Могила шамана и белые стражи тундры

АВТОР АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ

ПОСВЯЩАЕТСЯ ЕКАТЕРИНЕ МАЛЫШЕВОЙ


             ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ

             МОГИЛА ШАМАНА

В  молодости я подружился в городе Красноярске с настоящим северянином по имени Аял. Круглолицый потомок оленеводов поведал мне про затерянную в полярной тундре могилу шамана.
Родился Аял на крайнем севере Якутии и в детстве учился перегонять стада у оленеводов своего племени.

Однажды в племени умер старый шаман и не оставил наследника. В таком случае старшие устроили обряд избрания шамана. Из одежд умершего выбрали шапку.
Шаман носит на голове железный шлем с фигурками служащих ему помощников и частей тела. Когда он улетает в мир духов на него нападают демоны и шлем защищает голову, железные глаза отвлекают удары духов от глаз шамана и также помогают ему много других вещей для мира духов.
 
И вот все племя собирается выбрать шамана. Люди по очереди трогают длинную вагу, ствол молодого деревца на другом конце которого лежит шапка шамана. Все по очереди поднимают вагой шлем заклинателя и уходят.


 Но вдруг происходит чудо-юноша берется за вагу и не может ее поднять. Шлем шамана становиться для него тяжелым и вага только гнется в его руках. Юношу избрал дух умершего шамана и он получил все наследство заклинателя. Отныне он поселится в шаманском чуме, и будет лечить и предсказывать, биться с духами и приносить им жертвы. Запевая в чуме долгие священные песни он станет неуязвимым и будет протыкать свою печень железным копьем чтобы узнать тайны будущего и причины бедствий своего племени. Люди северной тундры окружат его почтением, принесут ему все дары природы и он не будет нуждаться.

Но одного важного не будет с ним. Не сможет он жить простой жизнью своих предков и беззаботно напевать погоняя оленей. Духи будут звать шамана в новые опасные путешествия в загробный мир и в ярости рвать  одежды и царапать на шлеме железные глаза. И не будет у него пути назад. До самой смерти будет он постигать тайны своего ремесла и унесет их за собой в могилу шамана...

Прошло несколько месяцев и племя засобиралось в путь.
Наступило утро перегона оленей, когда наш Аял с родственниками выехал на оленях из дальнего станка.

Выйдя на простор, каюры погнали оленей по белым равнинам. Без тропы и дорог они ехали по памяти, направляя нарты к большому главному стойбищу, надеялись до ночи успеть достигнуть жилья и завершить круг перегона оленей.
Вдруг погода испортилась, началась пурга.


 
Впереди не стало видно дальше двадцати шагов. Ветер бил снежной крупой в лицо и замедлял движение, Стремительно опускалась северная долгая ночь. Наконец погонщики признались, что потеряли направление. Вместо родного стойбища олени шли неизвестно куда, и пришлось ночевать в пути. Наступила неизвестность. Все очень устали и замерзли. Даже северным оленям было тяжело идти по снежным наносам. Ветер раздувал мех животных и забивал все щели снегом.


В таких случаях северные народы применяют верный способ определить  направление. Осенью этого года перед первым снегопадом смотрят, куда дул ветер и направление в котором клонилась трава от ветра. И снег засыпает ее так до весны. Зимой потерявшиеся северяне разрывают снег и смотрят, куда клонится трава. И так узнают где юг, север, запад и восток.

Это последнее средство ночью в пургу, когда в небе не видно звезд.
Путники уже хотели остановиться и раскопать снежный наст.
Но вдруг впереди показались зловещие ворота, украшенные рогами, хвостами и черепами зверей. Две листвяжных плахи с перекладиной означали границу миров. Перед нами была легендарная могила шамана.
 
Древний великий шаман покоился здесь, но его дух витал над округой. Может быть он и вывел нас к своей могиле. Силы были на исходе. А кружить в пургу по тундре опасно и бесполезно. Но здесь мы не заблудимся. Решено было остановиться.


Вдруг из вихрящегося со всех сторон снега показались стрелки. Могилу охранял отряд незнакомого нам приморского племени. Одетые в белоснежные малицы из шкуры бельков, детенышей нерпы, охотники совершенно сливались со снегом тундры и мы бы никогда их не за метили и если бы они сами не подошли к нам.


 В руках они держали грозное оружие военных-автоматы Калашникова. Нас строго расспросили, кто мы и откуда. Каюры, погонщики оленей, объяснили им что из за пурги заблудились идя между дальними станками в поисках главного стойбища в холмах. И стало ясно, что если бы мы оказались случайными людьми и не смогли бы объяснить причины появления здесь, охотники просто расстреляли бы пришельцев, как грабителей могил.

 Вокруг могилы шамана всегда ходили слухи о сокровищах. Здесь повсюду издавна мыли золото, искусно ладили из него украшения и жертвовали шаману. Могила хранила священные клады и ценности ее принадлежали духам тундры. Во все времена и всех народов были такие священные жертв
енные места. Это золото принадлежало миру мертвых и укравшие его раньше срока уходили в потусторонний мир.

 
Но нас не волновали богатства Шамана. Всем до смерти хотелось отыскать родное стойбище. И стрелки в белых одеждах указали нам путь домой. Вскоре мы достигли знакомых холмов и вышли к большому стойбищу своего племени.
Словно сам дух шамана вывел нас из пурги в которой мы совсем потеряли свой путь, к своей могиле, овеянной легендами святыне нашего народа.
Затерянная в морозной тундре, украшенная листвяжными воротами, рогами и черепами, покоится между мирами древняя могила шамана.


Рецензии