После войны- братик, игрушка, мальчишки, Наташа Го

ПОСЛЕ ВОЙНЫ...родился мой братик

родился  бедный  мой братик. Картина;  рядом с папой на кровати- деревянное корыто, а в нем  постоянно кричащий почему- то всегда голый , мой братик...

Он не кричал, а исходил криком, иногда на миг затихая, чтобы разразиться  снова.  Папа слегка подкачивал это корыто - туда- сюда и вдруг...   подбрасывал     корыто так ,что ребенок вылетал  и  плюхался обратно, на миг затихая совсем..

.У него был очень  раздут живот .Оказалось,все органы заражены туберкулезом.
Маленький гробик стоял у нас на столе половину дня, где мы обычно ели.

 .Мама научилась плести тоненькие  шелковые сеточки и вуали на шляпки. Мне поручали ставить серебрянные крапинки.Папа разносил их по парикмахерским.У папы все сразу разбиралось.
Но это быстро сошло на нет, шляпок тогда было не много и сеточек много не нужно было.Потом стали плести авоськи, но это дело тоже быстро закончилось.

Папа хорошо умел делать портреты деятелей партии сухой кистью,Брали. А один раз его портреты висели на Красной Площади во время праздника.Такие заказы были редкими.

Мама все чаще стала причитать на свою судьбу. Вспоминается она мне часто в такой позе, задрав сзади подол платья, она показывала папе: смотри ,ты мне ни одних штанов не купил.
На ней всегда были голубые байковые штаны до колен на резинках, какие носили тогда женщины. Они всегда были в заплатках.

Да и на меня все чаше стала кричать- не моя ты породка, жидовская ты морда ,и могла швырнуть в меня утюг и всеми словами обозвать...

Ей и вправду было тяжело очень  жить на свете. Она никогда не училась, не прочитала ни одной книги.  Папа писал письмо К.Ворошилову- помочь зачислить маму в таком возрасте на учебу в школу. Ответили положительно, но мама не захотела.

Нельзя сказать, что мама была неумехой, она хорошо шила, правда по- своему- просто кроила, разрывая ткань руками на глазок, но получалось в целом очень даже...

Однажды  в ней проклюнулся  художественный талант. Когда жить было совсем не на что, мама принесла рулон плотной бумаги голубого цвета и стала рисовать коврики на стену: жених, невеста, замок, лебеди.Папа рисовал всем глаза, обрабатывал лес, воду, замок.Мамины прикосновения были самыми трогательными-голубь с письмом  к невесте ..и много- много  цветных нашлепов кистью- это  были цветы ..
..
Эти коврики стали нашим единственным источником существования . С этими коврами мама и ездила по всем подмосковным городам . Это очень тяжело- нести рулон готовых ковров  , а оттуда - сумку самых несчастных продуктов.Она не могла позволить себе купить что- то хорошее, брала самое дешевое и червивое. Она несла и несла, а папа без устали встречал и встречал, сочувствуя ей .

О СЕБЕ.

Я жила как бы сама по себе. Никто мною не интересовался. Папа чаще лежал, он и вправду всегда был больной. Когда ему было лучше- он уезжал в Москву . Мне всегда хотелось поговорить с папой, но когда я его просила об этом- он неизменно отвечал- не хочу.

Никто ни разу меня не обнял, не поцеловал и даже не погладил по голове, не назвал дочкой и даже... уезжая  на некоторое время- не прощались со мной...Я думала все так живут...Позже поняла, что бывает и по- другому, когда стала учиться в школе и заходить в гости к девочкам... я вдруг ощутила совсем другую атмосферу...

Я специально ходила к своей однокласснице, хотя это и не близко, оставалась там до тех пор , пока не выгонят... Я видела, как приходит папа с работы, целует дочь, как ласковая мама приглашала к ужину, а потом напоминала, что нада проиграть задание по фортепиано...

В тот вечер была Французская песенка... Потом меня спросили- не страшно ли мне идти домой, ведь уже поздно. Я ответила- нет и уходила с удивительным настроением счастья и покоя.

Ругали меня за самую маленькую провинность. Мной всегда были не довольны. Каждый день!Конечно, когда папа вернулся с войны , он застал меня дикой и даже очень. Внутри себя я была счастлива, но чувств своих я не проявляла никаких. Стеснялась. Не умела. Все ликовало внутри меня, когда я увидела папу вернувшимся наконец, но внешне... нет.

Папе со мной не чем было говорить. Я росла без него. Короче- папа хотел видеть дочь другой... Так я и стала только наблюдателем их жизни, их любви и страданий .На улице  я могла быть хоть до утра. Никто меня не ждал  и не звал никогда! Смешно, но у меня было единственное желание, чтобы меня , как всех детей, позвали бы к обеду.....

ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ИГРУШКА.

Помню первую и последнюю игрушку.
Это была глиняная кукла с рынка, мама купила. С этим своим счастьем я помчалась к своему другу, Юльке Патынскому, который жил в нашей  бывшей  красивой квартире с бельэтажом ,на первом  этаже папиной  квартиры -откуда он ушел на войну.

 Теперь здесь жила семья председателя Поссовета . Это и была Надежда Ивановна,которая навещала меня в детском доме с игрушкой и копейкой.  Отобрали квартиру "у семьи еврея" -  до этого я додумалась спустя годы.У ее  дочери- Гали Патынской ,я вскоре  буду просить  книги о Человеке.

Кто мы такие и откуда? У меня давно проявился особенный интерес к человеку, это самый большой интерес и на сегодня!

 Я получила от нее брошюру Энгельса- Роль труда в процессе преобразования обезьяны в человека.Потом Галя , ставшая очень смелой журналисткой уехала в Америку - одна из первых, и мне нечаянно удалось услышать содержание ее первых писем . Она писала без эмоций , описывая только подлинные факты... Ее потрясло все.!

 Прежде всего устойчивые законы , действовавшие в повседневной жизни- я была далека от всего того, но разумность изложенная в письмах, и выражавшаяся по всем направлениям реальной бытовой жизни, помогающая обычным людям нормально функционировать- нас с мужем потрясла.

Хотя мы не хотели быть потрясенными...
И так я бегу к Юльке с радостью! Посмотри, какая у меня кукла! Мама сказала, что она навсегда, никогда не разобьется - мне это было очень важно! С этими словами я сильно стукнула игрушкой об пол... и она рассыпалась на мелкие осколки... Я так поверила маме и так хотела игрушку навсегда!

У меня не было книжек, карандашей и тетрадей.Но я знала все песни, исполняемые по радио и мы с Юлькой очень часто горланили , сидя у него на полу  все  , что мы знали  и во весь голос. Хорошо, что нам это разрешали!

Я вообще любила играть с мальчиками. И они  каждый раз громко вызывали меня , кричали на всю улицу: Белка ,тарелка ,жареный пупок ,села на машину заводить гудок! Выходи!!! Спасибо им, моим дорогим мальчишкам!

Я обижалась, но сейчас же выбегала и мы играли в лапту, в казаков и разбойников, в прятки и самое главное- мы всегда соревновались, кто выше и дальше всех прыгнет, кто быстрее всех пробежит заданную короткую дистанцию.. по секундомеру.
А зачинателем этого был Юлькин папа- мой будущий преподаватель физкультуры в школе.  Так что -спасибо  большое ему!Нет худа без добра!

Я была крепкая,босоногая,чаще в розовом сатиновом платье на кокетке, с кудрявой головой, очень загорелая- мой портрет того времени. Но это все на улице, дома я не пользовалась авторитетом , так глубочайшее нездоровье и безденежность зацикливает на себе , закрывает глаза.

Я ЖАЖДАЛА ПРИХОД ВЕСНЫ ..

с удовольствием надевала ботиночки и сама с собой играла в классики, радуясь солнышку, зайчикам и травке...Зиму я любила не меньше. Только представьте - большие настоящие сани, много,  много мальчишек  -Куча- мала  -  И поехали.  .. по длинным заснеженным липовым аллеям перед нашим домом. Фонари и снежинки- главное чудо вечерами...
Аллеи липовые?
Дом наш был построен  немецким архитектором Гервицем ?, в Быкове было несколько таких .Деревянный дом завершался резной объемной башней, в которой мы позже будем устраивать спектакли...внутри дома располагалась чугунная нарядная витая лестница, которая и вела на чердак, где мы  и жили . Под домом были подземные галлереи, растянувшиеся на много километров , доходившие до церкви на ст. Удельная и неизвестно куда дальше... летучие мыши ... Мы прятались там во время войны.

НАТАША ГОНЧАРОВА- МОЯ ПЕРВАЯ ПОДРУЖКА

В подъезде дома, я столкнулась с  голубоглазой девочкой- будто бы из красивой книжки.Светлые, почти белые волосы! Огромный  голубой бант на голове.Она улыбнулась...и  я не могла отвести глаз от ее удивительных ямочек на щечках!

Девочка держала пригласительный билет на Новогоднюю Елку в Колонный Зал .
Елка на картинке была с выпуклыми лампочками и игрушками, она светилась,
Я никогда не видела ничего подобного. Это было волшебно! Наташа,  так звали эту чудесную девочку, закрыв подъезд ,показывала мне  сказку ...
Я обомлела от билета и от Наташи?

Папе  Наташа   понравилась!
Наташа жила рядом в большом красивом доме с собакой -Джек!
В доме был 6- ти -гранный зал для праздников.
Мне разрешили приходить в этот дом, потому что я ничего не украду- так говорила мне Наташа, оказывается ее мама знала моего папу.

В доме были комнаты для всех: мамы, папы  и детей.
Мы с Наташкой любили сидеть в маминой комнате перед трельяжем и , глядя друг на друга хохотать... а я втихомолку любовалась Наташкой в зеркале - какая же она красивая!!!

Однажды Наташа появилась в изумительном красном пальто, красной шляпке- капоре, с бантами . Прекрасные коричневые  высокие ботиночки... Я чуть не упала в обморок от такого зрелища.

Какое же это было красивое пальто, с бантовой складкой сзади, с небольшим хлястиком. А шляпка! Поля! Какая это была шляпка, поля которой были насквозь пробиты дырочками в виде расходящихся лучиков. Чудо, а не шляпка! 
А как же все это  ей шло !!!

И как же я благодарю этот Дом и эту новую возможность, которую мне дала жизнь...

Я бежала  к Наташе каждое утро и мне разрешали оставаться одной, в их прекрасном зале с пианино и сидеть там хоть целый день. Меня было не оторвать от звуков... Я перебирала их сколько могла и хотела и не могла остановиться...

Почувствовав мою страсть к инструменту,Наташа стала просить принести чего- нибудь в обмен на игру..

  И я стала потихоньку носить папино " богатство" из его ящика под кроватью . В нем лежали золотые и серебрянные маленькие карандашики, наборы немецких открыток живописи из Музеев , качественные репродукции и др.

Я перенесла все постепенно... И однажды папа вытащил совсем пустой ящик и  был ужас. Зато мама Наташи велела передать папе , что у меня есть способности  и что меня необходимо учить . Я сразу про себя подумала- да какая музыка, какой инструмент, смешно сказать..  Я никогда не скажу об этом папе.

Меня угощали  в этом доме у Наташи но иногда кричали из далекой кухни- Белк, ты будешь есть голову от селедки или мы выбросим? Ты же все у нас ешь! Я подумала тогда, что ТАК не хорошо...

НОРА ВЛАСОВА. ЭЛЕОНОРА ВЛАСОВА!

Я узнала, что в соседнем доме живет будущая балерина.
Это- будущая замечательная балерина театра  им. К Станиславского и В.Немировича-Данченко. Конечно же напросилась в гости- потому что я дружила , как оказалась ,с ее сестрой- Люсей.

Увидела перед собой само изящество и нежность.Короткие темные тугие кудри  ...она стояла перед вертикальным длинным зеркалом... поднявшись на пуанты..в тот день я узнала, как  это называется...Как же я любовалась ею! Это трудно передать словами.И как же я захотела стать такой же!

В центре длинной темной комнаты стоял  стол.Рядом с небольшим окном- зеркало. Перед которым и стояла Нора , примеряя  множество атласных туфель...
Все смотрелось неожиданно для такого обычного и довольно сурового аскетичного помещения.

Потом я часто видела Нору у Наташи Гончаровой на праздниках.
Я не сводила глаз с Норы, запоминала каждое  движение, поворот головы, рук, восхищаясь...

Теперь, когда я уже научилась бегать на льду на коньках и кататься без рук на велосипеде с мальчишками- я впервые !задумалась о красоте тела .

.. Бесконечно училась делать мостик и -научилась, шпагат - не давался очень долго... Тренировалась я тогда, когда все игры заканчивались и я оставалась на улице одна...Я вытягивала носочек, как Нора, вставала на полупальцы, плавно  взмахивала руками, стараясь подпрыгнуть как можно выше, держа прямо голову и тело, следя за ногами и... получая ни с чем не сравнимое удовольствие..

. Это происходило все на моей прекрасной липовой аллее, на которой не было никого   И ,я носилась в танце . ..

Прийдя домой поздно, засыпая ,я  могла  еще раз  взмахнуть руками над головой, что и увидел папа однажды ,и закричал: прекрати кривляться и никогда не кривляйся! Поняла?

Записалась в кружок хореографии, но он оказался платным и мне снова пришлось уйти. Дома ничего не знали о моем увлечении.Танцы не бросила, записалась в свою школу и стала исполнять танцы собственного производства на школьных вечерах и везде, где было возможно.

МОЙ ПЕРВЫЙ БАЛЕТ

В пионерском лагере я отважилась поставить маленький балет"Красная шапочка".
Расписала все- какие  нужны декорации, костюмы и сами танцы для всех действующих лиц. Сама ,разумеется ,была Красной шапочкой в придуманном мной чудесном костюме.

Случайно, в день исполнения балета- приехал папа. Увидев меня в главной роли и главное- в танце, он немедленно меня забрал из лагеря  и повез в Москву в хореографическое училище.  И это- мой строгий папа!

Уже знала к тому времени о всех своих недостатках- рост не тот, ноги - нет, врожденной выворотности и шага нет.
Но я полюбила танец , но у меня иллюзий в отношении себя не было.
 Хотя придет время и я поступлю на вечернее отделение хореографов в какой- то театральный институт/ уже не помню точно/ параллельно с Университетом , написав либретто , но на первом же занятии я пойму ,что надо забыть о преподавании, так как станок, какой необходим!- для меня  по- настоящему -непостижим.

Я и папе говорила- зря едем, меня никто нене возьмет, при этом жуя хлеб с салом, который  он мне привез в лагерь.Так и случилось. Мне 10 лет. Ко мне даже никто и не вышел , а папа был взбешен!!!Зато я научилась хорошо танцевать и на вечерах мальчики выбирали меня.
Спасибо, моя дорогая Нора! Ты изменила мне жизнь!


 ПЕРВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ!

Примерно в это время,  8-9 лет
из меня выпорхнули строчки:

Я  назло навстречу ветру выйду!
Крепче дуй, тебя я не боюсь!
Не заставишь ты свернуть меня с дороги!
Все равно, что я задумала- добьюсь!
Я должна придти к заветной цели!
Сколько б это мне не стоило труда!
И никто меня остановить не смеет!
А самой остановиться- никогда!

  Никакой такой "цели заветной " не было... Да устремленности такой страстной... тоже - я даже про это не знала.

Папа  даже захотел опубликовать его, но я - резко против!
 
"В меру радуйся удаче,В меру в бедствиях горюй,
Познавай тот ритм
который в жизни человеческой сокрыт..".

Это-из античности .
Эти строчки  тоже из детства, которые я запомнила навсегда!


Я ЖИЛА  ИЛИ ТОЧНЕЕ ИГРАЛА И ЖИЛА ,

удивляясь тайне и науке, которую сама и доносила до себя из себя.

Помню:

Один раз
мы с папой были в Музее!Мне лет 9.
Это был Музей Пушкина.

Стены нашей комнаты были увешаны работами художников- передвижников.
Каждый день я смотрела на 3 Богатырей , Аленушку на камне,Бурлаков, тянущих свю баржу и на тех, кто пишет письмо Турецкому Султану.Все это я любила и знала каждый см наизусть.

Именно с тех пор что- то навсегда сдвинулось во мне с мертвой точки.
Работы Матисса, Пикассо, Брака и др. . Они взбудоражили во мне все!
 Откуда  , где это в человеке? Думала, что видим мир одинаково- вот дерево, стол, птица, человек. Девочку посадили на камень - понятно и красиво срисовывают... Понятно.

Для меня открылось множество новых окон- там искусство и там и там .. Но как же другое возможно и где находится то, чем это можно?
Папа критиковал все и говорил  , что так и он может, но не хочет" мазней" заниматься.

Очевидно, какие- то общие линии связывали меня с тем новым , иначе я бы не была так взволнована и не было бы такой страстной  реакции  на " другое".
Потом я забыла об этом думать. Но знала точно, что половину искусства я не пойму никогда.

ПЕРВАЯ ОБЩАЯ ТЕТРАДЬ

для рисования и карандаш - мне привез папа. в подарок, в день возвращения с войны. Вечером попросил лист, написать письмо сестре. Ни одного листа не зарисованного !не оказалось в тетрадке!  А эта была толстая общая  тетрадь! Мне было неудобно перед папой,  .. я и сама не ожидала.

Мы рисовали с Наташей больших кукол , с наборами платьев и ездили в гости к друг к другу- на обед или ужин  в соответствующих платьях. А главным делом было - нарисовать лучшие наряды для Бала и назвать лучшие платья!  У Наташки все лучше получалось- и платья , и куклы и просто рисование!

Часто  мы ездили вместе в кино- в Малаховку!!- и нас толкали в вагоне. У всех мешки, бидоны - поезд из Рязани- Наташка не могла потерпеть, она так ругалась на людей, обзывая их,что я стала думать -наверное у Наташи  особое чувство достоинства и она не может ,когда к ней так относятся, а я ко всему привыкла, мне ничего не стоит потерпеть... Да,Наташка привыкла жить по- другому, все ею восхищаются.

ЯН ФРЕНКЕЛЬ!

Вот недавно поселился у Наташи дачник- за соседским забором. Кто это был? Ян Френкель! Он издали заметил Наташу, позвал ее к забору и сказал- какая  ты красивая девочка, а  я стояла рядом, он меня даже не заметил и ясно почему. 
Но нам очень повезло- мы теперь каждый день слушали музыку Чудесного Яна,

 . Рояль стоял на маленькой терраске и всем все было слышно,  Тетя Наташа- жена и дочка Ниночка - все чудесные.Нас потом пригласили в цирк и дали телефон, чтобы мы звонили. : К-5 7350 . Мы ездили к ним на Трубную.
 Вот какое счастье у меня было!
...........
Натюрморт
После того, как папа увидел нарисованный мной ЕГО ботинок, начищенный до блеска... /Да,однажды этот ботинок так смотрел на меня из- под кровати, что взяла карандаш ... А вот и каблучки, резиновые плоские, стоптаны именно папой на одну сторону.../
 Ботинки продолжали смотреть на меня..я старалась и рисовала :и черноту морщинистую и зеркальную кожу и разлетевшиеся по обе стороны шнурки... Папа оценил. Хотя он меня никогда не хвалил. Это был большой рисунок.

Я рисовала рисовала рисовала и рисовала.... В школе чаще всего вызывали с уроков, чтобы что- то оформлять ..
Папа  решил, что пора начинать рисовать под его руководством, чтобы поступать в училище..Я заканчивала 10 класс.

Папа поставил натюрморт: зеленый лук, селедка, глиняная кринка. Предложил все это написать. Отказалась, сказав, что селедка так хороша, что лучше, чем она есть- никто не сотворит, и кринку кто- то вылепил и лучок зеленый так и просится в рот.
 
Короче,  я не хочу это делать хуже, чем это есть. И ты, прости меня, тоже делаешь хуже, чем это есть. Ну хорошо- сделай тогда все  по-своему- сказал. Не надо по - моему, уже,  все прекрасно, зачем переиначивать и делать хуже??? Это все- живое, зачем лишать все жизни?

На утро он отвез меня в Раменское, в студию друга ,Владимира Ильича, который предложил нарисовать мне гипсовую розетку. Я хорошо справилась- так сказал Владимир Ильич. Вывод- надо рисовать. Я отказалась, сказав что не понимаю для чего это.С папой отношения испортились  надолго.

Сначала, он предлагал мне идти работать в Ателье, "как Симка"- сказал он-я отказалась.Потом- уговаривал идти работать на почту: будешь сидеть в окошечке, там такие чистенькие девочки сидят, неужели тебе не нравится? Нет.

Тогда он лично отвез меня на завод "Компрессор".И после долгих расспрашиваний про слесарей, револьверщиков/ а там что- действительно  револьверы делают- спросил папа/- определил меня ученицей -крановщицей мостового крана в цехе. Я обрадовалась . Меня интересовали  теперь совсем другие люди- рабочие, которых я никогда  не знала.ц


Рецензии