Берлинское лето

     Что интересует посмотреть  нашего человека, попавшего первый раз в Берлин? Конечно же Рейхстаг. На второй же день пребывания в Германии мы отправились туда на экскурсию. Было воскресенье. Не могу говорить за других, но, чем ближе подходили к Рейхстагу, тем больше стучало от волнения сердце. Это громадное, серо-хмурое с колоннами здание и поныне на генетическом уровне заставляет людей испытывать дискомфортное состояние. Надписей на его колоннах, которые оставили советские солдаты, штурмом бравшие Рейхстаг, уже давно нет. Они сохранились только на крыше, на четырёх надстройках по периметру здания. На каждой из надстроек установлен огромный государственный стяг Германии. На фронтоне над входом написано: «Dem Dєucschєn Volkє» (От немецкого народа). Немецкий народ в своё время подарил парламенту это монументальное здание. Дескать, работайте политики на благо мира. Мы прошли вокруг всего комплекса. Очень много мелких осколочных и пулевых повреждений, старательно заделанных реставраторами. Такой цвет стен просто трудно подобрать, а заплаты намного светлее. В Рейхстаг постоянно длинная очередь, люди подходят и подходят. Больше иностранцы. Заплатив за вход двадцать евро, поднимаемся на огромном лифте на крышу, под купол. Оттуда открывается грандиозная панорама Берлина. Но, и это ещё не высота. По спиральной дорожке идём под  гигантским прозрачным куполом дальше - на самый верх. В средине него размещены стенды с фотографиями по истории Федеративной Республики Германии, начиная с 1945 года, где по большей части, фигурируют американские генералы и солдаты. О наших, можно узнать не здесь, а чуть поодаль от Рейхстага – в Восточной зоне. Там военный мемориальный комплекс. Там стоит советский танк и рядом гаубица. На монументальных гранитных стелах отчеканены золотом нескончаемые списки советских солдат, кто пал в боях за Берлин. Сейчас там мало кого встретишь. Приходят одинокие старые люди со скромными цветами в руках. Подолгу читают эти списки, наверное, ищут знакомые имена.
     На крыше Рейхстага можно выйти из-под купола и посмотреть на столицу Германии. Оттуда очень хорошо видна телевизионная башня на Александер-пляц, новое многоэтажное здание медицинской клиники «Шарите». Когда нам об этом сказали, все оживились. Ведь там же когда-то был наш Штирлиц! Ведь там же рожала советская разведчица-радистка Кэт! Штирлиц  тогда увёз Кэт с двумя  младенцами прямо из под носа гестапо! Однако, наши немецкие друзья не разделили с нами нахлынувшей радости и гордости за советскую разведку. Они вежливо повторяли, что ничего такого в клинике «Шарите» во время войны не происходило и не могло произойти никак. Да и мы это знали, что Штирлиц – персонаж собирательный, вымышленный. А, всё же она существует таки в природе, эта клиника «Шарите», и улица Курфюрстен-Дамм, и метро, откуда Кэт звонила Штирлицу, и музей природоведения, где штандартен-фюрер СС Штирлиц встречался со своими агентами. Хочется, чтобы всё было именно так, как в кино.
     Проходили мы и через Бранденбургские ворота, что разделяли раньше Восточный и Западный Берлин, а ныне разделяют только самую красивую в столице улицу Унтерденлинден и Рейхстаг. Ворота тогда капитально  ремонтировали. Они были заставлены огромным, в натуральную величину, разрисованным панно. Бранденбургские ворота – это достопримечательность №2 в Берлине.
     На первый раз впечатлений было более, чем достаточно. В последующие дни стажировки я несколько раз приходил к Рейхстагу один. На широченной  улице, которая начинается сразу за Воротами и проходит через большой лесопарк, по праздникам и выходным устраивались различные шоу, аттракционы, выступали эстрадные певцы, соревновались спортсмены, рассыпался в небе фейерверк. Народ со всего мира прогуливался. Чего только здесь не встретишь. И кого. Мы приходили сюда малой группой: Галина Свириденко, Виктория Попова и автор этих строк. Иногда возвращались поздней ночью. Был там такой страшненький аттракцион – человек прыгает с высоты башенного крана головой вниз, где голый асфальт. Он привязан за ноги эластичным канатом. Человек не долетает до земли нескольких сантиметров и затем взмывает вверх под общий облегченный вздох публики. Были и групповые  прыжки с той же высоты: в герметически закрытой шаровой кабине находятся двое молодых - он и она. Их леденящие душу крики во время полёта к земле транслируются по громкой связи на всю улицу. Не долетая немного до земли, капсула взмывает вверх. И так качается на резиновых тросах много раз. Публику это заводит. Она просто ревёт от восторга. В капсуле-то совсем темно! Затем «отважныя граждане» выходят из кабины и профи  снимают их на видео, берут интервью. Кассету с видео продают героям по 90 евро за штуку, не считая стоимости кошмарного полёта.
     Нам очень понравилось ездить в воскресные дни на двухэтажных автобусах  №100 и №200. Они ходят довольно часто, чтобы все желающие  могли прокатиться, не толкаясь в проходах. На первом этаже обычно едут берлинцы по каким-то своим делам, а второй полностью занимают экскурсанты. Оттуда прекрасный обзор. Езди хоть целый день, любуйся столицей Европы. Но, дело в том, что №100 курсирует по Западному Берлину, а №200 по Восточному. Разница между секторами ошеломляющая. Как-то прибыли мы с Викторией Поповой на конечную остановку в бывшую Восточную зону. Вышли из автобуса, поскольку он отправлялся обратно только через двадцать минут, осмотрелись. Вокруг всё застроено нашими хрущевками-пятиэтажками, да ещё и балконы ограждены чем попало, как в пригородах Харькова. Унылая картина. Не верилось, что в таких домах могут проживать немцы. Это на них не похоже. Центр тоже не блистал разнообразием архитектуры.
     Западная часть начиналась сразу за Бранденбургскими воротами самой красивой улицей столицы Унтерденлинден. На ней преобладали строения в стиле пятидесятых-шестидесятых годов, но красивые, яркие и разнообразные на вид. Много зелени. Прекрасно выглядит здание посольства СССР, а ныне России. Вокруг него много постовых полицейских в зелёных фуражках. Постоянно переговариваются по рации, поглядывая по сторонам. Стою, осматриваю строение и думаю, сколько же всяких невероятных событий  происходило здесь раньше и происходит сейчас. Противоборство разведок никогда не прекращается.
     Как-то дождливым, но по-летнему тёплым  воскресным утром мы пошли прогуляться в центр по Унтерденлинден. На улице почти никого не было. Обратили внимание на каменные изваяния медведей в натуральную величину. Они были повсюду - перед входом в магазины, рестораны, на крышах домов. И, что интересно, некоторые стояли на голове. Медведь это символ Берлина (Bёrlin-медведь), он изображен на гербе города. Чтобы понять, что чувствует медведь на голодный желудок, стоя на голове у входа в продуктовый супермаркет, я тоже сделал рядом с ним стойку на голове, одновременно припомнив своё далёкое спортивное прошлое. Этот момент зафиксирован на фотографии. Хорошо, что не видел полицейский, одиноко дежуривший  неподалёку.
     Делать в воскресенье нечего, поэтому мы добрались в район железнодорожного вокзала «Зоологишен гарден», взяли билеты в берлинский зоопарк  с одноимённым названием – «Зоологишен гарден» (зоосад). Бродили восемь часов кряду, сьемши  жиденький бутерброд  и мороженое. Впечатлений набрались на всю оставшуюся жизнь. Проголодались тоже. 
Такую огромную территорию не осилили даже за восемь часов. Рассказать о крупнейшем в мире берлинском зоопарке, об огромном разнообразии животных там невозможно, это надо видеть. В следующее воскресенье посетили океанариум. Это рядом с зоопарком, но – как отдельное государство, с отдельным входом и отдельной ценой – 22 евро.
     Глубоко после полудня красное солнце отражается в зеркальных стенах небоскрёбов. Кое-где несмело зажигается реклама. Берлинцы, кто на роликовых коньках, кто на велосипедах, кто на авто, а к то и пешком с сумками в руках и детишками устало возвращаются домой. Многие, независимо от возраста, густо усаживаются отдохнуть на бесконечных бордюрных лавочках или  где придётся, чтобы просто посидеть, совершенно ни о чём не думая, чтобы уже не жмурясь посмотреть в глаза летнему берлинскому закату.


Рецензии