Девять дней одного года

Еще раз посмотрела вчера этот фильм. И, уж простите, не удержалась, чтобы не поделиться возникшими ощущениями.

То, что картина гениальна, тут обсуждать нечего. В этом вопросе нет вопроса, как говаривал один наш старичок-профессор.
И именно поэтому ее можно смотреть снова и снова, каждый раз обретая новое ее прочтение и взгляд на современность. Насущную...

Герой - мой любимейший, не побоюсь даже смешного нынче слова мой "идеал", в неслучайном исполнении Баталова. Это Гусев, физик-ядерщик. У него двойственное положение - с одной стороны - создание орудий убийства. Но с другой стороны и средства защиты - Добра от Зла.

В чем же Вера его? А она потрясающая! Она огненная, ведь вера - это то, что высекает огонь. Прометеевский... Собственно, об этом Гусева спрашивает при последней встрече отец ("а уверен ли ты, сын?...). И сын, уже знающий, что обречен, твердо отвечает "Да".
Он верит в незыблемость этого Добра и нужность жертвы - прежде всего, собой. Во имя чего? Прогресса? Можно и так, если под прогрессом понимать рост души - через труд, отдачу себя, борения, лишения, любовь.

Еще в чем его вера? Во что? Смею домыслить - в бесконечность жизни. В то, что Бог сохраняет всё, что служит развитию. И всё повторится, всё будет сначала, еще 99 раз - обещает герой, умирая, своей любимой. Это уже близко к религиозно-стратегическому вИдению: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Предчувствие реинкарнации? Вполне возможно... Ученые, если они настоящие - от Бога - имеют сильную интуицию.

Во всяком случае, только глубокое внутреннее чувство Бога, Его законов и Его бесконечности, предлагаемой Идущим, может давать молодому человеку (а Гусев ведь совсем молодой) такую веру, чтобы спокойно (!), где-то даже подшучивая над собой ("один гусь" - единица т/я реакции) умереть за Идею.

Так что я хочу сказать... Главное?
Понимаете, нам показан Человек НАСТОЯЩЕЙ Красоты, ума и могучего обаяния Веры. Причем - выросший и ставший таким в Советском Союзе! Именно в этой, неоднозначно-волшебной и малопонятной до сих пор стране. Не в Оксфорде он, герой, трудится, облучается и отдает жизнь, не в Силиконовой Долине.

Думается, это образец той лучшей (плюсовой, скажем так) части советских людей, что жили тогда, в СССР. Наряду с  минусовыми. И многие из этих реальных, не киношных "гусевых" живы, слава Богу, и сегодня. Это не надутые чиновники или олигархи, не партлидеры, не обыватели на турецких пляжах. Скорее всего, это скромные и сердечно-умные (синоним интеллигентности) пред- и пенсионеры, еще помнящие "Литературку", "Новые миры" и смотрящие в который раз со слезами старые, чудесные фильмы.
И лучше черно-белые - как вся наша жизнь. Как любая ее модель - всегда диалектичная: плюсы вперемешку с минусами. Почва для нашего развития...

И дело совсем не в модели политики-экономики - шведской ли, японской ли, монархии или республике. Дело в самом человеке. Чувствует ли он себя бессмертным?
Взять друга Гусева - играет его Смоктуновский, и тоже гениально. Но это совсем иной экземпляр. Илья (Или я?) тоже умен, компетентен - сказали бы мы сейчас. Профи. Но он не будет лезть под ядерные лучи. Вера не та. Иными словами, он не уверен, стоит ли? Но можно не сомневаться - он поедет (уже давно уехал, скорей всего) работать туда, где больше платят. Он не чувствует себя бессмертным, как Гусев. Он любит говорить, что жизнь-то одна... И вообще, любит говорить, Рассуждать...
 
Но вернусь к гусевым и им подобным. Может, не к таким большим героям, как он, а к тем, кто делает постоянные, пусть, маленькие подвиги в своей маленькой жизни. Накапливает положительные шаги, устойчивые качества души. Это наши родители, тетушки и дядюшки,в основном провинциальные, это наши пожилые учителя, прочие знакомые. Это выходцы из СССР. А может, еще из царской России?

Приглядитесь... Они не орут на площадях в исступлении, нет. Они копают дачку, учат читать, любить поэзию, видеть красу мира детей-внуков, своих и чужих, на последние деньги  покупают билет в местную филармонию и гладят старинный белый воротничок, украшают подъезд букетами из камышей и наивными офортиками, изобретают, мастерят что-то добросовестно и кропотливо, не ожидая барышей и славы. НО! На них-то, этих незаметных "культуртрегерах", вовсе не мнящих себя таковыми, и стоит пока еще, хоть и шатается, Культура. И России, и мира. Культура как система наивысших ценностей, сохраняя которые ты НИКОГДА не умрёшь, человек....

Наверное, СССР и создавался для того, чтобы выросла она - эта порода прекрасных и талантливых идеалистов, таких, как герой фильма "Девять дней одного года". И она неизбежно должна сохраниться! Бог даст.

Фильм устами Гусева говорит о том, что любой путь - даже не удавшийся, ценен и важен, показывая нам, что осталось еще 99 попыток из 100...

И этот жизнеутверждающий, глубоко философский тезис можно распространить на любое социально-политическое явление. И на каждую судьбу.


П.С. Кстати, мои студенты обожают смотреть старые советские фильмы. Тоска по Идеалу?


Рецензии
Со всем согласен, если только заменить веру в бога верой в человека. Именно этой верой жил Гусев. И всё делал ради людей. Те высокие идеи, которые опошлялись и пятнались действиями руководителей страны, жили в людях, таких, как Гусев.

Александр Крохин   07.12.2016 17:47     Заявить о нарушении
Соглашусь. если только верой в "человека восходящего" По Лестнице.
Спасибо Вам.

Екатерина Щетинина   15.12.2016 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.