Воин света - Саша Чёрный

ВОИН СВЕТА – САША ЧЁРНЫЙ (К 135-летию со дня рождения)
Эссе
Талантливый человек – талантлив во всем. Эта истина очевидна и не требует доказательств. А биография Александра Михайловича Гликберга, больше известного под литературным псевдонимом Саша Чёрный, еще одно подтверждение этого. Поэт и писатель, детский сказочник и сатирик, волонтёр и общественник – это все о нем. Но и этим не исчерпывается перечень всех граней этого исключительно талантливого человека. Далеко не всем почитателям его поэзии и прозы известно, что Саша Чёрный был еще и военным писателем. Правда, не привычным военкором или репортером, а эдаким Воином света - человеком, способным постичь чудо жизни и бороться за это до конца.
Впрочем, не многие также знают, что гений русского слова, великий прозаик Иван Сергеевич Тургенев свой путь в литературе начинал как поэт. И, более того, он написал множество романсов, среди которых и знаменитый «Утро туманное», давно считающийся народным. Нечто подобное случилось и с военными произведениями Саши Чёрного, в очень непростой биографии которого армейская служба занимает весьма значительный отрезок в шесть лет, став подлинным полем для творчества, неисчерпаемым источником сюжетов и характеров.
Будучи в очередной раз изгнанным из гимназии, на этот раз – из-за конфликта с директором Второй Житомирской, Александр Гликберг принял решение поступить на военную службу. Правда, умчаться куда-нибудь подальше, как он хотел, не получилось, и в сентябре 1900 года началась его служба в учебной команде Галицкого 20-го пехотного полка, располагавшегося на хуторе Врангелевка в трех верстах от Житомира, по Брест-Литовскому шоссе. За два года службы впечатлений у молодого человека скопилось изрядно, что проявилось позднее в целом ряде поэтических произведений, в том числе – в прославившей его «Чепухе»:
             Взял Линевич в плен спьяна
             Три полка с обозом…
             Умножается казна 
             Вывозом и ввозом.
Но куда больше впечатлений вынес Саша Чёрный, ставший уже известным поэтом, за четыре года Первой мировой войны, на которую он попал по мобилизации. Конечно, в боевом строю от  него, хлипкого интеллигента, толку было бы мало, и службу он нес в качестве  зауряд-военного чиновника в госпиталях и тыловых учреждениях. И воспоминания о тех годах не оставляли его до конца жизни, подталкивая к написанию целого цикла «Солдатских сказок». Впрочем, есть среди его сказок, написанных нарочито упрощенным, народным языком и такие, что с войной и военной службой мало связаны. К примеру, «Кавказский черт» является довольно удачным и доступным для понимания пересказом знаменитого лермонтовского «Демона».
Конечно, по остроте его персонаж-рассказчик до Швейка не дотягивает, но вот с Тёркиным вполне сравним по истинно народным выражениям и характеристикам. Вот как выглядит Демон в его интерпретации: «В ту пору одинокий Кавказский черт по-за тучею пролетал, по сторонам поглядывал. Скука его взяла, прямо к сердцу так и подкатывается. Экая, думает, ведьме под хвост, жисть! Грешников энтих, как собак нерезаных, никто сопротивления не оказывает, хоть на проволоку их сотням нижи. Опять же кругом никакого удовольствия…»  Или еще, в конце: «Побагровел черт, оченно ему обидно стало, - за всю жисть в первый раз на хорошую линию стал, а ему  никакого доверия. Однако голос свой до тихой покорности умаслил и полную княжне присягу по всей форме принес…»   Ну чем не Демон, с которым многие идентифицировали самого Лермонтова!..
В целом же «Солдатские сказки», увидевшие свет отдельным изданием лишь после смерти автора, представляют собой пусть и небольшой, но весьма ценный кладезь народной мудрости, цепко схваченной уникальной памятью Саши Чёрного и мастерски донесенной до читателей всех возрастов и сословий. В них он сам выступает как бы «за кадром», но вполне заслуживает титула ВОИН СВЕТА, воин добра, умеющий увидеть мир детскими глазами.  Он человек, способный к анализу самого себя и всего окружающего. Мыслить же ему помогает собственная душа. Глядя на него, вряд ли кто-то из нас сочтет и себя Воином света, но стать им может каждый. Если брать за пример Сашу Чёрного!..
         А пример «Солдатских сказок» характерен для автора в обращении к богатствам устной народной речи. Он читал в Париже доклады об апокрифах Лескова и о русских народных  песнях, а в шутку мечтал, чтобы на Новый год дед Мороз подарил ему старое издание Толкового словаря Даля.  И метко записал А.Иванов, что «никто из собратьев С.Чёрного по перу не достиг такого слияния с народным духом, такого растворения в стихии народной речи, как автор «Солдатских сказок»… Ведь С.Чёрный все-таки городской человек». Но в том-то и своеобразие подлинно русской литературы, что она никогда не теряла связи с народом, с богатством его фольклора. Именно благодаря этому Саша Чёрный, даже пребывая в эмиграции и не будучи русским по крови, всегда оставался русским писателем.

    На передовую Саша, естественно, не попал, но ужасов войны и в Варшавском госпитале насмотрелся, что называется, до отрыжки! Спасла его от вероятного списания в «жёлтый дом» Мария Ивановна – его жена и ближайший друг. Это она выхлопотала  для него перевод в Полевое управление 5-й армии, стоявшее в Двинске. Наблюдая войну как бы со стороны, Саша Чёрный замечал зачастую то, что другим не было видно. Так он отметил и престарелого генерала Грубера, которого знал еще в Житомире, и под началом которого оказался в 5-й армии:
 Жил старик в Житомире, в отставке, 
 Яблони окапывал в саду,
 А пришла война, поднялся с лавки 
 И, смеясь, сказал родным: Пойду!..
Тем самым он, очевидно, утверждал: когда идет война, все должны, в меру своих сил и возможностей, нести ее тяготы.


Рецензии