Пелена с глаз

С удовольствием слушаю по телевидению лекции профессора-богослова А.И.Осипова, которые дают много полезного тем, кто желает духовно совершенствоваться.

Однако порой складывается впечатление, что уважаемый профессор слыхом не слыхивал о рекомендации церкви ежедневно читать по несколько глав из Евангелия, и оно пылится у него где-то на полке. Вместо этого профессор усердно конспектирует перед своими выступлениями работы И.Брянчанинова и других святых отцов, как некогда в СССР студенты конспектировали работы классиков марксизма-ленинизма.

Такой вывод напрашивается из-за ряда странных толкований А.И.Осиповым положений Евангелия, о которых я уже упоминала в предыдущей статье. На одном из них хотелось бы остановиться более подробно.

Речь идет о тысячелетнем царствовании Христа, упоминаемом И.Богословом в 20-й главе «Откровения». Профессор считает, что оно не вписывается в догмат второго пришествия, поскольку приводит к выводу о третьем пришествии (а этого быть не может), его нельзя однозначно растолковать и на него вообще не следует  обращать внимания.

Странное суждение! На каком основании предлагается едва ли не «вымарать» целую главу из КАНОНИЧЕСКОГО ТЕКСТА Священного Писания, тем более что там все сказано предельно ясно, без всяких аллегорий или притч?
 
А речь в указанной главе идет о том, что сатана будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет. Одновременно оживут великие святые и мученики за веру (ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ) и начнется их тысячелетнее царствование во главе со Христом.
 
Через тысячу лет сатана будет освобожден на малое время, начнет снова обольщать народы, но почти сразу же будет повержен огнем с неба  и сброшен в озеро огненное на веки вечные. При этом воскреснут все остальные люди (ВТОРОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ) и начнется суд над ними по делам каждого (СТРАШНЫЙ СУД).

Финалом всего этого станет то, что «смерть и ад повержены в озеро огненное… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:14-15).

Надо отметить, что о царствовании Христа говорится также в Псалтыри, где Давид повествует: «Сказал Господь Господу моему (ХРИСТУ): седи одесную Меня, ДОКОЛЕ положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: ГОСПОДСТВУЙ среди ВРАГОВ Твоих» (Пс. 109:1-2).
 
Сесть «одесную Бога» – значит (согласно древнему царскому церемониалу), получить соучастие с Ним в ЦАРСТВЕННЫХ  полномочиях, причем в данном случае НЕ НАВСЕГДА, а только до победы над врагами, одним из основных среди которых является смерть.

А теперь рассмотрим трактовку ТЕХ ЖЕ САМЫХ СОБЫТИЙ апостолом Павлом в первом послании коринфянам, из которой становится ясно, что ни о каком третьем пришествии и речи быть не может.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос (ПОСЛЕ РАСПЯТИЯ), потом Христовы (СВЯТЫЕ И МУЧЕНИКИ ЗА ВЕРУ В ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ), в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу… Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои (ТЫСЯЧУ ЛЕТ). Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор. 15: 22-27).

То есть, ни о каком третьем пришествии речь не идет, предстоит лишь передача царства от Сына к Отцу после тысячелетнего царствования. Смысл этого царствования Христа состоит, скорее всего, в наглядной демонстрации истинности христианских идеалов в борьбе за души людей, своеобразное подобие рая на земле – чтобы все обо всем узнали, воочию оценили и окончательно сделали правильный выбор. Хотя и там ожидаются противники и враги…
 
Хуже всего в этой ситуации будет лишь нам (разве можем мы утверждать, что записаны в книге жизни?) – нашим душам предстоит в страхе дожидаться Страшного суда, зная, что уже ничего нельзя изменить и исправить. А молиться за нас с целью облегчения нашей участи едва ли кто-то будет…

Кстати, в самом конце «Откровения» сказано: «Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни» (Откр. 22:19).
 
Но профессора Осипова, судя по всему, это не пугает. Ведает ли он, что творит?


Рецензии