Нельзя ли, чтобы молитва была свободна от скорбей?

ВОПРОС. Когда болела и умирала мама моей жены, мы молились за нее венчиком Милосердия Божьего вместе с женой. И тогда шли очень сильные искушения у меня - на работе и дома. Мысли про коллег возникали просто зверские. Места себе не находил.
А потом постепенно это прошло, я как бы отрезвел и вернулся в норму. Это удивительно. И коллеги мне кажутся нормальными людьми, не без человеческих недостатков, но хорошими. Интересно, когда так усиленно молишься за человека, Бог попускает тебе его искушения или свои собственные усиливаются?"

 
ОТВЕТ. Если речь идет о молитве за живущего. Дух Святой устами ап.Пала говорит: "Братья, даже если человек сделает какой-нибудь неверный шаг, прежде чем осознает это, вы, духовные, постарайтесь исправить такого человека в духе кротости, каждый следя за собой, чтобы также не быть искушённым. Носите бремена друг друга и так исполняйте закон Христа" (Гал.6:1-2).
Таким образом, если Бог благоволил помочь какой-то бедствующей душе через другого человека, то, как правило, вначале последний (может быть в более слабой форме) переносит подобные испытания. Переносит их часто еще до того, как подобное произойдет с тем, кому потом Бог через него поможет, думаю потому, чтобы ясно было действие Святого Духа, Бога, дабы люди относили результат помощи не себе, а Богу. Помнишь: ПРИНЦИП МИРОЗДАНИЯ ЕСТЬ ПРИНЦИП ПОДОБИЯ - ПОДОБНОЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПОДОБНОМУ. Почему так?  Потому что Бог сотворил человека, которому подчинил всю землю,  по образу и подобию Своему. Ну, а если человек, венец творения, сотворен по принципу подобия, то следовательно принцип этот лежит в основе всего мироздания, к чему давно пришла уже и наука (особенно это видно в биологии). (Отсюда: "Подобное соединяется с подобным", "Подобное исцеляется подобным", "Клин клином вышибают" и т.д.). Ведь вспомни, даже в медицине, чтобы получить средство (сыворотку) для исцеления от сильной бактериальной болезни, этой болезнью заражают добровольца и, когда он побеждает эту болезнь, у него берут кровь и из нее производят эту целебную сыворотку. Вспоминается слово Божье: "Кровь это жизнь" (Быт.4:10) и слова св.отцов Церкви: "Молиться - это кровь проливать".

"Если заметил, что молитва твоя была сопряжена с испытаниями, значит она услышана", - ты наверное читал нечто подобное у меня на "проза.ру". Ну, а как ты, дорогой мой, хотел повлиять на существующее и нисколько при этом не потрудиться? А как возможно помочь кому-то нечто перенести и не принять, при этом, на себя труда несения хотя бы некоей части этой ноши? Просто словом - сказал, и совершилось? Ну, это уже было бы похоже на сказку или на магию. Ты ведь не Бог. Да и Сам Бог в Человеке, Иисусе Христе, исцеляя людей и изгоняя бесов, каким образом это делал? Евангелие отвечает на это, приводя слово Бога, высказанное некогда устами пророка Исайи: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Мф.8:16-17; Ис.53:4).
Хочу пояснить, что я не утверждаю тут всесильности закона сохранения энергии: "Не используя иной энергии, получишь ровно столько, сколько на это потратишь", но хочу указать на то, что Бог, подавая нам Свою благодать для сотворения чего-либо, делает это в сотрудничестве с нами, а не творя то Сам по нашей указке. Да, часто бывает, что Господь по Своему бездонному милосердию, щадя нашу немощь, просто подает нам все и, даже более того, что мы просили, за что мы должны быть Ему без меры благодарны. Но можешь себе представить до чего дошел бы "мир, лежащий во зле" своего эгоизма, если бы Бог делал бы таковое всегда и во всем. Таковое возможно только в будущем веке, т.е. когда окружающий "мир лежать будет" не "во зле" (1Иоан.5:19), а в Духе Святом. Сейчас же на земле в ее искаженной первородным грехом человека природе изменить что-либо возможно только лишь приложив при этом труд. Именно это и подчеркнул Бог, сказав человеку после грехопадения, т.е. после выбора им способа жизни не только в добрых намерениях, но и в злых: " В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт.3:19). 

Да, всемогущий Бог и из ничего может сотворить все, что захочет; но все, что связано с человеком, Он не может изменять без участия воли человека, ибо от начала даровал ему ее свободной. Если отнять у человека свободную волю, человек перестанет быть личностью, а значит не может уже быть подобным Богу.  Любовь не может поступить вопреки любви. Показал Он это на собственном примере. Мир спасен был в сотрудничестве Бога и Человека через БогоЧеловека, Иисуса Христа, - Его Воплощением, Крестом Его жизни в трудах и лишениях, Крестом Его Страшных Страданий и Крестной Смерти, Его славным Воскресением и Вознесением к Отцу на Небеса. А потому  по слову Бога:"Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем"  (Ис.53:12), где Он и сейчас,"как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евр.7:24-25).

Теперь после Пришествия Христова страдания для нас, уверовавших в Него, приобрели новый смысл, как соучастие в Его Святых страданиях за род человеческий. Как открыл то Господь Иисус Христос нам через св.Фаустину: соединяющий свои страдания со страданиями Иисуса Христа соучаствует в них. Вот так Церковь через членов своих, соединяя вместе их труды (ибо дорого стоит душа человеческая), спасает через Господа Иисуса Христа души человеческие, продлевая бытие мира до времени, пока спасающиеся  "дополнят число" сверженных с Неба падших ангелов  (Откр.6:9-11).

Когда-то и я, претерпев малые страдания  после молитвы за одного искушаемого человека, задал подобный вопрос своему, светлой памяти, духовнику: "А нельзя ли, чтобы молитва была свободна от скорбей?". Взглянув почему-то вверх и немного помолчав, прот.Георгий сочувственно посмотрел на меня и, медленно покачивая головой, тихо почти нараспев сказал: "Не-е-ет".

Вы молились, просили за душу человека, который уже никак  не был в состоянии исправить свою жизнь, и Господь услышал вас. Он дал вам малые страдания, которые преумножив Своими, и подал помощь умирающему.
Слава бездонному милосердию Господа Иисуса Христа, так премудро все предусмотревшему!

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,


Рецензии