Знахарство или магия

1
        Как-то при очередной встрече с племянником у нас возник разговор о различных таинствах, в том числе знахарстве и магии.
      - Я часто захожу в Интернете, дядя. Очень удобно искать любую информацию. В сети часто ненавязчиво предлагаются различные услуги. Некоторые из них привлекают своей доступностью, т.е. бесплатны. К ним относятся астрологические прогнозы, различные гадания судьбы, знахарские способы лечения ряда болезней и даже магия. Как ты к ним относишься? – спросил Тимур.
- Однозначно ответить на этот вопрос я не могу. В СССР  власть считала их пережитками прошлого. С этой властью можно согласиться разве в том, что эти учения идут из глубины веков. Сами эти учения неоднозначны. Так есть черная магия и в противовес ей – белая. Знахари также бывают разные: очень много шарлатанов, но есть и истинные знатоки дела, – ответил я после некоторой паузы.
        - Вот, к примеру, выдаются астрологические прогнозы на каждый день. Что это, как не шарлатанство? – возмутился Тимур.
        - К таким прогнозам на каждый день я отношусь тоже с большим предубеждением. Но прогнозы на год бывают порой удивительно точными. Как-то прочитал я прогноз на год для Близнецов. В нем, помимо всего прочего, сообщалось, что им предстоит в первом полугодии переезд на новое место жительство. В это время моя дочь – Близнец жила в Паркенте со своей матерью. В тот год она оканчивала школу и должна была поступать в институт. Мы договорились, что во время учебы она будет жить со мной. 27 июня я спросил ее, когда она собирается переехать ко мне. Дочка ответила, что пока не знает. Каково же было мое удивление, когда на следующий же день с небольшим скарбом она переехала ко мне. В этом прогнозе для Близнецов сообщались и другие, менее значащие детали, которые подтвердились в жизни.
        - Дядя, а что ты можешь сказать в защиту знахарства и магии? – поинтересовался Тимур.
        - Я каждый день утром хожу по аллее, вдоль которой растут деревья и зеленеет травка. Многие жители многоэтажек там выгуливают собак. Часто наблюдал, как собаки находят нужную травку и едят ее. Эта трава помогает им при недомоганиях. Собаки находит нужную траву интуитивно, их никто этому не учит. Человек же, в отличие от животных, передает свои знания следующему поколению, часто по наследству. Поэтому истинный знахарь аккумулирует в себе опыт и знания многих поколений.
         Относительно магии можно сказать следующее. Настоящая магия основана на вере. Если человек верит в магию, то она ему поможет. Вера есть сильнейшее оружие! Исследованиями ученых выявлено, что шаманы были духовными лидерами племен. Вся их сила держалась на вере в них всего состава племени без исключения. По собственному жизненному опыту могу сказать: если, приступая к исполнению какого-либо дела, ты веришь, что выполнишь его, то половина дела уже сделана. Конечно, можно приводить много доводов за и против, но лучше я тебе расскажу, как знахарство и магия помогли мне в детстве справиться с некоторыми заболеваниями.
        - О! это будет здорово! Я весь внимание, дядя.

2
        Мои первые познания о знахарстве и магии уходят далеко в детство. Я родился в Ташкенте сразу после 2-ой Мировой войны. Отец и мать рано утром уходили на работу и приходили домой только к вечеру. Своих дедов я видел лишь на редких фотографиях, так как один из них был репрессирован, а другой погиб на фронте. Поэтому с малых лет был окружен заботами двух бабулей, с материнской и отцовской стороны. Младшая по возрасту бабуля – Зульфия получила 4-х классное образование в русско-туземной школе, а старшая, Мушарраф вообще никогда нигде не училась. У обеих в живых осталось по одному ребенку, так как остальные умерли в молодом возрасте от различных инфекционных болезней, а двое  погибли на фронте. Мушарраф была ровесницей Сталина, а Зульфия родилась в год первой русской революции. Детство и юность они провели в небольшом по нынешним понятиям провинциальном городишке Туркестанского края. Поэтому не мудрено, что во многих случаях они обращались к знахарям.
        Несмотря на  успехи медицины, в первые послевоенные годы не было такого изобилия лекарств, как сейчас, а антибиотики врачи вообще не выписывали из-за их отсутствия. Я был озорным ребенком, непоседой, который ничего не боялся. В то время, большинство детей до подросткового возраста гуляли по полгода босиком, в одних подштанниках. Азартность и бескомпромиссность, свойственная детям в играх, часто приводили меня к травмам, не говоря уже о мелких ссадинах. Эти ссадины я, в лучшем случае, промывал от земли водой. Не мудрено поэтому, что иногда на ногах образовывались гнойные нарывы. Помню, что один из них был расположен на коленном суставе. Когда он достиг заметных размеров, меня отвели в районную поликлинику для его вскрытия. Хирург едва нажал на нарыв, как оттуда фонтаном брызнул гной. После этого он сказал матери, что операцию нужно делать немедленно и под наркозом, так как, возможно, затронута кость. В то время почти повсеместно врачи делали операцию под общим наркозом. После операции врач сообщил маме, что, к моему счастью, кость была не затронута.
        В нашем резко континентальном климате многие болеют тонзиллитом, в просторечии – ангиной. В некоторых случаях стремительное развитие болезни может привести к перекрытию дыхательных путей. Такой процесс наблюдался и у меня, когда мне было лет шесть. Понятно, что я не придавал тогда никакого значения тому, что заболел ангиной. Лишь когда стал задыхаться, я сказал об этом бабулям. Они быстро позвали знахарку из махалли.
        Такой знахаркой была женщина лет пятидесяти, которая, не мешкая, взялась за дело. Она срезала с яблони ветку толщиной с мизинец и длиной с локоть. Один конец этой ветки – палки она заострила, но самый кончик оставила тупым. Затем намотала небольшой кусок ваты на конец палки, обмакнула его в керосин, выжала излишек с ваты и подожгла. После двух секунд горения ваты она ее затушила и приступила к операции. Ее ассистентами были мои бабки. Одна из них зажала меня между своих колен, а другая держала открытым мой рот. Знахарка уверенным, но осторожным движением засунула приготовленный инструмент мне в рот до гортани, а затем, медленно вращая его, с некоторым усилием протолкнула дальше. Когда почувствовала, что пробка пробита, она вытащила из моего рта свой инструмент. Сразу после этого я стал отхаркиваться гноем вперемешку с кровью. Было неприятно, но дышать стало легко.
        Лет в семь-восемь меня сильно покусала собственная овчарка, после чего я стал заикаться. Чтобы вылечить меня от этого недуга, бабули позвали вновь знахарку. Знахарка вскипятила в одном ковше объемом около литра воду, а в другом, сравнительно небольшом растопила какое-то вещество. По ее знаку бабули держали меня крепко с двух сторон, а она, подняв над моей головой большой ковш с кипятком, влила в него содержимое малого. Затем знахарка опустила ковш так, чтобы я мог лицезреть его содержимое. Из ковша выходил густой пар, который постепенно разрежался, и сквозь туман стала вырисовываться фигура собаки. Это действие меня настолько поразило, что я запомнил его на всю жизнь. Через месяц-другой после ворожбы я перестал заикаться.
В детстве я был, как считали бабули, очень красивым мальчиком. Сестра рассказывала, что ее подруги при виде меня говорили: "у тебя братец прямо херувимчик". Многочисленные тетки при виде меня зацеловывали так, что мне приходилось потом втайне от них промывать щеки. Взгляды посторонних женщин на себе я также замечал, но не придавал этому значения, а напрасно. Дело в том, что в те далекие времена меня вдруг охватывал какой-то недуг, который сопровождался головными болями, рвотой. В своем мнении об этом бабули были солидарны: меня сглазили. Вечером у спального ложа Зульфия-биби  зачитывала меня. С этой целью она брала кусок хлеба, чуток его солила, затем заворачивала в платок и проводила обряд. При этом бабуля прикладывая платок к разным частям головы и груди, приговаривала: чи;, чи;, чи;масанг ;ўймиман; кимдан келсанг шунга бор; вовуллаган кучукга бор, миевлаган мушукга бор (выходи, выходи, не выйдешь тебе покоя не будет; иди туда откуда пришел; иди к гавкающей собаке, мяукающей кошке). Она повторяла эти и подобные им простые слова неоднократно, затем раскрывала платок, уговаривала меня плюнуть три раза на кусок хлеба и отдавала его на съедение дворовой собаке. После этого таинства мне становилось легче, я засыпал, а утром просыпался полный сил, совсем забыв о прошедшем инциденте. Через некоторое время все вновь повторялось, бабуля вновь зачитывала меня, и я вновь выздоравливал. В подростковом возрасте я уже не напоминал херувимчика и сглазу не поддавался.

3
- Дядя, так антибиотики и местная анестезия в середине прошлого века еще не применялись? – спросил Тимур.
- В СССР медицинское обслуживание было бесплатным. Антибиотики и препараты для местной анестезии тогда только появились и были недоступны широким массам из-за своей дороговизны.
- А почему, тебя, дядя не отвели к врачу, когда ты задыхался? – поинтересовался Тимур.
- Мне кажется, что в то время они поступили правильно. Необходимо было срочно открыть дыхание, так как без него человек может прожить всего пять минут. Если бы бабули пошли со мной к врачу, то это заняло бы не менее часа времени. Кроме того, они были уверены в знахарке и не очень доверяли врачам.
- Интересно, что это было за вещество, которое в кипящей воде обрело фигуру собаки? – задал мне вопрос Тимур.
- Я сам очень долго не мог ответить себе на этот вопрос. Помню, что вещество это было серого цвета. Поэтому можно предположить, что это был какой-то металлический сплав. Став взрослым, я иногда рассказывал своим знакомым физикам эту историю и спрашивал их, что за вещество могла использовать знахарка. Они были едины в том, что знахарка заливала вещество в форму в виде собаки. Я был не согласен с ними, так как никакой формы я не видел. В конце 70-х годов прошлого века я прочитал информацию об удивительном сплаве титана и никеля, который назвали нитинолом. Нитинол обладает свойством помнить свою прежнюю форму. Поэтому, если его расплавить, а затем охладить, он примет первоначальную форму, которая может быть и в виде собаки. Возможно, люди на практике знали об этом сплаве давно, а ученые открыли его для себя заново.
- Ну, как этот обряд мог вылечить тебя от заикания? – спросил Тимур.
- Видишь ли, это связано с психологией человека. Заикание часто наступает от испуга. Психологи и сегодня лечат детей, как это не покажется странным, используя способы, похожие на тот, который применила знахарка. Так, к примеру, они просят детей нарисовать то, что их напугало. Постепенно страх перед этим у детей пропадает, и они перестают заикаться.
- Зачитывание - это магия или знахарство? – спросил меня в очередной раз Тимур.
- Это скорее магия, но имеет элемент знахарства. Во времена моего детства это действие было очень распространенным среди местного населения. В оправдание этой магии можно сказать следующее. В священной книге (Коране) признается как наличие бестелесных существ – джинов, так и такого явления, как сглаз. Поэтому для изгнания различных бесов и применяется зачитывание. К тому же успех зачитывания зависит от веры всех участвующих в действии людей. Я уже говорил, что вера есть сильнейшее оружие в достижении цели. На сегодняшний день можно считать доказанным, что ряд людей являются экстрасенсами и могут точно воспроизвести прошлые события из жизни ушедших.  С кем они при этом общаются, и как получают искомую информацию - остается загадкой.
- Да, дядя … - задумчиво произнес Тимур. - Тебе крупно повезло в детстве с магией и знахарством. Не знаю - верить ли мне в магию или нет. Но после твоего рассказа можно поверить в разные чудеса.
- Уже поздно племянничек, тебе пора домой, а то мама начнет волноваться. А мы с тобой еще как-нибудь поговорим о чудесах.


Рецензии
Здравствуйте, Джахангир!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
См. список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://www.proza.ru/2017/08/07/1168 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   20.08.2017 10:14     Заявить о нарушении