Кино, контркультура и психоистория восьмидесятых
Советские дети знали книжку Лаймена Фрэнка Баума «The Wonderful Wizard of Oz» в пересказе Александра Волкова, как серию книг, начиная с «Волшебника Изумрудного города». (Между прочим, кое-кто из литературоведов до сих пор понимает творчество Баума как политическое сатиру на тогдашних американских правителей.)
Волкова часто обвиняют якобы в плагиате, но как известно, студия Walt Disney Pictures, рискнувшая также переписать Баума и снять «Возвращение»,
не выплачивала никаких интеллектуальных гонораров, кроме некоторой суммы за красные башмачки: в 1985 году «страна Оз» уже была национальным достоянием.
Несмотря на полученную в 1986 году премию Американской киноакадемии за лучшие визуальные эффекты, культовую картину Уолтера Мёрча нельзя считать коммерчески успешной. Причины ниже.
Если вкратце пересказать «Возвращения», получится невразумительное и невпечатляющее изложение. Все меняется, лишь только к фильму прикладывают какое-либо толкование: мы обнаруживаем явные антипсихиатрические мотивы и контркультурные реминисценции. Вряд ли Мерч страстный поклонник антипсихиатров Р. Лэйнга или М. Фуко, но соавтор Лукаса по фильму «THX 1138» ощутимо «немного контркультурен». «Возвращение» - фильм, принадлежащий восьмидесятым годам. (Сделаю ремарку. Мерч в юности тусовался с "Фи-бета-каппа", это старейшее привилегированное студенческое братство в США, по первым буквам слов девиза по-гречески. Само собой, Джордж Буш-старший также состоял в Фи-бета-каппа. А можно ли глубоко понять сюжет картины во времена «после эпохи Бушей»? Когда торжествует гнилостный американский неоконсерватизм, произрастающий из сословно-кастового студентов мышления элитарных вузов?)
В октябре 1899 года, через шесть месяцев после возвращения из страны Оз, Дороти пытается рассказать родственникам о своих переживаниях. Тетя и дядя, наблюдая за онейродными фантазиями Дороти, решают поехать к знатоку лечения электротоком доктору Уорли. Так Дороти режиссера Мерча неожиданно для зрителя становится жертвой мошеннической карательной психиатрии (девочку пытаются избавить от тревожных воспоминаний каким-то странным прибором — то ли посредством ЭСТ, то ли «электросонтерапией»). После издевательств медперсонала, девочку привязывают ремнями к каталке и везут в процедурную, но по счастливой случайности Дороти бежит из больницы во время грозы вместе со странного вида босоногой девушкой. Они падают в бурлящую от дождя реку, Дороти теряет сознание, а после пробуждения начинается новая история.
Ныне Изумрудный город в руинах, жители превратились в камень. Нашу героиню преследуют «люди на колесиках» (wheelers - колеса вместо рук и ног), Дороти попадает в плен к злой принцессе Момби, отрезающей у красивых девушек головы, чтобы использовать их в косметологических целях и т. д. Концовка позитивная. После некоторых интригующих и символических событий, спасенные жители страны Оз просят Дороти принять корону, но девочка понимает: необходимо вернуться в Канзас. Кто же будет править волшебной страной? К счастью, в зеркале Дороти видит ту самую сумасшедшую босоногую девушку, которая помогла ей бежать из психоневрологической больницы: это принцесса Озма, законная королева. Озма, спасенная Дороти, вступает на трон и с помощью волшебных туфелек телепортирует девочку домой.
Семья находит девочку в Канзасе на берегу реки, тетя говорит, что клинику Уорли поразила молния, злобный доктор погиб в огне. Дороти видит, как медсестра Уилсон арестована и заперта в клетке. Наконец, Дороти общается «через зеркало» с принцессой Озмой, но когда Дороти хочет позвать тетю, Озма призывает девочку держать все в тайне. Следует ли понимать это заключительное нравоучение как вступление Дороти в мир взрослых: отныне никогда никому не рассказывай о своих переживаниях?
Американские критики писали, что «дети, несомненно, будут поражены мрачностью фильма». Канадский киновед Джей Скотт выразился еще более резко: слишком жуткий сюжет, чтобы зрители могли сочувствовать, ибо на протяжении всего фильма сохраняется тенденция нагнетать страх, независимо от развития сюжета. Действительно, это мрачная, жуткая, а иногда и страшная картина.
Но Уолтер Мёрч вполне откровенно дает прямые указания на своего вдохновителя — это малоизвестный в России и тем более в СССР Майкл Леси.
Здесь следует сделать паузу, так как Майкл Леси фигура настолько занимательная и неоднозначная, что его «психоисторическое» творчество заслуживает отдельного большого обзора.
Смотреть, например, здесь https://vk.com/video-64190172_168723659
Свидетельство о публикации №215101801008