Кто нынче едет к яру?

               
                =судьбы православного прихода=
   Село Ярское, что в Томском районе, прилепилось к высокому яру на правобережье Томи со времен незапамятных. Река здесь была под стать горной, с быстриной да дном каменистым, а вокруг ширь да раздолье: справа — плато, возвышенность чудодейственная, слева, через бурную стремнину — луга заливные да перелески. А вечером еще и звон колокольный: то в кедровник ударится, по воде поплывет, то в дальних лесах отзовется. Церковь же в селе была во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы — добротная, каменная, с колокольней деревянной, но на фундаменте тоже каменном. Да и колокола на ней были знать особенные, не случайно в анналы народной памяти попали: говорят, повезли их после погрома церкви на барже, а тут шторм поднялся — баржа возьми да затони... А людская молва до сих пор гуляет: где-то здесь на отмелях лежат те колокола, но уже под спудом гравийной гальки...
  Введенский храм в Ярском заложен был еще в 1859 г., а построен «Преосвященнейшим Парфением, епископом Томским и Енисейским с помощью доброхотных пожертвователей». Если следовать исторической правде, то епископ Парфений только благословил на строительство храма, а вот возвели его неизвестные нам зодчие, но на средства опять же неизвестных «доброхотов». И только через три десятилетия пристроили к храму и колокольню. В самой же церкви было два престола: в верхних этажах — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, в нижних — во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Церковь была каменная и очень красивая, - уже сегодня вспоминает Татьяна Семеновна Гейман, урожденная Кинева.- Я была совсем маленькая, но помню: полы там были красочные, мозаичные, так и искрились..
    Водила девочку в храм бабушка Софья  и было это в середине 30-х годов, аккурат накануне разрухи, которую новые власти учинили. А потом, помнит,были груды битого кирпича по-над берегом Томи — все, что осталось от храма...Сейчас же, волею судеб, Татьяна Семеновна живет в двух шагах от того места, где Введенская церковь когда-то стояла, а сегодня приютилось ветхое здание барачного типа, бывший детский сад. Поскольку нормативного количества воспитанников на селе до сих пор не объявилось, детский сад никто восстанавливать не собирается. А потому и гуляет прибрежный ветер в пустых комнатушках... А несколько лет назад здесь и школу закрыли, совсем «неперспективным» село стало...Вот-вот и клуб прикроют, поскольку система отопления вовсе одряхлела... Куда же податься бедному крестьянину ?
   А ещё сотню лет назад, во времена императорские, в Ярском присутствовало училище гражданского ведомства. Правда содержалось оно за счет прихожан и «в квартире». На начало века здесь обучались 23 мальчика и 9 девочек (1901 г.), но никто не считал эту школу «малокомплектной». Учительствовала в то время купеческая дочь девица Анна Владимировна Андреева, а вот учителем Закона Божия состоял местный священник. Примечательно, что денежное довольствие учительницы было больше, чем у священника по основному месту службы. Правда, священно- и церковнослужители кормились ещё за счет требы, а также получали от прихожан ругу — зерновое довольствие. При этом прихожане умудрялись еще скидываться на «ремонтировку» храма и домов причта.
   По всему выходит, что село Ярское было не из бедных, хотя на начало ХХ века здесь числилось чуть более пятидесяти крепких крестьянских дворов, да еще с десяток военных, с общим числом сельчан под пятьсот человек.. В приход же входили и соседние деревни — Батурина, Вершинина, Конева, Суранова, Косогорова, Алаева. Таким образом, прихожан обоего пола на начало германской войны здесь насчитывалось тысячи три. И все они (или большая их часть) в большие православные праздники устремлялись в Яр, где находилась главная приходская церковь — Введенская, на месте которой сегодня и красуется полуразвалившийся барак...
   Но память человеческая упряма. Другая жительница села, Тамара Андреевна Третьякова, уверяет, что её дом на Береговой улице стоит на месте старинного кирпичного завода: при хозяйственных раскопках здесь частенько находили кирпичи такой формы и качества, производства которых сегодня и в помине нет. Явно и храм строили из того же кирпича. Значить и глина была поблизости, надо было только постараться... Это я к тому, что при наличии «доброхотов» и сегодня можно храм выстроить, как в старину бывало — всем миром. Только вот где они, эти доброхоты ? Другие норовят на местах святых, намоленных, коттеджи поставить, как это чуть было не случилось в  соседней деревне. 
   Деревня Батурина, что в 12 верстах от Ярского, с давних пор была известна в Томской епархии как место компактного проживания раскольников — тоже русских крестьян, но отделенных от официального Православия стеной догматических недоразумений. Так вот, в этой деревне в начале прошлого века все же удалось устроить православный храм: в 1901г. его освятили во имя св. великомученника Георгия Победоносца. Чуть раньше здесь открыли церковно-приходскую школу, а затем и церковно-приходское попечительство. Службы в этом храме проводили священнослужители Ярской Введенской церкви — приход-то один... И так продолжалось до прихода красных и установления нового порядка...
   В 20-е годы в глубинке Церковь была более или менее едина, а ограблению со стороны большевиков подверглись только знаковые храмы, в основном в административном  центре губернии. Однако к началу 30-х годов обстановка коренным образом изменилась: в официальных советских документах Ярскую Введенскую церковь относили к ориентации митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), а вот Батуринская числилась как «обновленческая».И ничего случайного в том не было. В народе говорят, что случайно даже прыщик не соскочит, так и здесь: в то время власть предержащие вовсю использовали церковные разногласия в свою пользу. Более того — даже раздували их. Потому и появилась «обновленческая» церковь в Батурине, что проживали там давние недруги Церкви официальной — сторонники «старой веры». Ведь упомянутый выше Сергий (Страгородский) являлся продолжателем курса официального православия, хотя и был только в то время Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола. Но так уж распорядилась история...
   Примечательно, что Спасская церковь в соседнем Коларове считалась «тихоновского» направления, может потому-то в её приход на то время входило только одно село — собственно Спасское. К тому же настоятелем там был о.Петр Кикин, сын Арсения Кикина, известного в свое время епархиального миссионера и благочинного 2-го церковного округа Томской епархии. Новая власть все это конечно же учитывала, потому и все сделала, чтобы отторгнуть от прихода соседние деревни — Ипатова, Магадаева и др.Но это уже другая история... Мы же вернемся в Батурино.
   В апреле 1931г., в самый разгар «штурма небес», развязанного «Союзом воинствующих безбожников» с подачи ОГПУ, в томской газете «Красное знамя» было опубликовано письмо настоятеля Батуринской церкви с красноречивым названием - «Религия есть дурман». Приводим его здесь в первозданном виде: «Я, священник Дудкин А.Р., села Батуринского, пришел к такому убеждению и полной уверенности в том, что религия есть дурман. Я больше не желаю обманывать народ, а потому с 28 февраля 1931 г. снял с себя сан священника, о чем довожу до общего сведения». Далее следовала дата и подпись. Доказательств подлинности этого письма сегодня нет, хотя сам стиль наводит на некоторые размышления: уж слишком словосочетания этого послания похожи на словоблудия р-р-революционных «пролетариев»...Вполне возможно, что и письмо это было написано под диктовку все тех же «пролетариев»...
   Как бы там ни было, а вскоре православный храм в Батурине закрыли, а самое здание отдали под клуб. Конечно же, со временем оно обветшало, а затем было и вовсе снесено. Потом некто богатенький выкупил намоленный участок земли, задумав выстроить там коттедж. Однако, пока не случилось. Может из-за того, что кто-то из верующих поставил на месте разрушенного храма простой деревянный крест. Поставил, полагаю, в надежде на то, что если потенциальные нынешние «доброхоты» и не воцерквленны, то  хотя бы суеверны...
   А что в других деревнях бывшего Ярского прихода ? Алаева сегодня находится на чужой территории, в Кемеровской епархии. От деревни Ларина остались одни воспоминания. Так же как от некоторых других — Конева, Косогорова...В деревне Вершинина ещё в 1889 г. томская купчиха Глафира Зырина выстроила часовню во имя Апостолов Петра и Павла. Что с часовней сталось в советские времена, не могут подтвердить даже старожилы. Впрочем, жители того же Ярского все ещё говорят о том, что были люди на их памяти, которые и иконы с пограбленных храмов укрывали, и фотографии освященные хранили, и тайком молились на месте порушенных церквей...
   А в оконцовке хотелось бы сказать ещё и вот о чем: было время, когда православные храмы являлись не просто воплощенным символом веры, а некой объединяющей силой. Судите сами как было: где церковь — там село, где часовня или молитвенный дом — там деревня. И в этой, на первый взгляд, незамысловатой иерархии был свой смысл: хочешь быть ближе к Богу — возведи храм до небес, а если сил и стремлений чуть поменьше — построй часовню или, хотя бы, поставь свечку в чужом храме. Но делай это под одной крышей — под куполом храма Церкви Христовой. Может отсюда и появлялось единство в достижении цели, в том числе — в достижении благ земных. Похоже, что колхозы из предыдущей жизни так и не смогли заменить даже некое подобие христианской общины... Слабо оказалось... Потому и едут сегодня к Яру не богомольцы и «доброхоты», а дачники, которым и нет особой разницы, где очередной коттедж поставить, и что стоит сегодня на намоленных местах.               
P. S. В начале ХХ в. церковным старостой Ярской Введенской церкви состоял крестьянин деревни Батуриной  сам Гавриил Барабанов. Печением же просфоры для прихожан занималась вдова крестьянина Мария Кинева. За труды она получала 24 рубля в год все от тех же прихожан. А вот псаломщиком той же церкви с октября 1913 г. был Иван Иванович Пешеходов, учитель сельской школы...


Рецензии