Из дневника 16 октября 2015, пт

Иез.48:35. В ТЦ и в вечности топонимы и вообще имена собственные будут говорящими и значимыми. Сравнить с новым именем, которое будет дано каждому верующему. Думаю, имя каждого христианина будет емко описывать всю его сущность и личностную уникальность, как имена Божьи описывают Его сущность.

===

Читая «Отцовство» Эпштейна, подумал: привычка к вербализации всех пониманий и ощущений формирует культуру осмысления всего наблюдаемого, воспитывает цепкость взгляда и гибкость слова. Человек разумный – это человек говорящий (слышал на каком-то уроке, что фразу «стал человек душою живою» можно перевести и как «стал человек душою говорящей»).

===

Как цветоводы делятся отросточками, а бывая в госучреждениях, иногда украдкой отщипывают листочки, так я собираю из книжек, уроков и разговоров отросточки идей, отщипываю метафоры, сравнения, меткие словечки… И сажаю в свой рабочий блокнот-рассадничек… Временами пятая, временами десятая или двадцатая часть моих стихов вырастает из этих отростков.

Думаю, это одно из условий собственного роста как поэта: ты не варишься в соку одних и тех же идей и образов, а постоянно прирастаешь, и здорово, когда это происходит небольшими порциями и непрерывно, чужой опыт впитывается и усваивается понемножку, ты остаешься собой, но становишься старше на каждый воспринятый кусочек смысла или красоты.

Кроме конкретного языкового материала усваивается вообще чужой взгляд на мир, способ говорения (и молчания), расширяется круг тем, набор инструментов, акценты интонации, источники заимствования… Не представляю себе поэта или писателя без таких остановок во время чтения или разговора, когда надо срочно где-то черкануть два-три слова, в которых картинка, в которых изюм будущих произведений.


Рецензии