Танцы Петровнушка

     В  раннем   детстве  я очень   любила танцевать.  Моей  главной  подругой   тогда  была  бабушка  Петровнушка.   Она начинала  прихлопывать  в  ладоши  да частить  негромким  голоском:

   Тым – ным – ны  куды  пошла?
   Тым – ным – ны  на  меленку.
   Тым – ным – ны  чего  молоть?
   Тым – ным – ны   овсенинку.

И под  эту  музыку  можно  было  танцевать  весело  и   бесконечно.

Была   Петровнушка  небольшая,  очень  полная,  в  длинной  юбке,  надетой  на  рубаху  с домотканым  подолом,   который  назывался  забавно - «подстава».  На  широкую  сборчатую  кофту   мягко  опускалось  доброе,  тоже  все  в  мелких   сборочках,  лицо.

    Она  часто  смеялась  над  собой: «Девчонки,  я  ведь  тоже  молодая  была,  у  меня  ведь  шея  была,  я  ведь  бусы  носила»,  засмеется,  потом  перекрестится:   «Ох,  согрешила  грешная,  ох,  я  старушка - Богова  клюшка».  Была  она  неграмотная,   говорила,   заменяя    все  “ц”  на “ч",  но   сколько   знала   сказок,   песен!

    Собственно,  Петровнушка  не  была  мне  бабушкой,  а  была  няней.  Родилась  она  на    Вологодчине,   своих  детей  не  было,  вырастила  племянницу,  и не бывала  в  других  краях  до 30-х годов,  когда  выбросила   и   ее  жизнь из  родной  деревни  на  Кольский  полуостров   и   свела   с  нашей   семьей – водиться   с   маленькой    девочкой.
 
    Так  бы  и  жили,  да  началась  война,   их  отправили  в  эвакуацию  в  Казахстан,   по  дороге  малышка   тяжело  заболела  и  умерла.

    Жила  и путешествовала  Петровнушка  с  нашей  семьей  до  самой  своей  смерти,    водилась  со  мной   да  с  братом, пока  могла.  Она  говорила  маме:  «Если  и  были  у  тебя  грехи,  все  они    тебе   простятся  за  то,  что  чужую  старуху  не  выгнала».  Мама  только  кивала    головой   да   махала  рукой.

    Умерла   Петровнушка  в  начале  января.  Зима   была  очень  снежная,  с  заносами,  и  машина  не  могла  подъехать  к  дому.  Выручил  знакомый возчик  со  своей  лошадкой.

      И  повезла   лошадка  нашу  бабушку  в последний  путь  так же,  как  это, наверное,    было  бы  при другом   варианте  жизни  и   на  ее   родной  Вологодчине.

      Тым – ным – ны  куды  пошла?
      Тым – ным – ны  на  меленку...


Рецензии