Чудеса Якутии. Часть 3

                Памятные сувениры.

         За годы работы в Якутии мы приобрели очень много разнообразных сувениров из меха, кости, металлов и камней и раздарили их родным и друзьям. Шапки из норки, лисы и меха якутской лошади, выделанные шкуры оленей, меховые коврики, вещицы, вырезанные из кости, кулоны из поделочных камней, скульптуры из меха. Брату привезли якутский охотничий нож, который ему чрезвычайно понравился, его жене – подвеску (кулон), тонко как кружево вырезанную из белой кости, на красивой и прочной металлической цепочке.
         А себе – почти ничего. Негде было всё это хранить, некуда надевать. Уже перед выездом купили мне шапку из голубой норки, мужу – из бобра. Да ещё для меня костяной брелок для ключей, который верно служит мне вот уже почти 30 лет.
         Но мы всё время мечтали приобрести что-нибудь особенное, экзотическое, свойственное именно Якутии, на память о нашей работе на Крайнем Севере.
Однажды в случайном разговоре нам сказали, что в тайге водится много бурых медведей и что есть охотники, которые добывают и продают медвежьи шкуры. Мы сказали, что очень бы хотели купить такую шкуру. Никто вроде не обратил внимания на этот разговор, но вскоре нам передали через знакомых, что некие люди берутся добыть для нас шкуру медведя, только при двух условиях. Первое – выделка будет домашняя, ручная, чтобы без претензий. И второе – деньги за шкуру, 1000 рублей, мы должны уплатить вперёд.
         Мы на всё согласились и сразу передали деньги. Это были те, советские деньги, в пересчёте на современные (2015 год) это примерно 100 000 рублей.
Спустя некоторое время нам привезли и, молча, отдали большой мешок со шкурой. Это была, действительно, шкура взрослого медведя. И даже неплохо выделанная. Тёмно-бурого цвета, с густым и длинным, до 10 см, ворсом. Пушистая и загадочно красивая. Но с дефектами.
У медведя, оказывается, очень длинные лапы, и при выделке люди с ними не справились. Две лапы получились хорошо, и даже с когтями, третья тоже была сделана, но оторвана и потом грубо пришита. А конца четвёртой вовсе не было. Очень хорошо была сделана морда, сохранились чёрный нос, глазницы и круглые мягкие уши. Небольшой хвост тоже был на месте. Дикий вид придавали шкуре края, снятые с живота. Они были светлые и без длинной шерсти, почти лысые.
          Шкуру мы отправили почтой, плотно упаковав и выдав её за меховой ковёр, к брату на временное хранение. К выезду из Якутии нами был куплен небольшой частный домик под Ленинградом, по льготе как «северянам». Поселившись в нём, мы пытались расстелить нашего медведя на полу. Но скромные габариты советского жилья не позволяли этого сделать. Злополучные лапы не умещались, и с лысыми краями шкура не имела вида.
Потом она хранилась у нас «временно» на чердаке, где с ней играли внуки, приезжая к нам в гости.
        Шли годы и шкура начала сохнуть, становилась жесткой. Нужно было что-то делать. Наконец, я решила расправиться с ней сама, повесить её на стену. Укоротила лапы, оставив лишь верхние, широкие части. Отрезала некрасивые, белесые края, снятые с живота. Скрепя сердце, укоротила морду, так как она уже сильно засохла и потрескалась по краям. Прокалывая шкуру для каждого стежка острым тонким шилом, пришила к ней с внутренней стороны кольца для подвески, густо по периметру, так как шкура была тяжелой. Наконец, мы водрузили её вместо ковра на стену над кроватью, и теперь она выглядит прекрасно, очень впечатляюще и, действительно, служит нам чудесным памятным сувениром о дорогой нашему сердцу Якутии.
         А перед самым выездом из Якутии случай нам послал ещё один драгоценный сувенир на память. Как-то я зашла в книжный магазин. А там выложили на продажу большую красочную книгу якутского народного героического эпоса под названием: «Нюргун Боотур Стремительный». Единственный экземпляр! И я его купила!
Академическое издание, с роскошными художественными иллюстрациями, прекрасным распевным переводом якутских устных сказаний на русский язык, в суперобложке, в общем – очередное  и последнее, как по заказу, чудо из Якутии.

                http://www.proza.ru/2015/10/17/1584


Рецензии
Сожалею о том, что что-то Вам не удалось приобрести, грянул разор перестройки, радуюсь тому, чему радуетесь Вы. С глубоким уважением к Вам, с Любовью, Тамара.

Тамара Брославская-Погорелова   07.11.2017 00:45     Заявить о нарушении
Дорогая, уважаемая Тамара Прокопьевна! Приношу свои глубочайшие извинения за то, что не отвечала во-время на Ваши рецензии! Произошло это по техническим причинам. Поясню вкратце, извините, что сваливаю на Вас свои личные дела.

При мне сейчас живёт мой сын Алексей. Он сначала сам освоил ПК, два раза на курсах учился. Потом приобщил и меня. Я долго сопротивлялась, не верила, что в моём возрасте можно ещё чему-то серьёзному научиться. Но он меня уговорил, просто принудил купить себе отдельный ПК и обучил простейшим приёмам работы с ним.

И передо мной открылся целый мир новых возможностей и интересов! Я общаюсь с такими интересными людьми, читаю столько новой для меня литературы, участвую в полемике по разным темам. Сын заставил меня написать воспоминания "хотя бы для своих потомков", но их читают и незнакомые мне люди, и мне так интересно их мнение! Иногда мне и крепко достаётся от критиков, но мне и это интересно, я ни на кого не обижаюсь и ни разу не убрала ни одного, даже самого злого слова в мой адрес. Но многие и разделяют мои взгляды и одобряют их, и я этим вдвойне счастлива и весьма всем признательна. Вот и Вы - такой живой пример!

Всё это прекрасно, пока сын рядом со мной. Какое бы затруднение ни случилось у меня с моим компом, он мне поможет, и я снова увлечённо с ним занимаюсь. Но одна я совершенно беспомощна, а мой зловредный комп пользуется этим и задаёт мне бесконечные загадки. Ещё и разговаривает со мной, выдаёт мне указания, в которых я, как говорится, "ни бе и ни ме".

Зимой мой сынок живёт при мне, а на тепло он с женой удирает на дачу и появляется здесь лишь от случая к случаю. Вот и случилось так, что они там закопались, а у меня тут всё посыпалось... . Здесь есть много специалистов по компьютерам, которые предлагают свои услуги, но Алексей мне категорически запрещает приглашать кого-то постороннего. Столько мошенников развелось, что он боится за меня.

Уважаемая Тамара Прокопьевна, Я Вам бесконечно признательна, Вы столько мне внимания уделяете. Даже всю "Якутию..." одолели! Примите одну мою общую благодарность за все Ваши рецензии на неё, тем более, что они такие тёплые, благожелательные. У меня просто слов нет выразить мою радость! И я ещё надеюсь не остаться в долгу. С уважением, А. Б.

Алина Боковая   10.11.2017 14:26   Заявить о нарушении
Алина Георгиевна, многая лета Вам... Живите спокойно. Смогли, ответили. А вот если человек, Спаси Господи, заболел, или вообще, ушёл из Жизни. Были такие моменты даже здесь, на сайте встречала... Все мы под Богом. А о поломках компьютера я вообще молчу. Недавно у меня так вышел из строя, что я носила ноутбук в мастерскую, его вновь подключали к работе. Благо я загодя предусмотрительно всё скопировала на жёсткий диск и он уцелел. У нас с мужем один комп на двоих. Ему 81 год, мужу... ))) Он увлекающаяся натура, то рыбак, то садовод, то травник. Заходит наверно иногда туда, куда не надо бы... В политике иногда можно нарваться на вирус. Я прочла первую строчку, и всё, мне достаточно, а он... ) Телевизор смотрю мало. Вышиваю бисером, и читаю, хоть и садится зрение. Пишу стихи, когда навевает, а более того, пишу экспромты в рецензиях, но осторожно. Знаю, не все это приветствуют и любят. Некоторые даже запрещают, мол, пришли ко мне вот моё и читайте... ) Чудаки... Но все мы разные. Обнимаю Вас. Будьте здоровы Вы и Ваша семья. Тамара

Тамара Брославская-Погорелова   10.11.2017 19:52   Заявить о нарушении