Ночь Мишеля

Ромен Гари застрелился год спустя после загадочной гибели своей жены Джин Сиберг и три года спустя после выхода в свет романа «Свет женщины». Кто знает каким образом талантливому романисту выпало предвосхитить, поджидающую его трагедию. «Свет женщины» - роман о любви, которая пожирает людей без остатка. В кино эту трагическую ноту,  наверное, сумел бы потрясающе передать Клод Лелюш, но вместо  экранизации книги Ромена Гари он продолжил свои бесконечные вариации «Мужчины и женщины». Клоны у месье Лелюша получились бледными. А вот клон писателя  Ромена Гари  по имени Эмиль Ажар на время даже затмил славу своего оригинала. Французский писатель с русскими корнями (его настоящее имя Роман Касев) Ромен Гари – личность во французской литературе легендарная. Единственный человек дважды получивший Гонкуровскую премию, как писатель Гари и как писатель Ажар, он яростно отстаивал всю жизнь человеческое достоинство.
К русскому читателю Гари попал довольно поздно. Но лучше поздно чем никогда. Вышедшие недавно в петербургском издательстве «Симпозиум» романы «Свет женщины» и «Европа» представляют поздний этап творчества Ромена Гари. Герой романа «Европа» Дантес – посол Франции в Риме встречает юную красавицу. А далее любовь подкралась, как убийца сразивший жертву внезапным ударом. Вот так же  французский дипломат Ромен Гари встретил свою роковую страсть в Америке и имя ей было Джин Сиберг. Разница в возрасте была огромна, но любовь куда как больше. Потом эта американская актриса стала европейской знаменитостью, снявшись в фильме Годара «На последнем дыхании».
Романы Ромена Гари – превосходная и утраченная ныне проза о высокой любви. Такой как в «Мужчине и женщине» Клода Лелюша или романах Ремарках и Хемингуэя. Сейчас так не пишут. А, право, жаль!
Из других новинок «Симпозиума» хочу отметить потрясающую по искрометности мысли книгу Эмиля Чорана «После конца истории».  Еще один великий румын на французской почве вслед за Ионеско и Илиаде, Эмиль Чоран – выдающийся мыслитель по роду занятий и радикальный пессимист по убеждениям. Вот только парочка его афоризмов. «Я полажу с собой в тот день, когда мысленно соглашусь на смерть, как соглашаются на званый ужин: с приятным отвращением». Или : « Умереть в шестьдесят или в восемьдесят лет куда труднее, чем в десять или в тридцать. Привычка – вот в чем тут дело. Ведь жизнь это порок. Причем самый тяжелый. Потому и стоит такого труда от него избавиться».
Чоран произносит вслух и громко то, о чем мы порою думаем шепотом. А потому, -  его книга многих романов стоит.
Для нынешних поколений двадцатилетних – сорокалетних князь Петр Кропоткин – некий миф об анархизме. Эдуард Лимонов ближе и понятнее. «Даешь революцию сейчас!» Между тем, философское наследие П.А. Кропоткина свидетельствует о том, что нравственные ценности для него всегда были первичны и в личной жизни, и в общественной деятельности. Кропоткин был убежден, что власть государственных чиновников не менее тяжела для трудового люда, чем власть частного капитала. Сегодня мы сполна ощутили себя под двойным гнетом этой власти. Так что вышедший в издательстве «Айрис-пресс» сборник  основных теоретических трудов Петра Алексеевича Кропоткина «Анархия» очень «своевременная»  (по Ильичу) для нашего блеклого времени книга.
К личности Оноре де Бальзака обращались мэтры жанра «романизированной биографии» Стефан Цвейг и Андре Моруа. Казалось бы, что нового можно добавить в его жизнеописание? Пьер Сиприо, чья книга «Бальзак без маски» пополнила ряды знаменитой серии «ЖЗЛ», создал совершенно оригинальное произведение, весьма отличное и по существу, и по стилю от трудов предшественников. Автор пытается реконструировать атмосферу эпохи, в которой жил и творил создатель «Человеческой комедии». Так что кроме жизнеописания великого романиста, читая книгу, знакомишься с любопытными чертами истории Франции за целое столетие – с середины XYIII по середину XIX века.
Поля Верлена и Артюра Рембо называли «проклятыми поэтами». При жизни их преследовала ненависть добропорядочных французских буржуа, поскольку поэты нарушали моральные устои общества. Но время все расставило по своим местам. Хотя и сегодня находятся любители покопаться в аморальных поступках Верлена, никому не придет в голову усомниться в гениальности его творчества. Верлен «раскрепостил» поэзию и оставил после себя стихи, ставшие драгоценным достоянием мировой лирики. Романизированная биография Пьера Птифиса «Поль Верлен», вышедшая в серии «ЖЗЛ», займет достойное место в этой самой представительной в России коллекции жизнеописаний.
Издательство «МК-Периодика» в серии «Современная библиотека для чтения» представило антологию «10/30, поэзия тридцатилетних». Это очень отрадная новость, потому что поэтов у нас нынче издают до безобразия мало. Между тем в новой антологии представлены десять поэтов, которые своими стихами разбивают в прах общественное мнение о смерти поэзии в новой России. Максим Амелин с его литым парнасским гекзаметром и изысканно-философичный Глеб Шульпяков, трагическая надломленность Бориса Рыжего и азиатская европейскость Санджара Янышева. Не оскудели мы талантами в век торгашей, братков и бизнесменов.
Назвать мизантропкой Клару, героиню романа Индии Найт «Моя жизнь на тарелке» может только самый злокозненный критик, если он ни с того , ни с сего усмотрит в литературном дебюте бывшей журналистки и самокритичной феминистки отголоски прозы «рассерженных молодых людей». Кларе тесно в кругу семьи, родственников и подружек. Она отнюдь не бунтарка, понимает, что «этот мир придуман не нами», но всякий раз ей так хочется нарушить правила игры, гульнуть на стороне (при двух то детях), пережить романтическое приключение. Но мало ли чего нам хочется... «Моя жизнь на тарелке» открывает серию «Фантики», которая является новым проектом издательства «Фантом-пресс». Появившийся в 70-е годы в русском переводе роман писателя Паскаля Лене «Кружевница» сразу же привлек к себе внимание читателей. Да и не мудрено. За этот роман у себя на родине писатель получил Гонкуровскую  премию. Французы умеют рассказывать о любви и Паскаль Лене не исключение. Поэтому три небольших по объему романа вошедшие в сборник «Последняя любовь Казановы» пропитаны любовной страстью. О Казанове и самим Казановой рассказано немало историй. Легендарный любовник предстает в романе Паскаля Лене доживающим свой век стариком. Но и в эту пору листопада он подвержен любовным испытаниям. Любовные романы Паскаля Лене вышли в серии «Литературный пасьянс», которую успешно издает старейшее российское издательство «Молодая гвардия».
Американцы всегда были мастерами рассказа. Достаточно вспомнить Шервуда Андерсона, Фицджеральда, Хемингуэя и Ирвина Шоу. Эту плеяду мастеров продолжает Стивен Миллхаузер, лауреат престижной Пулитцеровской премии, романы которого мы, надеюсь, когда-нибудь прочтем. Сборник рассказов «Метатель ножей» («ЭКСМО», 2002) - книга мрачноватая по тону, но мастерски выдержанная по стилю.
Владимир Каминер - новое имя для российских читателей. Немцы знают его больше чем мы, поскольку еще в 1990 году он укатил в ГДР. Советские евреи в Германии –тема не то чтобы очень свежая, но и не столь избитая, как - советские евреи в Америке. Сборник рассказов «Russendisko» («Новое литературное обозрение», 2003г.) читается легко. В этих историях нет психологического надлома, свойственного эмигрантской прозе «четвертой волны», но нет и блеска рассказов Сергея Довлатова. Впрочем сделаем поправку на Германию. Немецкий «ордунг» не позволяет размахнуться вширь загадочной русско-еврейской душе. А отсюда и получаются «скучные русские в Берлине».
За древними стенами русских монастырей оживают «преданья старины глубокой»: здесь вспоминаются страницы нашей истории, ушедшие, казалось бы, во тьму веков, здесь являются мысленному взору иноки, прославившиеся  своими подвигами. Татьяне Ереминой, автору исследования «Мир русских монастырей» («ТЕРРА-Книжный клуб»)  удалось воссоздать мир этих святых обителей, которые соединяли два отечества каждого человека: земное и Небесное. Большое место в книге уделено московским святым обителям, среди которых Чудов, Вознесенский, Свято-Данилов, Донской и Новодевичий монастыри, которые до сих пор остаются жемчужинами православного русского зодчества.
В заключение хочу обрадовать поклонниц  американского актера Леонардо ди Каприо, чью биографию издало «ЭКСМО» в серии «Стоп-кадр». Книга Алексея Грачева – история «звездного мальчика», который в 23 стал суперзвездой снявшись в «Ромео и Джульетте» и «Титанике». Сегодня судьба по разному благоволит Лео. Но это совсем не умаляет число его «фанов».


Рецензии