Ночной разговор
Муж сидел с краю в своей полосатой пижаме и уныло смотрел в окно, не находя слов в ответ. Всё, что говорила ему жена, было горькой правдой, и у него не было ни малейшего желания подбирать какие-либо аргументы в своё оправдание. Да и сил для этого уже не было — так всё надоело... Хотелось только одного — спать.
В комнате царила напряжённая тишина, нарушаемая лишь тиканьем часов. Муж понимал, что жена права, но от этого ему не становилось легче. Он чувствовал себя опустошённым и разочарованным в себе, в семейной жизни, которая уже давно не клеилась, да и вообще во всём, что пришло сейчас в голову.
— Ты вспомни, Нефёдов! — продолжала жена, и в голосе её звучали нотки разочарования и обиды. — Имел ли ты право тогда жениться, без жилья, без работы… При этом ты был всего лишь на первом курсе института. А я тогда… О, какая же я была глупой! Молодая, с ветром в голове, повелась на романтику. Ну как же, художник — звучит красиво и многообещающе, правда? А на деле — студентик без порток, одни амбиции… — Татьяну несло, и Нефёдов это хорошо понимал.
Она вспоминала то время, когда их совместная жизнь только начиналась. Уже тогда ей казалось, что она совершила ошибку, поддавшись эмоциям. Но отступать было поздно. «А что люди подумают?» В то же время она понимала, что молодость и желание быть вместе с любимым человеком часто затмевают разум.
Поэтому он уже давно перестал её слушать и только умело делал вид, что внимает её речам. Тридцать пять лет совместной жизни приучили его к подобным монологам, но он так и не понял, почему женщин именно ночью тянет на разговоры или на выяснение отношений. Когда пора идти в постель, чтобы дарить и принимать любовь, а не выносить мозг друг другу.
Но если вдруг случится какая-нибудь оплошность в этом вопросе, то и вовсе беда. Ведь неудовлетворённость может заставить женщину высказывать своё недовольство до самого утра, отыгрываясь за всё сразу...
— Нет, ты что, всё молчишь, словно я со стеною разговариваю, — жена продолжала нагнетать обстановку. Её голос звучал раздражённо, словно ненастроенная басовая струна.
Её постоянно бесила холодная выдержка и спокойствие мужа. Они были не более чем защитным механизмом. Он намеренно сохранял хладнокровие, чтобы не подпитывать её наступательный порыв. И так понятно: не отвечай, рано или поздно «шарик сдуется», и поток негатива иссякнет.
В прошлом он был одарённым художником, но годы взяли своё, и желание творить постепенно поугасло. Когда-то его картины оживляли пространство, особенно своими необычными сюжетами, но теперь кисть в руках дрожала, а мысли путались. Возможно, возраст вносил свои коррективы, затуманивая творческое видение. Но он хорошо знал, что дело не в этом. Просто однажды словно что-то оборвалось внутри, и он понял, какая это всё пустота и профанация. Тупые заказчики ждали тупых сюжетов, замешанных на примитиве. Для них главное совпадение в цвете пятна картины на стене и дивана со стенами.
Мастерская была наполнена холстами, словно музей искусства. Стеллажи плотно забиты, а на стенах — незаконченные полотна. Картины почти не продавались, а может, он просто не мог их продавать и не было желания возиться с этим. Времена менялись, и ему трудно было уловить новое веяние, понять, что сейчас востребовано. Быть в мейнстриме. Что это такое? Да всё очень просто: твои полотна должны нравиться всем, но если ты настоящий художник, они точно не будут нравиться тебе. А каково это — плодить уродцев и получать эти тридцать сребреников? Кусок в горле поперёк станет. Вот он и стал отлынивать от своих обязанностей: добывать деньги и хоть что-то исполнять в постели...
Молодящаяся жена ждала этого. Она хорошо знала, что муж может многое, но видно, она не тот объект, который может привлечь его внимание. Вот она и повадилась каждый вечер, а потом переходящий в ночь устраивать такие повальные разборки...
А что он? Всё было бы нормально, если бы он продолжал заваливать её деньгами, как это было раньше, но многие заказчики отвернулись от него, считая лишней тратой денег приобретать его замысловатые никому не понятные холсты... Но дело было не только в этом. Его работы перестали соответствовать ожиданиям публики, и Нефёдов чувствовал себя одиноким в своём творчестве. Он понимал, что его время ушло, и это осознание приносило боль.
— Нефёдов, неужели ты не видишь, что ты ни рыба ни мясо? И это тянется через всю нашу совместную жизнь. Ты действительно очень изворотливый и скользкий человек, как мне порой кажется...
Татьяна была филологом по образованию и любила в своей речи употреблять различные обороты и поговорки. Она мастерски владела словом и получала истинное моральное удовольствие от разговора, в котором умело выстраивала заранее продуманные фразы. Её речь была изысканной и продуманной, она мастерски вводила своего оппонента в тупик, демонстрируя глубину своих познаний и гибкость мышления. И тут начала снова:
— Я всю жизнь неустанно трудилась, не ведая отдыха, старалась любым путём добыть деньги для нашей семьи. Я делала всё, чтобы мы могли сводить концы с концами, чтобы наша жизнь была более-менее сносной. Я хотела, чтобы мы не знали нужды, и шла вперёд, не щадя себя. А ты?
Ты писал свои картины, но кому они были нужны? Да, сначала к нам повалили деньги, но как быстро и именно по твоей милости этот рог изобилия пришёл в упадок. Ты жил в своём мире, где царила именно твоя живопись, а я — в реальности, где каждый день нужно было бороться за выживание. Ты неудачник, Николай Ильич? Ты мечтатель. Для тебя твои облака, закаты и восходы были куда важнее материального блага. И только такая, как я, смогла разглядеть в тебе что-то большее, чем просто человека, могла увидеть свет в твоей душе и подобрать тебя, как цветок, увядающий в тени, и дать ему возможность распуститься.
Я верила в тебя больше, чем ты сам. Но посмотри на меня и на себя: я сильная, я справляюсь с трудностями, а ты... Ты не всегда можешь самостоятельно справиться с бытовыми задачами. Ты за квартиру заплатить не можешь. И если со мной что-то случится, кто позаботится о тебе? Я всё делаю: и деньги зарабатываю, и права отстаиваю, и о доме забочусь. А кто ты? Всеми забытый мазилка?
Проснись, Нефёдов, вспомни, как ты когда-то преподавал, и у тебя это хорошо получалось. В твоих руках знания оживали, и ты умел передавать их другим. Возьми лучше себе учеников, чтобы они могли перенять твои знания и навыки, а ты, в свою очередь, принес бы в дом что-то ценное и значимое. Ты способен вдохновить и научить, и это может стать твоим вкладом в нашу жизнь. Ты можешь стать прекрасным учителем, который помогает другим увидеть мир по-другому...
Николай Ильич стал уставать от нескончаемого потока слов, который низвергала его жена. Они сыпались, словно из рога изобилия, и вскоре у него начала болеть голова. Он пересел в мягкое кресло, стоящее рядом с кроватью. Отсюда, из проёма окна, был виден старый могучий тополь. Луна, запутавшаяся в его обнажённых ветвях, казалось, улыбалась художнику, придавая осеннему пейзажу особую поэтичность.
На дворе стоял октябрь, но погода продолжала радовать своими тёплыми деньками. Нефёдов плотнее укутался в плед, наслаждаясь ощущением уюта. Теперь можно сосредоточиться и о чём-нибудь подумать.
Он часто пользовался этим приёмом, когда его жена расходилась не на шутку. Николай делал вид, что внимательно слушает её, а сам в это время уходил мыслями в свой внутренний мир, где царили покой и размышления о сокровенном. Это был проверенный способ обрести ясность мысли и душевное равновесие.
В такие моменты, погружаясь в размышления, Николай Ильич чувствовал, как напряжение отпускает, а мысли становятся яснее и глубже. Он знал, что это поможет ему сохранить внутреннюю гармонию, несмотря на внешние обстоятельства.
Вот и сейчас подспудно он понимал, что Татьяна права, но соглашаться с этим никак не хотелось. В глубине души он чувствовал, что его жизненный путь, возможно, не совсем тот, которым следовало бы идти, но признать это было невыносимо. Как же вся его жизнь? Неужели она была прожита напрасно? Нет, такого быть не могло. То, что он делал, кому-то было нужно! Пускай не всем, но кому-то это приносило пользу...
Сколько картин было продано, пусть не задорого, но всё равно — они находили своего покупателя, значит, нравились людям. А как помогли его связи: сына от армии «откосил», не дал попасть в неприятную ситуацию. Когда сын попал в беду из-за наркотиков, Нефёдов помог закрыть дело, чтобы избежать серьёзных последствий. Даже дочку он смог устроить в престижный институт.
Но почему-то сейчас вспоминали только плохое. Его заслуги не упоминались, а лишь выговаривалось всё самое неприятное. А кто сейчас без грехов? Пусть первым бросит в него камень тот, кто может сказать, что прожил жизнь без ошибок. Жена ещё не обо всех его изменах знает, а то, что знает, скрыть уже невозможно... Да, чего говорить, покуражился мужчина, но не будем об этом.
Он и не собирался оправдываться. Это не в его правилах. Никому не нужна эта, правда. «Правдивая ложь» надёжнее будет. Она не мешает тихому течению жизни, если только изредка болезни припекать начнут. Ну, как без них, - это святое. А чтобы там скандалы какие, с битьем посуды и хлопаньем дверей, это не про них...
- Николай, ты меня слушаешь или опять только вид делаешь?.. Я понимаю, что надоела тебе. Но найди себе помоложе. Развлекись с ней, только не будь таким занудой. Тебе чего, любви не хватает? Вот и давай, я тебе разрешаю, если не боишься, что найдут потом твой холодный труп среди скомканных простыней. А она уйдёт, даже «скорую» не вызовет. Татьяна остановилась, видно, перевести дух, потом продолжила: — Нефёдов, пойми, ты уже старик. Из тебя песок сыплется. Тебе уже о вечности подумать надо, а ты всё под юбки смотришь. По крайней мере, это уже опасно для жизни. Я понимаю, что такая, как я, тебя уже не устраивает, но это же лучше, чем на стороне какую-нибудь заразу подцепить. Ну что ты извиваешься, как уж на сковородке?.. Ты думаешь, я не знаю о твоих похождениях с натурщицами. Фу, как это пошло. Неужели что-то нового придумать нельзя. У тебя диван в мастерской весь износился, пора чинить, а то, не ровен час, провалитесь, вот смеха-то будет. Представляю, как ты на полу с лапками вверх, как жук навозник... Так и не встанешь, пока тебе руки не подадут. На что ты годишься, Нефёдов? Ладно уж, иди сюда, согрею!.. Замёрз, наверное, как цуцик? Куда ж ты без меня?..
Они лежали вместе. Татьяна прижимала мужа к себе, хорошо понимая, что и она без него никуда. Стрелки часов на стене показывали четыре утра. Летом в это время уже светало, а сейчас октябрьское небо за окном было тёмным, с рассыпанными по нему холодными осенними звёздами.
2015г*+)
Свидетельство о публикации №215101801153
Женщине несказанно повезло, что она может всё высказать мужу.
Не всякий муж это позволит.
И мужчина умница: чтоб сохранить гармонию в душе, уходит мыслями в свой внутренний мир.
Да ещё и близкие постельные отношения не утрачены.
Идеальная семья.
С уважением к автору,
Галина Шевцова 11.10.2025 16:44  Заявить о нарушении
Сергей Вельяминов 11.10.2025 19:09 Заявить о нарушении
