Родник

  Парк  имени Фомченко собирались реставрировать все мэры, с которыми мне пришлось сосуществовать.  Этот парк – начало города, вторая Бикатунская крепость, старый центр. Сейчас же парк Фомченко – окраина, поэтому и идёт его благоустройство так тяжело.
   Последнее время часть этого парка взял под свою ответственность коллектив завода «Сибприбормаш». Активисты памятно отметили могильными плитами бывшее захоронение почётных граждан конца XIX века. На этом месте некогда стояла главная церковь города, Троицкий Кафедральный Собор, здание которого было разрушено при советской власти.
   Памятная стела, установленная в центре парка, посвящена погибшим революционерам Бийска. Эта стела раньше обозначала пристань, к которой пришвартовывалась "Комета» лет 25 тому назад. Памятник постепенно рушится без хозяина, не нужный ни городской администрации, ни современным жителям района «Лесозавода», в котором находится наш парк. Вот такое непримиримое, разрушающее столкновение времён!
   У лесозаводчан сегодня не в почёте гулянья по парку под духовой оркестр пожарников, часть которых базируется тут же, прилегает к парку. Это самое первое пожарное отделение города Бийска, основанное ещё в XIX веке.
  Наша организация по остаточному принципу следит за чистотой в парке, требующем кардинальной реконструкции и обновления. Что-то делается жителями с адреса Фомченко 1, -  бывший дом часовых дел мастера Ерина. Жильцы облагораживают прилегающий к их дому прибрежный участок. Остальное же правобережье Бии нещадно засоряется местными жителями, повадившимися пьянствовать на некогда прекрасных речных берегах.
    Здесь по утрам, рассказывали, на берег выходили русалки - наслаждались родниковой водой и брызгались росой, разнося по округе счастливый смех. Или же это были местные красавицы, которые скрывались в утренних речных туманах под раскидистыми вётлами от потенциальных женихов? Красавицы в здешних местах раньше были. Я видел. Теперь же невесты разъехались кто куда из этих злачных мест в поисках лучшей жизни, спились и исковеркали свою красу безысходной нуждой, безумными взглядами.

     Заскочит дворник в парк раз в неделю, мусор подберёт; раз в месяц газонокосильщики взорвут тишину жужжанием триммеров - вот и вся обслуга для исторического места. Отдавая дань справедливости нашим чрезмерно экономным отцам города, следует отметить, что изредка, на день, на два, спокойствие бийских берегов нарушают шум бензопил и несмолкаемое верещание наших женщин мастеров - дизайнеров парковых ландшафтов. В непроглядных трущобах появляются просветы с речными видами, и туристам предоставляется возможность запечатлеть на фото начала форпоста российского.
   В один из таких благоприятных для парка Фомченко дней возле стелы появился трактор: сорвал бетонные плиты с площади. Плиты давно отслужили свой срок, и из рассыпавшегося бетона во все стороны торчала арматура, о которую запнулся ни один прохожий. Я тогда обнадёжился, помнится: плиты пригодились бы мне для укладки дорожки к дому.
   Надёга моя распылилась уже на следующий день, пока я думал про транспортировку, пока проведывал свои плиты..., глядь, а Вовка уже растаскивает их на тележке! А там и трактор подошёл, увёз остатки строительных отходов на свалку.
   Вовка, он живёт метрах в трехстах от парка Фомченко. Вовка Петров. Видать время было такое тридцатилетней давности – время Вовок. С кем ни познакомишься, угадав возраст в 35 лет, обязательно окажется Вовкой, не ошибёшься. Время Юрок (Гагариных) отходит с их преклонным возрастом.
   Ребята говорили, что Вовчик не совсем нормальный. Нормальный ли, а вот хозяйственней меня оказался, обошёл на повороте с плитами. А кто определял эту норму? Сверху спустили, по предпочтению наших новых хозяев жизни? Или "смотрящие" лесозаводские, которые сами себе законы устанавливают? Кто как думает, о чём, какие они - правильные мысли? Смыслы жизни, они законсервированы в дурдоме, что красуется напротив парка своей желтизной.
   Со временем я проникся уважением к Вовке, когда узнал на что он пустил бесхозные плиты: уложил ими родник, бьющий с крутого правобережья Бии. Кустарная работа, но тем она и привлекательна, что выполнена не выверено, непрофессионально  – чисто от души!
   «Так может, это не Вовкина работа вовсе»? – мелькнуло у меня тогда.  Мало ли кто может кроме него нагромоздить всё это. Плит на заброшенной площади было предостаточно. Разве Вовчику, смурному малому, пришла бы в голову мысль родник облагораживать, людям добро нести, душу лечить?
   Зря я сомневался в Вовкиной бездуховности! Я понял свою ошибку, когда увидел заблудшую душу, собирающую с освящённого места мусор, брошенный «любителями» родной реки, свободными от нравственности!

                ***

   Многие копаются сегодня в русской душе, пытаются её разгадать. Загадочная русская душа – не поэтому ли не любят нас в остальном мире, что не могут понять наших безбашеных эмигрантов, непредсказуемых в ностальгическом, вечно пьяном угаре?
   Русский – это Российская история, заветы предков, хранящиеся в крови, с рождения, в каждом; это воспитание в русских традициях, на нашей отличительной морали, выработанной веками на тысячелетнем русском опыте, известнейшем в мире. Русские традиции забыты сегодня, заброшены на общественные задворки за ненадобностью, опорочены западными свободными нравами и потребительским отношением к жизни. О традиционном русском воспитании в духе чести и совести сегодня говорить стыдно. Современная семья выбирает американские ценности, виртуальное пространство, освободившее их самих от любимых чад.
   «Человек – это то, что он ест». Питание во многом определяет человеческое мышление, характер, постоянно меняющиеся в жизненном процессе. Вегетарианцы не стремятся к глубоким рассуждениям – этот факт уже доказан. И что это за русский, потребляющий в пищу гамбургеры и «Сникерсы», пьющий «Пепси»? От «русского» в таких едоках остаётся только язык, исковерканный жаргоном и матерщиной.
   Питьё играет не последнюю роль в определении принадлежности человека. Живительная сила российских родников известна давно. Выбор воды для питья важен не только для здоровья, но и для становления Человека настоящего.
   Не нравится мне бутилированная вода, очищенная – ей не напиться даже! Такая вода проходит сквозь нас не задерживаясь – наши организмы не воспринимают чистую химию, зашифрованную H-2-O. Торговцам же такой расклад на руку, и гонят они безвредную, бесполезную воду неограниченно, очищают нас от мыслей и промывают духовность, освобождают от совести.
   Вода должна наполниться жизнью перед употреблением, вобрать в себя «соль Земли», земную силу, жизнестойкость, вкус. Дождевая вода освежает, но не насыщает, радость от неё кратковременная, а мысли мимолётные. Пощекочет душу дождичек, подмочит одежонку и репутацию, да обсохнет на солнышке без следа; забудется, распылив наше уныние. Родник же запомнится надолго в своём журчании, будет звать снова, бесконечно ожидая в беспокойном движении; закрепится в наших воспоминаниях морозной ломотой на зубах, сведёнными скулами.
   Живительная влага – вода родниковая!

   Открылся вновь обихоженный Вовкой родник людям. Вовкин родник…, раньше он Морозовским источником назывался. Знает ли Вовка об его изначальном названии? Да и это название не первое у бессмертного родника, перенёсшего за свою многовековую жизнь не один десяток природных и искусственно подстроенных катаклизмов.
   Поставили у родника крест из морёного дерева. Не Вовка тот крест строгал - профессионально выполнен православный символ, руками мастера, не Вовкиными. Иконку повесили на крест, освятили. Чья-то наивная душа накропала стихи «Родники России» и вывесила нетленку на заветном кресте, не стыдясь своего непрофессионализма и неполного знания орфографии.
   Потянулись бабушки к родничку святой водички попить, с запасом в бутылочки с собой набрать. Зачастили алкоголики – спиртягу  разбавить, посидеть как люди, без антисанитарии. А вдруг святой источник избавит их от вредной привычки? И вправду – а вдруг?!

   Лаборатория мониторинга окружающей среды делала анализ 4-х родников на территории Бийска. Самым загрязнённым оказался родник у парка Фомченко – уровень нитратов в нём превышает норму на 10,65 мг/л. Долговременное потребление воды с данного источника влечёт за собой нехорошие последствия.
   Этот район Бийска не обслуживался коммунальщиками 20 лет. Мусор вывозился только по большим распоряжениям, после разрушительных скандалов. Люди приучились утилизировать отходы сами: прикапывают, раскидывают по накатанным дорогам, а машины вдавливают сор в грязь. Сбрасывают мусор под берег, укрепляя нечистотами оползающие склоны. Выгребные ямы, самоочищающиеся, нисколько не обогащают наш родник целебными солями. Городское кладбище на горе – начало нашего живительного источника…
   Вот почему Вовку считают не совсем нормальным. Сколько их в нашем районе, людей, не похожих на других, оригиналов! Не из их ли числа я? Хотя я потребляю воду из колонки, городской системы водоснабжения. Брезгую пить из личной скважины, как это делают все соседи, веря в целительную силу неочищенной природной воды и всесильную экономию.
   
   Строгая Осень раздела загрязнившиеся за лето деревья, и те разошлись пытаясь попрятаться стыдливо; раскрыли закрома, утаённые ими под летней листвой: мусор, сброшенный нерадивыми хозяевами с глаз людских долой. Засверкали склоны горы и Бийских крутых берегов блеском битого бутылочного стекла и вечного пластика.
   Вывоз мусора сегодня стоит копейки. Обеспокоилась городская администрация о нашем будущем, обратила своё величайшее внимание на чистоту окраин. Устыдились  отцы города любопытных гостей, желающих знакомиться с историческим городом лично, не по указке хозяйской. Осталось только переломить устоявшееся мышление скаредных хозяев, пытающихся спасти расползающийся семейный бюджет путём засорения окружающей среды. Осталось отучить горожан гадить под себя, научить уважать соседей и окружающий их мир.
   Смогут ли Вовки пересилить свиноподобное людское существование? Не станет ли пример жильцов дома на берегу обязательным для всех? Или всепобеждающая нечистоплотность возобладает над голосом разума, желанием чистого будущего для потомков?

   Я приезжал на Бию в те далёкие счастливые времена, когда разрешали курить и к людям относились по-человечески.
    По утрам тогда, в заросших берегах, и вправду прятались русалки: девушки-спортсменки, увлекающиеся модным в те времена спортивным моржеванием.
   Берега были чисты в ту пору, по Бии ходили небольшие суда, а отдыхающие граждане не позволяли себе бросить в реку даже спички.
   Дядя Валентин, родственник жены, слыл активистом в своём районе и постоянно организовывал соседей на уборку небольшого прибрежного участка. В каждом районе тогда были свои «дядь Валентины», а бийские берега не кричали во всеуслышание о разорительном присутствии человека в их краях.
   Возвратов в прошлое нет. Река не любит вмешательств извне, она предпочитает очищаться сама от вредоносных влияний на её жизнь. Чистка дна реки в целях углубления её фарватера так же губительно сказывается на хрупком речном мире, отличном от нашего, наземного. На реке мы в гостях и должны вести себя здесь в соответствии с нашим предопределённым статусом: не следует блистать своим человеческим умом на территории чужого разума! И нет у нас никаких прав разводить в чужой мокроте свои земные расточительные повадки!
   «Комета» сегодня стоит на приколе в Бийском речпорту – не пройти ей даже до моста. Да и не надо! Пусть ходят по реке суда с большей проходимостью, плоскодонки. Как-то прошёл здесь чёлн Стеньки Разина до Телецкого озера. Здорово, красиво, интересно! Как бы смотрелась Бия в цветастых парусных судах!

                ***

   Только что вернулся с Фомченко. Не было во мне уверенности, что всё рассказал о нашей реке. Сбегал скоро – от нас недалеко. Побродил по берегу, подумал, разрешения спросил у источника на публикацию: вправе ли я о нём рассказывать?
   Там, у родника, всё в порядке. Над рекой утки летают, вороны. Чайки нет - на городскую свалку, видать, мигрировала - перелётная. Они теперь на отбросах в стаи собираются: пищи там больше, теплее от гниения.
   У родника чисто, видать, Вовчик опередил меня и успел прибраться после подпитых горе-рыбачков. А может, кто другой, Вовкин последователь, объявился в наших краях? Хотелось бы.
   Кружечка висит в положенном месте, на шесте, у родничка – подходите, пейте! Руки омыл, но пить не решился. Мне бы свои мысли додумать, не до чужих пока.
   Пёс подошёл сзади, неслышно. Здоровый, напугал случаем! Пёс извинился заинтересованным взглядом, наклонив морду вправо. Поговорили о делах междуПородных, пока хозяин не отозвал: не положено служебному респектабельному псу заговаривать с незнакомцами, пока хозяин зарядку на берегу делает.
   Родник? А что родник? Журчит потихонечку, несмышлёныш, человеколюбец патологический. Ему ведь от роду – час с небольшим, и возраст его неизменчив в веках, длиною от горы до речки. Несёт он в своём течении добро людям, как это сам считает. На поверку же выходит, что этот непоседа давно уже стал сладким убийцей, не ведая того. И течёт он со всей своей детской непосредственностью, не подозревая о притаившейся в его прозрачных водах заразе.
   Наивный вечно молодой источник! Не может он сам очищаться! Вот попадёт к своей взрослой сестрёнке, речке, та его отмоет. Река может смывать с себя грехи, чистюля! Очистит и себя и других: от невзгод, непотребностей, грусти. Очистит от мрака времён и безумств.


Рецензии
Жизнеутверждающий рассказ.
Родник - есть жизнь.
Река,ее продолжение.

Реймен   26.11.2019 21:36     Заявить о нарушении
Удивительная штука - родник. В самую лютую стужу не замерзает, течёт проторенным руслом сквозь льды. Оттого и наделяют родники чудодейственными силами, воду их живою называют.

Игорь Бородаев   27.11.2019 05:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.