при Иване Грозном!) И на "Орле" впервые был поднят российский триколор. Для изготовления "флага большого" и множества вымпелов выписываются ткани "белого, лазоревого и алого" цветов. Для него же был подготовлен первый русский морской устав: "письмо корабельного строя". Правдивости ради, служил фрегат недолго, т.к. уже в 1670 году он был захвачен в Астрахани казаками Степана Разина и сожжён. Но считается, что официальная история русского военно-морского флота начинается с Пётр I, вздыбившего Россию и провозгласившего 20 октября 1696 на заседании Боярской Думы: "Морским судам быть".
   Так первым «боевым крещением» новорождённого флота, некоторые исследователи, условно, считают захват 7 мая 1703 года (этот день стал днём рождения Балтийского флота) русскими шлюпками шведских кораблей "Гедан" и "Астрильд" на Неве. Но, эта дата рождения Балтийского флота.

   Другие исследователи считают первым линейным кораблём – «Гота Предестинацию», срубленную саморучно молодым царём Петром I на воронежских верфях в конце 17-го века. И хотя к постройке кораблей он привлёк пёструю массу людей, с обилием иноземных мастеров, как сейчас сказали бы — гастарбайтеров. Но основную часть составляли крепостные.
  Их насильственно свозили из разных мест. Некоторых, на примере Пристанского городка на Хопре, уничтожила карательная экспедиция. Оставшихся в живых казаков отправили на галеры, а семьи продали в крепостничество.
  Подневольные люди едва ли были этому рады, а потому и поражают масштабы побегов. В одной из челобитных за 1697 год, например, указано, что из тысячи привлечённых человек исчезла половина. А летом 1704 года из одиннадцати городов, приписанных к Воронежскому адмиралтейству, на Дон бежали более трёх тысяч человек. Беглецам угрожали ссылкой на галеры, но дезертирство не прекращалось. В конце концов, Пётр I послал уже вниз по Дону карательный отряд с требованием выдать беглых, что было оскорбительно для казаков. Ведь с Дона выдачи не было. Всё это послужило одним из главных поводов к масштабному восстанию атамана Булавина. Волнения захлестнули «восточные территории» и могли угрожать Воронежу. Однако, затем боевые действия переместились на юг, к Азову.
   Да и гражданскому населению Воронежского края приходилось тяжело. И дело не только во введённых налогах.
   Строевой лес у речных излучин был быстро пущен на строительство как галер, так и линейных кораблей. Вследствие этого пришлось даже ограничивать порубку, а также устроить опись и «розыск» лесов. И по устоявшейся отечественной традиции, рьяные служаки, поголовно запрещали всяческое использование леса. Дошло до запрета на использование древесины для истопления (топки) изб. Нарушители жестоко преследовались — вплоть до ссылки в Азов или даже до смертной казни. А у противившихся помещиков отбирали имения.
   Работный люд, между тем, жестоко страдал от болезней. Свезённые из разных земель плотники и лесорубы, едва приехав, умирали один за другим, так что адмирал-губернатору Ф. Апраксину, руководившему строительством флота в Воронеже, пришлось быстро просить «подкрепления» у царя-императора.
Дошло до того, что в 1703 году Пётр заботливо разрешил ему - «на времена жаркие развести людей в разные места». Столь же заботливо он наказал к будущему лету построить 25-ть кораб -ов/-лей, что означало фактическую отмену предыдущего распоряжения.
  В конце концов, сделаны многие Воронежские кораб-ы/-ли и галеры были плохо, нередко из «худого леса», хотя «Гота Предестинация» являла собой приятное исключение, удостоившись похвал, таких истых корабелов, как «мастеров аглицких и голландских». Как сказано в донесении, - …«кораб изряден пропорциею»... О его качестве свидетельствует и то, что во время Прутского похода (Правды ради, - провальной войны в Азовских пределах, похоронившей судостроение в Воронеже) «Гота Предестинация» была одним из трёх кораб-ов/-лей, которые Пётр I хотел сохранить во что бы то ни стало.
  Остальные же «первые блины» переделывались, но это приносило мало пользы. Сам Пётр в 1707 году признавал, что большинство кораб-ов/-лей лучше поставить «для лица, на землю», то есть для вида, т.к. для войны уже мол не годились. А которые годились, после смерти Петра I продавались.
(Кстати «Гота...» был продан черноморским противникам России — туркам... Самим Меньшиковым…)
   После неутешительных баталий на «горячих» южных морях, императору пришлись по нраву степенные и рассудительные северные моря. Там и корабельных лесов по больше, да и «народец» привычный к морским промыслам. На Белом море у Архангельска был заложен другой флот, северный.
  А после выхода в устье Невы и третий флот был заложен — Балтийский.
    На виду у всего мира создавались флота стремительно.

  Как было сказано выше, к 1704 году на Воронежских верфях было построено несколько линейных кораблей и несколько десятков поменьше.
  А уже к 1712 году вошёл в строй и первый линейный корабль на Балтике - "Полтава", нёсший 54 пушки. Очень скоро и этот флот заявил о себе в полный голос: 27 июля 1714 года у мыса Гангут русские галеры, умело разделив превосходящие силы противника, атаковали шведскую эскадру и в яростном абордажном бою захватили 10 вражеских кораблей во главе с фрегатом "Элефант".
   Гангут считается первой крупной морской победой российского флота на европейском театре боевых действий: после этой битвы в Европе поняли, что на востоке появилась новая грозная морская сила, и в Балтику вошли английские военные корабли. Но до столкновения дело не дошло - появившаяся в 1720 году у Ревеля эскадра адмирала Норриса убедилась в готовности русского флота и гарнизона дать отпор и отступила. А Россия после Северной войны по праву стала мировой морской державой.
   И всё-таки, получив выход к Балтике, царь Пётр вновь обратил своё внимание на Чёрное море, которым владел турецкий флот. Здесь в ходе многочисленных русско-турецких войн флот российский увенчал себя новыми славными победами.
 Так в "окрестностях" Русского моря (т.е. именно так именовалось Чёрное на карте 1904 года...- см. карту на рис.№1)
26 июня 1770 года состоялась Чесменское сражение, ставшее золотой страницей истории военного флота российского. Сначала в бою в Хиосском проливе русская эскадра под командованием адмирала Спиридова вынудила турок укрыться в тесной бухте древнего Эфеса (Чесмы), где через два дня сгрудившиеся турецкие суда подверглись артиллерийскому обстрелу брандскугелями (зажигательными ядрами) и атаке брандеров.
   Результат был потрясающим: турецкий флот в составе 68 кораблей (из них 15 линейных) сгорел, линейный корабль "Родос" и 5 галер стали трофеями победителей. И примечательно соотношение потерь: при Чесме русские потеряли убитыми всего 11 человек, тогда как потери турок достигали 11000. Немного найдётся в истории войн подобных побед!
  Русско-турецкая война 1787-1792 гг. стала звёздным часом адмирала Ушакова. Под его командованием русский флот, базировавшийся на Севастополь, нещадно трепал турок при Гаджибее, Калиакрии, Фидониси, Тендре, Керчи и в итоге вымел их с Чёрного моря. А позднее, уже в ходе наполеоновских войн, Ф.Ф. Ушаков прославился уникальной операцией. В 1799 году он взял флотом укреплённый остров Корфу (Ионические острова), подавив огнём французские береговые батареи и высадив десант.
             (Считается, что это был первый десант.
              Но! А за что считать, прикажете нам, «атаку под ПАРУСАМИ»
              на   Царьград ещё в 860 году?
              Да есть ещё «смутные» упоминания про атаку того же Царьграда
              на «воздушных шарах», которую возможно принять за первый
                «воздушный десант»!
              А сейчас же принято считать, что первый воздушный десант в мире
              произошёл в 30-м году, 2-го августа под Воронежем!..)

    Следует отметить, что подобные операции очень сложны и редко приводят к успеху. Например, во время Первой мировой войны англо-французы долбили Дарданеллы безрезультатно, потеряв при этом около десятка одних только линкоров.
    Последней победой русского парусного флота и "лебединой песней" парусного флота вообще,  стал Синоп. В начале Крымской войны, 18 ноября 1853 г., русская эскадра адмирала П.С. Нахимова атаковала турецкий флот в Синопе (побережье Турции) и в течение нескольких часов полностью его уничтожила. Неприятель потерял 11 кораблей и около 3.000 человек убитыми и ранеными, потери русских составили всего 37 человек. Злопыхатели от истории пытались принизить значение победы, одержанной Павлом Степановичем Нахимовым, ссылаясь на то, что русская эскадра имела двойное огневое превосходство над турецкой. Но при этом они как-то умалчивали, что умение создать превосходство на решающем участке и добиться победы малой кровью есть неотъемлемое качество искусного военачальника, которое в полной мере и проявил П.С. Нахимов.
    Гангут, Чесма и Синоп считаются самыми выдающимися победами русского флота - есть даже версия, что три белые полоски-окантовки на синем матросском воротнике (гюйсе) символизируют именно их.
    После поражения в Крымской войне флот пришлось создавать заново, на этот раз уже паровой и броненосный. И эта задача была выполнена: к концу XIX века русский флот по силе занимал третье место в мире.
Злополучная русско-японская война подорвала морское могущество России, однако вскоре флот возродился, пополнившись дредноутами, лучшими на то временя в мире эсминцами типа "Новик" и подводными лодками типа "Барс".       
              (Кстати, первая подводная лодка была изобретена и изготовлена
                из "кожи и меди" на 55 лет раньше, чем в Европе (англича-
                нином Бушеллом?), т.е. летом 1721 года.
                Сейчас она находится в музее под С-Петербургом…)

    Возрождение военно-морского флота практически с нуля - задача очень трудная. Но в России есть всё, что нужно для её выполнения: ресурсы, опыт, наработки, и главное - люди. И значит, снова актуальна фраза: "Флоту - быть!".




      Продолжение следует по ссылке - http://www.proza.ru/2015/10/16/970   


Рецензии