Метро Дмитрия Глуховского

   Тот, у кого хватит храбрости и терпения всю жизнь вглядываться во мрак, первым увидит в нем проблеск света.

   Хан, "Метро 2033"

    Прежде чем приступать к чтению романа Дмитрия Глуховского «Метро 2035», я освежил в памяти его предшественников, для полноты впечатлений и возможности более-менее объективных суждений о новинке.
   «Метро 2033» в свое время признан лучшим литературным дебютом, по его мотивам поставлена компьютерная игра, ходили упорные слухи о возможной экранизации. Мир лежит в руинах после ядерной войны. В Москве удалось выжить только тем людям, которые в момент Армагеддона находились в метро. Они смогли освоиться в новых условиях, превратить многие станции в полноценный новый дом для себя и своих детей. Жизнь продолжается. Хотя она стала куда суровее и опаснее. А на поверхности, в полуразрушенной столице орудуют мутанты всех мастей, с которыми людям регулярно приходится вести неравный бой за выживание.
   Несомненно, Дмитрий долго работал над романом, шлифуя конечный результат. Поэтому стоит ли удивляться тому, что в итоге книга получилась насыщенной и продуманной от начала до конца. Глуховскому удалось детально проработать никем до него неосвоенный ландшафт, создать пригодные условия для существования столь разных людей, их сообществ, а также всяческих мутантов и загадочных явлений. Этот роман не просто яркая постъядерка. Здесь много о чем – о жизни, о смерти, о самопожертвовании, о вере и любви. Собственно говоря, в полной мере к фантастике роман можно отнести весьма условно. Слишком много о социальном, слишком много о переживаниях главного героя Артема, в начале книги простого паренька с удаленной станции метро, которому по ходу произведения предстоит совершить наполненное разнообразными, зачастую весьма опасными событиями путешествие чуть ли не через весь метрополитен, заглянув в самые удаленные, в самые темные его уголки. По ходу сюжета Артем много постигнет о себе самом, о людях в целом, а главное о врагах, с которыми ему довелось столкнуться. Как и положено, в любом хорошем романе, здесь есть лихо закрученная интрига и маски будут сорваны тогда, когда это необходимо.
   «Метро 2034» является лишь условным продолжением «Метро 2033». Книга сама по себе значительно короче. Сюжет конкретнее, масштаб фигур главных героев несколько мельче. Да и задачи ими решаемые куда менее глобальные. Хотя, надо отдать должное автору, динамику повествования он смог сохранить на самом высоком уровне. Монстры здесь интереснее, их количество даже больше, чем в первом романе. Артем здесь появляется лишь в роли полумифического персонажа, о котором говорят, но который не принимает активного участия в разворачивающихся событиях. Точнее сказать так – Артем среди действующих лиц есть. Да только не тот, а другой. Главный персонаж здесь Хантер – боец-одиночка, член загадочного ордена защитников метро, герой не одного боя и не одной схватки. Тот самый Хантер, который в первом романе сподвиг Артема на опасный поход, а сам ушел в небытие, и о его судьбе точно не было известно никому. Кроме того, здесь появляется весьма важный персонаж – Гомер, пожилой работник метро, открывший в себе способность и желание написать масштабную книгу о жизни людей в подземной Москве. На роль главного героя своего сочинения он, разумеется, выбирает Хантера – своего рода рыцаря без страха и упрека. Ради того, чтобы насытить свою будущую книгу интересными подробностями, он соглашается на весьма опасный поход вместе с Хантером, в ходе которого они спасают с заброшенной станции девушку Сашу, от отца которой и соответственно от нее в свое время отвернулись граждане другого полустанка. Гомер в тайне лелеет надежду на то, что Саша станет главной героиней его великого произведения, что у них с Хантером возникнет связь, и что она сможет вернуть ему утраченный в бесконечных войнах вкус к жизни. Но все чаяния старика тщетны. В итоге Саша останется на затопляемой подземными водами станции, талантливый музыкант и возможно второй по яркости и неоднозначности герой произведения Леонид получает пулю в живот, а Хантер погружается в войну с головой.
   «Метро 2035». Произведение, в котором тесно переплелись сюжеты первых двух романов. В центре романа снова Артем, ставший старше и жестче. Вообще в этом произведении мы явились свидетелями развития изменившейся стилистики Глуховского, переход к которой наметился в его предыдущем проекте «Будущее». Фразы и предложения стали более рублеными. Диалоги зачастую вообще не распределены по ролям. Кто кому говорит, и кто кому отвечает, иногда разобраться получается с трудом. В поведении персонажей наметилась излишняя внутренняя нервозность. Кроме того, появился по большому счету неуместный мат. Если автор хотел таким образом придать дополнительной остроты сюжету, то раньше это ему вполне удавалось и без бранных слов. Мутантов в этом романе нет ни единого. Еще в начале книги автор поясняет, что радиационный фон в Москве поднялся настолько, что все мутанты либо разбежались, либо сдохли. Главные монстры в романе – сами люди. Несмотря на более чем сложные условия новой жизни, точнее, форменного выживания, люди остались верны себе. Грызутся по любому поводу, воюют во имя спорных идеологий, выясняют отношения, убивают себе подобных или превращают их в рабов. И только Артем верит в то, что где-то еще на свете остались живые люди, что где-то еще на планете можно жить, несмотря на повышенный радиационный фон. Ради поиска контакта с выжившими, он фактически ежедневно ходит наверх с рацией за спиной, рискуя здоровьем. По ходу действа он пытается убедить окружающих в своей правоте. Но по-настоящему в его рассказы и в него самого поверила лишь его жена Аня, дочь Мельника. Того самого Мельника, в компании которого Артем пережил немало приключений в первом романе. И по чьей прихоти еще больше переживет в новом произведении. По сюжету, все главные герои получили то, что в итоге хотели. Артем обретет желанную свободу и покинет метро. Саша, та самая девочка-недотрога из второго романа, окажется в борделе и будет радоваться этому, воспринимая свою «работу» чуть ли не как душеспасительную миссию для посещающих ее мужчин. Гомер займется написанием увлекательной книги, несмотря на то, что для этого ему дважды придется сменить идеологию. Невидимые наблюдатели окажутся вполне реальными. Эти неунывающие ребята смогли прекрасно устроиться в одном из секретных бункеров. И оттуда диктовать свою волю всему метро. Как часто бывает с тайным правительством, они делают это неявно, исподволь воздействуя на политические и общественные явления в метрополитене, глушат сигналы из других городов и планомерно уничтожают ходоков из иных волостей. Артем с помощью людей, которых он считал единомышленниками, попытается устроить революцию, свергнуть наблюдателей с их мифического трона и выпустить жителей метро на свободу. Но в итоге лицом к лицу столкнется с алчностью, трусостью и приспособленчеством, разочаруется во всем и уедет с любимой станции ВДНХ оплеванный и внутренне опустошенный. Уедет в никуда. Но разве можно куда-то конкретно ехать в наполовину разрушенном мире? Только вперед, в неизвестность.
  На мой взгляд, трилогия Глуховского о жизни в постапокалиптическом метро завершилась вполне логично. Все тайны раскрыты, маски сорваны, акценты расставлены. Книга своевременная и бескомпромиссная. Многим она наверняка не понравилась именно из-за своей вопиющей правдивости и остроты. Мало кто из людей может спокойно читать о себе правду. Вот только жаль, что Бессоловы и Мельники никогда данную книгу не прочтут, потому что незачем им это. Что еще?...


Рецензии