Валерия Евстигнеева. Геня из латвийского городка

Ко дню освобождения Латвии в октябре 1944 года

Девочка из городка Прейли, что с древних времен стоит на востоке Латвии,  при крещении, а было это в 1933 году, получила весьма необычное для современного слуха имя – Геновефа или просто Геня. Оказывается, это имя  в 30-х годах было очень популярно в Латвийской местности, называемой  «Латгальский край» или Латгалия. Латгалия – это один из самых красивых уголков Латвии, страна тысячи голубых озер, как поется в народной песне.  Латгальцы,  проживающие там, - одно из коренных народностей Латвии – люди  особенные, своеобразные, причем очень трудолюбивые, скромные и бесконечно доброжелательные.. И Геня выросла в такой вот замечательной семье. У отца ее - Язепа по фамилии Байба и жены его Францишки   детишки - 4 мальчика и 5 девочек - появлялись на свет  один за другим. Скромно жили,  детей не баловали, но всем хватало  и родительской любви и нежности. Мама искусно вязала теплые вещицы на всю семью, как и большинство латгальских женщин, детишкам шили одежки из окрашенного льна, из домотканых материй. Получалось очень красиво и нарядно. А тихий, добрый Язеп был замечательным столяром - мебельщиком, известным во всей округе мастером - золотые руки. И детишек приучали к домашнему  хозяйству  с малого возраста..
…Ранняя весна. Старинный роскошный дворец – родовое поместье графов Борхов в Прейли и окружающий его великолепный парк с прудами, каналами, островами.  По всему парку  раскинулись россыпи первоцветов -голубенькие, белые и желтые анемоны. Самая большая радость  - собрать для мамы букетик таких цветочков. В  парке были не только каналы, там  еще протекал ручеек, он и сейчас журчит. Старшие ребятишки в этом ручейке полоскали целые груды белья, матушке одной обстирать такую ватагу было не по силам.
А летом и осенью забирал Язеп свою команду  и отправлялись они всей гурьбой в лес, за 10 километров от города, собирать грибы-ягоды. Тоже ведь подспорье для небогатой семьи.
Жизнь за долгие годы так распорядилась, что городок Прейли с его древней историей издавна был населен жителями различных национальностей. Люди молились  в католической, лютеранской, старообрядческой  церкви, в синагоге. Делить между собой им было нечего, спокойно жили и общались друг с другом и латгальцы, и латыши, и русские, евреи и поляки. Детишки тоже как-то уживались дружно, общались между собой и на родном,  латгальском языке, который отличается от официального латышского, а также на латышском, на русском и на каком придется 
Особенной же чертой Прейли было то, что с конца 19-го века и до второй мировой войны половину всех жителей этого городка  составляло еврейское население. Евреи издавна держали аптеки, мануфактурные и продуктовые магазины (там продавалась всякая всячина, да еще и конфеты –вечный соблазн для детишек!). Среди них  были часовщики, фотографы, портные, парикмахеры.
Пока не наступил 1941 год…
В  первых числах  июля  в родной город вошли немецкие войска. Фашисты и внезапно появившаяся зондеркоманда из местных шли из дома в дом, выгоняя евреев. Их гнали вдоль по улице под ударами прикладов и палок, так что многие старики и дети не могли держаться на ногах.  Потом людей пригнали на луг на окраине города. Расстреливали целыми семьями. Геня слышала от взрослых, что в первый же день расправы было убито около трехсот семей, да еще им приказали рыть  собственные могилы. Оставшиеся  в живых были согнаны в гетто, им было велено пришить на одежду желтые звезды. Появлявшихся на улицах людей с такими звездами -расстреливали. В городке началось мародерство,  грабили еврейские дома и квартиры. Вот тут и проявился твердый характер  тихого и доброго папы Гени  - Язепа Петровича Байбы. Так зачастую и случается, что негромкие с виду люди проявляют исключительные мужество и твердость.  Он рисковал ужасно и своей жизнью и жизнью семьи, однако спас от отправки в гетто одного из еврейских жителей, спрятал в сарае, носил ему еду до самого конца оккупации, все годы, а ведь в  доме по соседству  расквартировали немецких солдат!  Ребятня из за забора наблюдала, как немцы занимались гимнастикой, соблюдали спортивную форму. Геня и ее братья-сестры  были постоянно голодны,  а немецкие постояльцы во дворе держали большие бочки неизвестно с чем. Вот детишки и размышляли:  как бы  проверить, не хранится ли что-нибудь съедобное в этих бочищах- а  вдруг топленое сало? Очень на вид похоже! Не удалось проверить, слава Богу.
При немцах латышскую школу не закрыли. Гене - 8 лет, она - ученица второго класса. Школа находилась в старом деревянном доме на улице Лиепу. Длинный, узкий класс, парты в два ряда. В классе – 27 детишек- семи и восьми лет. Главным школьным предметом стал немецкий язык. Учительница немецкого – дамочка из местных  - эффектная, стройная, голубоглазая блондинка. Геня, наблюдательная, как все девчонки, невольно замечала, как модно наряжалась «фрау учительница»,  уж не так, как женщины оккупированного городка.  Как перемена - у неё в учительской всегда фрицы толпятся, разговаривают весело, хохочут, курят. А вот уроки проходили страшно. Вызывает эта «учительница» кого-нибудь к столу, велит читать текст на немецком. У всех остальных в руках по карандашу. Надо внимательно слушать, как читает этот бедолага. Если же (упаси Господи!) бедняжка ошибся, надо было стукнуть карандашом. Что они могли в свои 7-8 лет понять в этом  немецком языке? Стучали, стучали, как попало: как их найти, эти самые ошибки? Как же жутко было!  А дальше...Красотка-учительница шла вдоль ряда парт и каждого из  била по лицу, не чуть-чуть, а сильно, по-настоящему! Хватала кого-нибудь из детей за шиворот и толкала – так бедняга и летел по полу.  Некоторые дети падали в обморок от ужаса.  Было не только  больно,   еще мучило чувство острого унижения...
…В конце  июля 1944 года Советская Армия освободила Латгалию и городок Прейли!  До окончательного освобождения Латвии  -до октября 1944 года -   оставалось еще два с лишним месяца.  «Элегантная блондинка» быстренько удрала вместе с фашистами. Как же радостно встречали жители  родного городка советские войска! Все выбежали на улицу, плакали от радости, в руках-цветы для солдат. Со временем начала работать советская школа. Уж очень хорошая приехала в Прейли учительница русского языка - Анна Берзиня! Она была урожденная латышка, да еще с такой истинно латышской фамилией, что переводится, как «березка», но прибыла в Латвию из России, как и многие специалисты в первое послевоенное время. Языка латышского языка  она не знала совсем – да и не беда!  Детишки и Анна Берзиня  так и учили друг друга! Они-то говорили вполне сносно, все детство дружили с русскими ребятишками. Эта милая жещина выучила своих подопечных не только хорошему русскому языку, на всю жизнь в памяти Геновефы остались ее отношение к детям, полное тепла, человеческой доброты и сострадания. А еще она учила их шить, вязать, готовить. До сих пор в памяти Гени, уже давно Геновефы Язеповны, осталось её милое лицо, темные волосы с узлом из длинной косы и строгим прямым пробором.
В знаменитом старинном графском дворце Прейли разместили школу для старших классов, с 8-го по 11-й. Закончила ее Геновефа и в 1952 году поехала сдавать вступительные экзамены в Ригу,  в Государственный Университет имени Петера Стучки. Сдала – то хорошо, да денег, чтобы содержать девочку в Риге, в семье явно не хватало. Поработала она годик и в редакции районной газеты и в районном сельскохозяйственном управлении, а на следующий год упорная девчонка все-таки еще раз сдала экзамены и еще раз поступила на историко-филологический факультет. Студенческий поток в университете был достаточно сильным, к примеру, годом старше на истфаке обучался выдающийся поэт Латвии-  Оярс Вациетис. Университет был своего рода кузницей кадров для советский латышской интеллигенции. В 1958 году Геня- Геновефа Язеповна - получила распределение в Ригу, в русскую школу и стала обучать ребятишек латышскому языку (ее родной латгальский язык не считался, да и сейчас не считается языком обязательного изучения и использования) В советское время методики обучения латышскому, в отличие от теперешних, были разработаны превосходно, молодой педагог посвящала уроки творчеству латышских писателей, поэтов, композиторов.  Приглашала в школу популярных поэтов Латвии,  легендарную художницу и автора детских книг Маргариту Старасте, композитора Арвида Жилинского. Посвятила обучению русских детей более полувека. Учит их и сейчас. Эта скромная уроженка Латгалии унаследовала прекрасные черты своего народа, своих родителей и тихо, скромно, с исключительной любовью к детям выполняет свою миссию по двуязычному обучению и воспитанию  юного поколения при сохранении их родной идентичности. Ведь двуязычное обучение, так называемое билингвальное,- это очень сложная и деликатная задача, особенно при изучении точных предметов на государственном, то есть латышском языке. Да еще и изучение европейских языков на латышском… Детям, от рождения думающим  на русском языке, приходится  несладко-  в современной школе нагрузки серьезные, как и в прежние годы.  Наша милая героиня  своими силами, как может, помогает  решать ту самую проблему, которую никак не могут разрешить латвийские политики и работающие по их указке педагоги: если уж учить детей билингвально – учите, как следует, но и не пытайтесь «подрезать» им  родные корни!


Рецензии
Здравствуйте, Валерия! Только-только я закончила "Список Шиндлера" и ещё нахожусь под огромным впечатлением. Я уже когда-то читала этот рассказ о Геновефе, но почему-то не оставила рецензии. Как хорошо, что Вы его написали. Особенно поразило, что отцу Гени удалось так долго прятать еврея под самым носом у фашистов. Рассказ смелый, наверное, для жительницы Прибалтики, особенно остро замечается момент встречи Красной Армии латышами, да и когда учительница-коллаборационистка издевалась над ребятишками тоже. Спасибо Вам!

Жанна Арефьева   11.06.2018 19:29     Заявить о нарушении
алерия Евстигнеева 13 июня 2018 года в 10:58
Дорогая Жанна! Спасибо Вам за теплый отзыв на новеллу о Гене из городка Прейли. Жаль только, что имя ее отца -Язепа Байбы не вошло в официальные списки людей, спасавших евреев.И родной дом их семьи сгорел во время пожара в 50-х. А сама Геновефа-очень славный человек.Вообще люди, родившиеся в этой области Латвии-в Латгалии-особенные. Они- простодушны, сердечны. Еще раз спасибо за Ваш отклик. С уважением, с пожеланиями творческих успехов. Валерия Евстигнеева.

Валерия Евстигнеева   13.06.2018 11:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.